Г. Джемаль - Исламская интеллектуальная инициатива в ХХ веке

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Исламская интеллектуальная инициатива в ХХ веке"
Описание и краткое содержание "Исламская интеллектуальная инициатива в ХХ веке" читать бесплатно онлайн.
Данный сборник бесед и исследовательских работ участников научной группы Исламского комитета под руководством Гейдара Джемаля посвящен развитию идеологии политического ислама в ХХ веке. Статьи членов Центра изучения конфликта, раскола, оппозиции и протеста посвящены, в частности, анализу взглядов видных теоретиков политического ислама – таких, как Сейид Кутб, аятолла Хомейни, Али Шариати, Калим Сиддыки. Вниманию читателя также предлагаются исследования, посвященные «черному исламу» и католической теологии освобождения. Участники научных семинаров обсуждают перспективы развития исламской политической мысли в ХХ веке, а также очертания нового протестного дискурса в наступившем столетии.
Гейдар Джемаль, остро чувствующий необходимость коррекции проекта Сиддыки, вывел исламскую политическую мысль на качественно новый уровень ее развития. Прежде всего важно отметить, что «внетерриториальное исламское государство» вовсе не является государством с юридической точки зрения. Джемаль — это первый исламский мыслитель, обративший внимание на то, что Пророк Мухаммад (СААС), бывший военнополитическим лидером молодого исламского движения, основал в Медине вовсе не государство, а джамаат. Гейдар Джемаль, в свою очередь, указывает на два очень важных аспекта ислама. Во-первых, анализируя текст Корана, он соглашается с ленинской трактовкой государства как аппарата насилия, а потому подчеркивает, что не может быть никакого «мусульманского государства», ибо в священных текстах ислама прямо запрещены угнетение, тирания и несправедливость, против чего и выступали мусульманские пророки и праведные имамы, а также ничего не говорится ни о халифате, ни о «мусульманском государстве». Во-вторых, Джемаль обращает внимание на то, что исламский политический джамаат является полным аналогом и синонимом большевистских советов. Таким образом, удивительно, но исламский политический проект воплотился не в халифате и даже не в Исламской Республике Иран, а нашел свое отражение в ленинской идее советов. Таким образом, движение за исламскую власть — это не сражение во имя халифата, а борьба за власть Советов.
Джемалевское понимание исламского дискурса открывает широкие перспективы для консолидации разнородных протестных сил с политическим исламом. Если для Хомейни и «Ихван-аль-муслимин» была характерна резко антикоммунистическая риторика, и врата диалога были открыты только для правого, фашистского нонконформистского лагеря, то Джемаль, не являясь ни правым, ни левым в традиционном понимании, создает почву для полноценного альянса и с левыми силами.
Облик джамаата
Каковы принципы, на которых базируется исламский политический джамаат? Они зафиксированы в основных источниках исламского вероучения — Коране и Сунне. Прежде всего это отсутствие эксплуатации в любом ее виде. «Строго держитесь справедливости, свидетельствуя пред Аллахом, даже против самих себя, или родителей, или близких» (4:135). «Отчего вам не сражаться на пути Аллаха и ради слабых мужчин, женщин и детей, которые говорят: «Господи наш! Выведи нас из этого селения, жители которого тираны, и дай нам от Тебя покровителя, и дай нам от Тебя помощника» (4:75). Пророк (СААС) также говорил: «О рабы Мои, поистине, Я запретил несправедливость Себе и сделал ее запретной меж вами, так не притесняйте же друг друга!..» — гласят аяты Корана и священный хадис. «Бойтесь притеснений, ибо в День воскресения притеснения обернутся мраком» (Муслим). Известно высказывание имама Али (АС): «...Ничто так не ведет к утрате благосклонности Аллаха и не приближает Его возмездие, как гнет и несправедливость, ибо Аллах чутко внемлет мольбам обиженных и пристально следит за обидчиками». В хадисах притеснение рабов Божьих названо непростительным (то есть выводящим из ислама) грехом, существует также весьма интересное шиитское предание. Имам Бакир (АС), пятый имам, сказал: «В откровении, ниспосланном пророку Шуайбу (Иофору), Аллах Великий и Всемогущий сказал: «Я подвергну мучительному наказанию сто тысяч человек твоих соплеменников: сорок тысяч злодеев и шестьдесят тысяч праведников». Шуайб (АС) спросил, обращаясь к Аллаху: «О Господи, хорошо, первые — злодеи, а за что же праведников?» И Аллах открыл ему: «Они попустительствовали тем, кто творил богопротивные дела, и не разгневались, зная о моем гневе».
