» » » » Генрик Хмелевский - Христианство и религии мира


Авторские права

Генрик Хмелевский - Христианство и религии мира

Здесь можно скачать бесплатно "Генрик Хмелевский - Христианство и религии мира" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религиоведение, издательство Политиздат, год 1968. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Генрик Хмелевский - Христианство и религии мира
Рейтинг:
Название:
Христианство и религии мира
Издательство:
Политиздат
Год:
1968
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Христианство и религии мира"

Описание и краткое содержание "Христианство и религии мира" читать бесплатно онлайн.



Книга польского публициста Г. Хмелевского показывает процесс эволюции религии от первобытных верований к развитым религиозным системам. Она насыщена массой познавательного материала о истории древних народов, о возникновении и развитии их культуры. Серьезная полемика с современной богословской трактовкой проблем формирования и эволюции религиозных представлений делает книгу весьма полезной и актуальной для пропагандистов атеизма, преподавателей и студентов.

Книга вполне доступна верующим благодаря простоте языка и популярности изложения.






Однако правление жреческой касты и старой родовой аристократии вызывает все большее недовольство среди многочисленных средних классов, для которых были недоступны высшие посты и источники обогащения. Нарастал общественный конфликт и внутри господствующих классов. В результате всего этого фараон Аменхотеп IV провел государственную реформу, опираясь на мелких рабовладельцев. Реформа была, кстати, обращена и против всевластия жрецов Амона, ибо фараон взял на себя попытку введения нового государственного культа.

Своеобразие этой попытки было в том, что Аменхотеп IV создал нового бога, который, хоть и увязывался со старыми традициями культа солнца, был единым богом. Этот бог получил имя Атон, что означает буквально «солнечный диск». Новому богу были приписаны свойства всех других богов; он решал все вопросы на небе, а его сын, фараон, — на земле. В найденном в развалинах Тель-эль-Амарна (древняя столица фараона-реформатора) гимне в честь Атона автор (возможно, сам фараон) так описывает мощь нового бога:

Нет числа разноликим созданьям твоим.
Многообразие их скрыто от глаз человека.
Ты — единый творец, равного нет божества!
В единстве своем нераздельном ты сотворил
Всех людей,
Всех зверей,
Всех домашних животных,
Все, что ступает ногами по тверди земной,
Все, что на крыльях парит в поднебесье.
Свод небесный ты создал — блистать в нем
И созерцать с вышины деянья свои.
Ты един!
В обличье живого Атона
Ты восходишь и светишь, далекий, но близкий.
Но познал тебя и постиг
В целом свете один Эхнатон, твой возлюбленный сын[32].

Эхнатон значило «угодный Атону».

Сын бога Эхнатон — это сам фараон, который после реформы отказался от своего старого имени Аменхотеп. Реформа Эхнатона была проведена с большим размахом. Имя старого бога, Амона, преследовалось, храмы разрушали; разумеется, не щадили и жрецов. Поддерживавшие фараона представители средних классов, занявшие место старой аристократии, стали приверженцами нового бога. Народу было все равно. Но жрецы, и не только жрецы Амона, решительно противились новому богу, грозившему уничтожить их прежних богов, а с ними и влияние этих жрецов на общество. Поэтому после смерти фараона и его жены Нефертити наступила реакция. Жрецы снова восторжествовали.

Сын фараона Тутенхатон (что означает «живое изображение Атона») во славу Амона назвал себя Тутанхамоном. При царствовании его преемника реакция зашла еще дальше. Столица фараона-реформатора Ахетатон (современный Тель-эль-Амарна) была разрушена, а он сам был признан преступником. Новый фараон Горемхеб изменил только одно: наряду с культом Амона-Ра он ввел культ главного бога своей столицы Мемфиса-Пта, в остальном же все вернулось к старому.

История Аменхотепа IV и его красавицы-жены (что она была красива, мы знаем по известной высокохудожественной скульптуре) вызвала живой интерес и в наше время.

Еще бы! Создать нового бога, объявить войну признаваемым всеми и повсюду «бессмертным и всемогущим», противопоставить себя всесильным жрецам — это было даже для фараона слишком смело! Тем более, что гимн в честь Атона отчетливо свидетельствует: Атон был единым богом. Значит, монотеизм? Раньше, чем еврейский монотеизм? Единый бог задолго до Иеговы? Это был бы интереснейший эпизод в истории религии! Ведь Атон-самодержец мог стать конкурентом тому «единому и истинному», который во тьме ночной являлся мифическому Аврааму в далеком месопотамском городе Уре.

Апологеты христианства категорически отвергли подобную концепцию. Но эта концепция не может быть признана и объективной наукой о религии. Несомненно, культ Атона содержит много элементов культа единого, универсального бога, однако в нем нет монотеизма в его современном понимании.

Этот бог был еще слишком слаб, чтобы отодвинуть прежних богов. Общественный уклад недостаточно созрел для того, чтобы подобные представления привились и упрочились.

