Г. Джемаль - Исламская интеллектуальная инициатива в ХХ веке

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Исламская интеллектуальная инициатива в ХХ веке"
Описание и краткое содержание "Исламская интеллектуальная инициатива в ХХ веке" читать бесплатно онлайн.
Данный сборник бесед и исследовательских работ участников научной группы Исламского комитета под руководством Гейдара Джемаля посвящен развитию идеологии политического ислама в ХХ веке. Статьи членов Центра изучения конфликта, раскола, оппозиции и протеста посвящены, в частности, анализу взглядов видных теоретиков политического ислама – таких, как Сейид Кутб, аятолла Хомейни, Али Шариати, Калим Сиддыки. Вниманию читателя также предлагаются исследования, посвященные «черному исламу» и католической теологии освобождения. Участники научных семинаров обсуждают перспективы развития исламской политической мысли в ХХ веке, а также очертания нового протестного дискурса в наступившем столетии.
136
Термин «тасаввуф» является производным от арабского слова «суф» — «шерсть», поскольку мистики-суфии (дервиши) носили грубые шерстяные одежды в знак отречения от соблазнов этого мира. Таким образом, отличительной чертой суфиев является их аскетизм, одним из ранних аскетов является известный факих Хасан аль-Басри (ум. в 728 году). Его учениками стали Рабаха ибн Амр, ад-Дарани (конец VIII — начало IX века), а также знаменитая басрийская поэтесса Рабийа аль-Адавийа. К середине IX века движение приобрело оттенок мистицизма, носящего явный пантеистический характер. Основа суфийского мировоззрения — идея мистического познания Бога, концепция самосовершенствования человека, заключающегося в отрешении от мирских благ, эзотерическое толкование Корана и Сунны. Цель суфия — полное исчезновение собственного «Я» (фана), сближение с Богом, бескорыстная любовь к Нему и (в крайнем суфизме) полное растворение, слияние с Богом в состоянии экстаза. Наиболее известными представителями «крайнего» суфизма являются Абу Язид аль-Бистами (ум. в 875 году), проповедовавший экстатический восторг и опьянение мистической любви к Богу, а также суфий-пантеист аль-Халладж (858-922), которому принадлежит высказывание «Ана аль-Хакк» («Я есть Истина», что эквивалентно утверждению «Я есть Аллах»), за что был обвинен в богохульстве и приговорен к сожжению. Существовало и более «умеренное» крыло суфизма (его приверженцами являлись мистики аль-Харис аль-Мухасиби, Зу-н-Нун аль-Мисри, аль-Харраз, аль-Джунайд), последователи которого делали акцент на скрупулезном соблюдении всех религиозных обрядов и предписаний, благочестии и самоконтроле, практиковали многократные молитвы и посты. «Легализация» суфизма связана с деятельностью теолога, философа и факиха Абу Хамида аль-Газали, полагавшего, что польза суфизма заключается в его концепции самосовершенствования человека. Пик расцвета суфизма приходится на XIII-XIV век, после чего развитие философского суфизма пошло на спад. Что касается институциализации суфизма, то дервиши объединялись в братства — тарикаты (в течение XII-XIV вв. сложилось 12 основных тарикатов: рифайа, исавийа, шазилийа, сухравардийа, чиштийа, кубравийа, кадирийа, бадавийа, маулавийа, бекташийа, халватийа, накшбандийа, существуют и иные объединения). Внутренняя структура суфийских орденов базировалась на принципе жесткого иерархического подчинения, а руководителем объединения является шейх, как правило, получающий свой пост по наследству. Он назначает своих представителей в филиалах дервишского братства, роль промежуточного звена исполняют наибы. Основным структурным элементом тариката является взаимосвязь «наставник (шейх) — ученик (мюрид)». Тарикаты руководствуются письменно зафиксированным сводом правил и предписаний, в число которых входит цепь духовной инициации, посвящения и приобщения к божественной благодати, которое возможно лишь под руководством духовного наставника — носителя благодати (бараки). Важнейшими обрядами являются обряд инициации, посвящения и зикра (прославление имен Аллаха). В рамках суфизма получил распространение культ святых (в суннитском суфизме — вали), которым приписываются сверхъестественные способности (карамат), и концепция святости (вилайя).
137
До начала пророчества Мухаммад часто уединялся в пещере Хира на горе ан-Нур близ Мекки для того, чтобы предаваться размышлениям о смысле жизни. Согласно исламу, именно там ему в первый раз явился ангел Джабраил, чтобы передать Откровение от Аллаха (Коран) и сообщить ему о его пророческой и посланнической миссии. Содержание первого откровения, по мнению большинства мусульман, было следующим: «Читай! Во имя господа твоего, Который сотворил, сотворил человека из сгустка. Читай! Ведь Господь твой щедрейший, Который научил тростинкой для письма, научил человека тому, чего он не знал» (96:1—5). Эта ночь получила название Лейлят уль-Кадр (Ночь могущества). Считается, что это произошло в один из последних десяти нечетных дней месяца Рамадан, большинство мусульманских теологов склоняется к версии о дате 27 рамадана.
