Генрик Хмелевский - Христианство и религии мира

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Христианство и религии мира"
Описание и краткое содержание "Христианство и религии мира" читать бесплатно онлайн.
Книга польского публициста Г. Хмелевского показывает процесс эволюции религии от первобытных верований к развитым религиозным системам. Она насыщена массой познавательного материала о истории древних народов, о возникновении и развитии их культуры. Серьезная полемика с современной богословской трактовкой проблем формирования и эволюции религиозных представлений делает книгу весьма полезной и актуальной для пропагандистов атеизма, преподавателей и студентов.
Книга вполне доступна верующим благодаря простоте языка и популярности изложения.
В уже известной науке период истории Египта, т. е. примерно 5000 лет тому назад, в этой стране сформировались сложные общественные отношения. Возникло государство.
Собственность на средства производства, прежде всего на землю, сосредоточивается в руках немногочисленной группы владык с одним из них во главе. Теоретически он властитель всего Египта, его именем правят номархи — владыки отдельных округов. Уже определились формы присвоения продуктов производства всего общества господствующим классом. Существует целая система податей и поборов, разработанная до мелочей. Широко используется труд рабов.
Раскопки позволяют утверждать, что развитие Египта начиналось с отдельных городов, которые затем путем взаимных войн объединялись в один организм, а если говорить точнее — сперва в два государства: Верхний и Нижний Египет. Нижний Египет занимал часть страны, расположенную на побережье Средиземного моря в районе двух рукавов Нила, который, приближаясь к морю, раздваивался, образуя дельту. Верхний Египет охватывал пространство в глубине страны, расположенное вдоль берегов Нила. Известные в истории властители уже носили двойную корону и правили обеими частями Египта. Они именовались фараонами.
В Египте, как и в Вавилоне, верховное божество изменялось в зависимости от социально-политических условий. В Египте это проступает гораздо ярче благодаря тому, что еще с времен Древнего царства (а возможно, и раньше) главным богом был бог властителя-фараона, который сам считал себя сыном бога, а подданные признавали его земным воплощением божества.
Уже в период Древнего царства подтверждено существование обособленной, организованной группы жрецов, занимавшихся исключительно религиозным культом. Каста жрецов уже обладала большим весом, она группировалась около храмов и создавала организованные союзы, существовавшие на доходы, получаемые от службы богу. Эти доходы были значительны. Жрецы были тесно связаны с господствующими классами. Их главная общественная функция заключалась в том, чтобы, угрожая массам гневом богов, удерживать их в послушании. Существуют отчетливые свидетельства того, что жрецы систематизировали огромную массу богов и устанавливали, какой из них имеет большее значение. Жрецы приспосабливали мир богов к изменяющимся общественным и политическим условиям. Борьба за объединение Верхнего и Нижнего Египта вызывала противоречия внутри жреческой касты.
Так, жрецы города Мемфиса, выступая в защиту бога по имени Пта, боролись со жрецами города Он, или Уну, более известного под греческим названием Гелиополис, которые выдвигали на первое место бога солнца по имени Ра, или Атум-Ра. Борьба эта порой кончалась компромиссами; допускалось существование другого бога или же этот другой получал «низший пост». В истории Египта многократно изменялось значение отдельных богов. Все это было следствием перемен в политической структуре государства.
Уже в ранний период истории Египта одержала победу группа жрецов из Гелиополиса, и девять признаваемых ими высших богов долгое время почитались повсеместно. Жрецы из Гелиополиса, создавая новый круг богов, отвечающий требованиям развивающейся организации общества, должны были, конечно, считаться с общепризнанными религиозными представлениями. Их система, следовательно, была квинтэссенцией уже сложившихся верований, а боги — богами, существовавшими еще в прошлом.
Подтверждением этого, кроме всего прочего, являются и сами изображения богов. Они зачастую имеют вид животного или полуживотного. Одна из богинь изображалась в виде женщины с головой львицы, другой бог — в виде сокола, еще один — с головой пса на человеческом теле (Анубис). Это, безусловно, остатки прежних представлений и обрядов тотемистического характера. Все это доказывает, что египетская религия, прежде чем выкристаллизоваться в культ сил природы, прошла долгий путь развития, выросла из самых примитивных религиозных представлений. Вторым доказательством этого является обилие магических обрядов в египетском культе. При помощи магических заклятий египтяне призывали богов, магические обряды совершались и при погребении умерших, при устройстве могил и при некоторых других обстоятельствах. Это тоже остатки первобытных обрядов.