Власть фараона, самодержавная только внешне, фактически была ограничена олигархами, с которыми он волей-неволей должен был считаться. Именно такой уклад нашел свое отражение в мире богов Египта. Верховное божество, сыном которого считался фараон, правило миром при помощи разных менее могущественных богов.

Религиозная реформа Аменхотепа IV имела вполне земную подоплеку, была одним из средств для осуществления реформы государственного устройства.

Она ставила цель опрокинуть мешающую фараону власть олигархов и тесно связанной с ними касты жрецов.

Другой вывод, который следует из этого исторического события, — безрезультатность всякого административного вмешательства в область общественных явлений, а значит, и религии. Монотеизм Эхнатона провозглашался административным путем, был навязан обществу и поэтому сгинул одновременно со смертью своего создателя. Может быть, если преемники Аменхотепа IV поддержали бы его реформу и она, опираясь на государственную власть, сохранила бы силу надолго, от нее остался бы более серьезный след в истории. Однако она была погребена в развалинах, потому что не имела под собой подготовленной почвы, не вытекала из общественного уклада Египта того времени. Время веры в единого бога еще не наступило, и поэтому Атон был только «богом одного сезона».

Поскольку речь идет о влиянии общественного уклада на религию, нельзя обойти молчанием историю другого египетского бога — Озириса. Вокруг фигуры Озириса сложилось множество мифов. Их детальный анализ показывает, как силы природы, олицетворенные в фигуре бога, постепенно насыщаются элементами общественных сил и явлений. Вначале Озирис, как мы упоминали, был воплощением ежегодно умирающей и возрождающейся растительности. Подобной фигурой был шумерский бог Таммуз. В условиях Египта, где жизнь растений, особенно возделываемых, зависит от разливов Нила, Озирис стал одновременно олицетворением и этого непонятного для первобытных жителей Египта, но благотворного явления. Однако по мере развития общественных отношений в легенде об Озирисе отразился новый элемент — борьба за власть. Следовательно, мифы представляют собой отражение процессов, происходивших в обществе Египта еще в доисторические времена. Добрый Озирис, который научил людей сеять пшеницу, возделывать виноградные лозы и фруктовые деревья, становится царем Египта. Брат его Сет — олицетворение грозных сил природы — воспылал ненавистью к добрым делам Озириса. Однажды он зазвал его на пир, а когда все гости основательно выпили, вероломно убил. Не остановившись на этом, Сет разрубил тело Озириса на части и разбросал по болотам дельты Нила.

Супруга Озириса нашла разрубленные останки мужа и, окутав тело умершего льняным саваном (как позже делали египтяне с мумиями), при помощи заклятий и магических обрядов воскресила его. В этом ей помогли боги Анубис и Тот. Озирис, однако, не вернулся на египетский трон, а стал после своего воскрешения богом загробного мира. Он судил умерших, которые делали перед ним ритуальный отчет о своей жизни.

Озирис — это уже вторая фигура доброго, страдающего бога в нашем обзоре основных религиозных верований. Идея бога, который страдал, — это отражение страданий человека, встречающееся во многих религиях мира. Христос тоже такой страдающий и умирающий бог, с той разницей, что в муки Христа включен добавочный элемент «страдание за малых сих», за тех, которые здесь, на земле, больше всего страдали.

Не вдаваясь в размышления о том, в какой степени мифы о Таммузе или Озирисе влияли на жизнеописание Христа, следует констатировать, что сама идея страдающего, умирающего и воскресающего бога возникла в давние времена, когда еще не было веры в единого бога, а христианство еще никому и не снилось. Эта идея сохранялась в мифах и легендах, упрочивалась в людском сознании и время от времени возрождалась в разных религиях.

Вера в богов, распоряжающихся человеческими судьбами, удачами, неудачами, даже тем, быть или не быть человеку, неуклонно ведет к вопросу: «А что дальше, что будет после смерти?» Человек неохотно мирится с концом своего существования. Человеческое воображение еще в те времена, когда не было богов, создало образы людей, о которых было известно, что они умерли, но… иногда появлялись (в снах, в галлюцинациях). Мы говорили об этом подробнее при рассмотрении анимизма. Вера в душу, которая не умирает, встречается еще в примитивных религиях.

Египтянин представлял себе душу как точное изображение человека, его буквальный портрет, как бы его двойника. Он называл ее именем Ка. Ка — дух не только человека, у богов тоже свой Ка. Этот дух продолжает жить после смерти тела. Эта «жизнь вечная», правда, весьма условна: Ка существует до тех пор, пока существует само тело или хотя бы его изображение. Ка настолько связан с материальным телом, что этот «дух» до какой-то степени и сам материален. Он может питаться, одеваться и даже наряжаться как его человеческий двойник при жизни.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Христианство и религии мира"

Книги похожие на "Христианство и религии мира" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Генрик Хмелевский

Генрик Хмелевский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Генрик Хмелевский - Христианство и религии мира"

Отзывы читателей о книге "Христианство и религии мира", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.