Помимо этого, ислам постулирует интернационализм, братство и единство мусульман («Крепко держитесь все вместе за вервь Аллаха и не разъединяйтесь: помните милость Аллаха к вам» (3:103)), соблюдение норм взаимоотношений между людьми, предписываемых шариатом, запрет на спекуляцию и ростовщичество («Не питайтесь ростом, вновь и вновь удваиваемым. Бойтесь Аллаха, и вы, наверное, будете счастливы» (3:130)), недопустимость концентрации капитала в чьих-либо руках, имущественного расслоения людей («Тем, кто скапливает золото и серебро, а не расходует их на пути Аллаха, возвести о мучительной каре» (9:34), «...они спрашивают тебя, что им растрачивать. Скажи: «Излишек». Так разъясняет вам Аллах Свои знамения — может быть, вы призадумаетесь» (2:219), «Не является верующим тот, кто насыщается в то время, когда его сосед остается голодным») — в частности, этому служит имущественный налог закят (третий столп ислама), которым облагаются люди, достигшие определенного шариатом уровня благосостояния.
Все эти цитаты также свидетельствуют о том общем идеологическом посыле, который роднит политический ислам с иными протестными дискурсами. Возникает другой вопрос: не будет ли препятствовать такому диалогу якобы имеющий место априори агрессивный настрой ислама по отношению ко всем немусульманам? В Коране есть, в частности, такие аяты: «О вы, которые уверовали! Когда отправитесь в поход за Аллаха, будьте осмотрительны и не говорите тому, кто обратился к вам с миром: «Ты неверный» (4:94), «Аллах не запрещает вам проявлять доброту и придерживаться справедливости по отношению к тем, кто не сражался с вами из-за религии и не изгонял вас из ваших домов; поистине, Аллах любит справедливых. Аллах запрещает вам дружить только с теми, которые сражались с вами из-за религии, выгоняли вас из ваших жилищ и способствовали вашему изгнанию. А те, которые берут их себе в помощники и друзья, являются беззаконниками» (60:8-9). Диалог и союз с немусульманами, если они не являются угнетателями и врагами ислама, а напротив, проявляют к нему симпатию и являются обездоленными либо борцами с капиталистической Системой, теологически и обоснован, и необходим.
О старых и новых мусульманах
Кто призван быть субъектом альянса с протестными силами со стороны многомиллионной уммы? Является ли каждый мусульманин явным либо потенциальным носителем проекта огненного, политического ислама?
Очевидно, что та часть этнических мусульман, которая отличается без-инициативной аполитичностью, уныло-прикормленным конформизом, наличием сахарозно-клерикальных штампов в сознании, к этому проекту вряд ли имеет какое-либо отношение. Люди, погрязшие в примитивной ритуалистике и думающие исключительно о том, какой рукой накладывать пищу, можно ли носить джинсы и пользоваться тенями для век, как предотвратить диверсионные вылазки вероломных волос из-под хиджабов, обречены остаться за бортом революционного ислама. Таких «правоверных», увы, достаточно — что является одной из бед исламской уммы.
Однако в исламе такие люди, к счастью, не доминируют, и нарастает противоположная тенденция. Пассионарность палестинских бойцов, иранских революционеров, иракских муджахедов — это яркие, убедительные, но далеко не единственные контрпримеры. Очевидно, что ядром исламского революционного политического движения суждено стать мусульманам двух типов. Это, во-первых, диаспорные этнические приверженцы ислама, живущие, получившие образование и работающие в немусульманских странах (кстати, в качестве примера таких мусульман можно назвать Сиддыки, Джемаля и отчасти Шариати, долгое время жившего на Западе и учившегося в Сорбонне). Во-вторых, это неофиты из числа современных европейцев и русских, количество которых неуклонно растет. Эти мусульмане кшатрийского, героического типа, как правило, хорошо образованны, пассионарны, антибуржуазно, антиклерикально настроенные и воспринимают ислам прежде всего в качестве политической доктрины, придерживаясь при этом его обрядовой стороны. Эти люди открыты к альянсам как с правыми, так и с левыми, к возможностям совместной политической борьбы. Несмотря на то, что Россия никогда не станет полностью мусульманской страной, новые мусульмане способны стать активными участниками протестного движения в нашей стране и искренними бойцами новой мировой революции.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. A model of an Islamic Constitution. London, 1983
2. Dr. Kalim Siddiqui. The Muslim Parliament of Great Britain: political innovation and adaptation. London, 1992.
3. Dr. Kalim Siddiqui. Generating ‘power’ without politics. London, 1990.
4. Dr. Kalim Siddiqui. Islam and West after Bosnia. London, 1993.
5. Dr. Kalim Siddiqui. The Muslim Manifesto. London, 1990.
6. Jahangir Mohammed MMP. The Home Office Strategy for Islam and Muslims in Britain. London, 1996.
7. Qutb S. Milestones. New Dehli, 1998.
8. Shariati A. An approach to the Understanding of Islam.
9. Shariati A. Civilization and modernization: «reflections of humanity».
10. Shariati A. Fatima is Fatima.
11. Shariati A. Jihad and shahadat.
12. Shariati A. Man and Islam: the free man and the freedom of man.
13. Shariati A. Our expectations of Muslim women.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Исламская интеллектуальная инициатива в ХХ веке"
Книги похожие на "Исламская интеллектуальная инициатива в ХХ веке" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Г. Джемаль - Исламская интеллектуальная инициатива в ХХ веке"
Отзывы читателей о книге "Исламская интеллектуальная инициатива в ХХ веке", комментарии и мнения людей о произведении.