138
Начиная с X века в суфизме укрепляются представления о «незримой» иерархии живых святых, члены которой сокрыты от большинства смертных. Эту иерархию венчал «верховный вали» — «кутб», который считался мистическим полюсом страданий и обид, главным носителем заветов на Земле, молитвами и заступничеством которого вселенная оберегается от зол и несчастий. Когда умирал очередной известный суфий, его последователи, как правило, тут же объявляли его «кутбом».
139
Парменид — древнегреческий философ VI века до н.э., представитель школы элеатов, автор поэмы «О природе», развивал учение, согласно которому противоречие носит абсолютный характер.
140
Гераклит — древнегреческий философ VI века до н.э., современник Парменида, создатель диалектического учения об огне, «мерами возгорающегося и мерами затухающего», как о первооснове всего сущего.
141
Умар ибн Абд аль-Азиз (717-720) — один из омейядских халифов, правнук Умара ибн аль-Хаттаба по материнской линии. Умар II прославился тем, что пытался прекратить националистическую, тираническую и противоречащую установлениям ислама политику Омейядов, вел скромный и непритязательный образ жизни, реформировал несправедливую систему налогообложения, предоставил больше прав неарабам, стремился восстановить единство мусульман — так, он сделал ряд шагов в сторону примирения с шиитами — например, упразднил практику публичных проклятий в адрес имама Али (АС) на пятничных джума-намазах, что имело место при других Омейядах, вернул фруктовый сад Фидак (который должен был остаться в наследство дочери Пророка (СААС) Фатиме) наследникам Али. С другой стороны, он стремился прийти к соглашению с хариджитами, прекратить межплеменные противоречия. Однако после смерти данного халифа все эти достижения и реформы вновь были преданы забвению, а Омейяды вернулись к прежним методам правления.
142
Хадис состоит из двух частей: матн (текст хадиса) и иснад (цепочка передатчиков), поскольку долгое время (начиная с периода правления халифа Абу Бакра) хадисы уничтожались, и лишь Али (АС) сохранил те хадисы, которые сам записал. Поэтому, когда сунниты ощутили потребность в хадисах, начался их активный сбор, безупречный иснад же стал рассматриваться в качестве гарантии их достоверности.
143
Ханифы — единобожники в доисламской Аравии, которые не являлись ни иудеями, ни христианами.
144
Джемаль, Г. Иран идет гибельным путем СССР // Завтра, август 2002. Огненный ислам.
145
Джемаль, Г. Иран идет гибельным путем СССР // Завтра, август 2002. Огненный ислам.
146
Дружиловский, С. Б. К вопросу о характере антишахской революции в Иране // Иран: ислам и власть. М., 2001. с. 23.
147
У шиитских улемов сложилась определенная иерархия: 1) ходжат-уль-ислам («доказательство ислама»), 2) аятолла («знамение Аллаха»), 3) великий аятолла, 4) марджа-е-таклид («образец для подражания»).
148
Изречения, афоризмы и наставления имама Хомейни. Тегеран, 1995. с. 17.
149
Речи имама Хомейни. Речь семнадцатая // Имам Хомейни. Путь к свободе. Речи и завещание. М., 1999. с. 214.
150
Речи имама Хомейни. Речь семнадцатая // Имам Хомейни. Путь к свободе. Речи и завещание. М., 1999. с. 214.
151
Изречения, афоризмы и наставления имама Хомейни. Тегеран, 1995. с. 15.
152
Изречения, афоризмы и наставления имама Хомейни. Тегеран, 1995. с. 35, 54.
153
Речи имама Хомейни. Речь тридцать третья // Имам Хомейни. Путь к свободе. Речи и завещание. М., 1999. с. 284.
154
Речи имама Хомейни. Речь тридцать третья // Имам Хомейни. Путь к свободе. Речи и завещание. М., 1999. с. 284.
155
Речи имама Хомейни. Речь тридцать третья // Имам Хомейни. Путь к свободе. Речи и завещание. М., 1999. с. 285.
156
Изречения, афоризмы и наставления имама Хомейни. Тегеран, 1995. с. 16.
157
Изречения, афоризмы и наставления имама Хомейни. Тегеран, 1995. с. 22.
158
Изречения, афоризмы и наставления имама Хомейни. Тегеран, 1995.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Исламская интеллектуальная инициатива в ХХ веке"
Книги похожие на "Исламская интеллектуальная инициатива в ХХ веке" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Г. Джемаль - Исламская интеллектуальная инициатива в ХХ веке"
Отзывы читателей о книге "Исламская интеллектуальная инициатива в ХХ веке", комментарии и мнения людей о произведении.