А следовательно, развитие религиозных представлений в Египте подтверждает тезис о постепенном формировании религии. Жрецы только навели порядок среди массы местных богов, возведя некоторых в ранг высших общегосударственных божеств. Небезынтересно, что гелиополисская система уже пробует при помощи богов отвечать на некоторые вопросы, встающие перед людьми того времени, например: «Как возник мир?», «Откуда взялись боги?» Пытаясь хотя бы примитивно ответить на эти вопросы, жрецы из Гелиополиса создавали новые представления, используя первобытные мифы. Веру в действие сил природы и влияние их на человеческие судьбы они расширили до веры в сотворение мира, признав за богами роль творцов. Таким образом, они старались закрепить убеждение в том, что мир возник благодаря действию этих сил, олицетворением которых были боги.
Чтобы не утомлять читателя перечислением огромного количества имен богов, давно ставших достоянием древней истории, как можно короче скажем о тех, которые были созданы жрецами из города Уну, или Гелиополиса.
Высшую ступень, конечно, должно было занимать явление природы, которое в сухом, безоблачном, с редкими дождями Египте имело главенствующее значение — солнце. Это божество носило имя Ра, которое соединялось с именем старого местного бога города Уну-Атума. Таким образом возник Ра-Атум, часто называемый также Атум-Ра.
Как появилось это божество? Жрецы выяснили, что Ра сотворил сам себя, просто родившись из первичного хаоса, в котором еще не было ни богов, ни людей. Этот бог, по одному из мифов, родился на «священном камне», находившемся с незапамятных времен в Гелиополисе. Может быть, эта легенда вызвана памятью о каком-нибудь метеорите, который упал с неба.
Возникнув сам из себя, Ра сразу начал свой труд создателя. Сперва он сотворил пару богов — Шу и Тефнет. Шу был богом света, Тефнет — богиней противоположного явления, т. е. темноты. Шу и Тефнет, будучи супругами, произвели на свет двух прелестных детей. Это были Кеб, или Геб (земля), и Нут (небо). В свою очередь эти супруги (в Египте женитьба брата и сестры была вполне нормальным явлением) породили четверых: двух сыновей — Озириса и Сета и двух дочерей — Изиду и Нефтиду. Озирис, вначале бог растительности и олицетворение благотворных разливов Нила, с течением времени становится также воплощением властителя, который считался добрым хозяином земли. Его супругой стала Изида, древняя богиня плодородной, приносящей обильные урожаи земли. Добрая мать-кормилица.
Сет, брат Озириса, сначала был богом землетрясений и прочих грозных явлений природы. Он враг доброго Озириса. Его женой стала Нефтида. Эта девятка составляла долгие годы главный «штаб» египетских богов. Она была пополнена еще Гором — одним из древнейших солнечных божеств Нижнего Египта. Вынужденный уступить первенство Ра, он остался в сонме богов в качестве сына Озириса, сохранив, однако, свой солнечный характер и считаясь олицетворением солнца, стоящего над горизонтом.
Эта большая девятка (или десятка) не исключала существования целого ряда богов поменьше, а также местных богов, культ которых развивался наряду с официальным, общегосударственным культом.
Однако ничто не вечно не только на земле, но и в мире бессмертных богов. Гелиополисская девятка богов, возглавляемая Ра-Атумом, господствовала до тех пор, пока новые политические изменения, произошедшие около 2200 лет до н. э., не привели к перенесению столицы государств в Фивы. Местным богом этого города был Амон, древний бог урожая. Разумеется, главный бог новой столицы не пожелал уступить первенства Ра. Конфликт между богами был в то же время политическим конфликтом. Он был разрешен так, чтобы и волки были сыты и овцы целы. Обоих богов соединили в одного. Ра стал Амоном, а Амон приобрел добавление «Ра». С тех пор во главе богов, как божеское воплощение фараона, властителя обоих Египтов, становится Амон-Ра.
Из старых культов в это время развивается и получает важное значение культ Озириса, главного бога загробного мира. Культ Амона, однако, считается самым важнейшим, государственным культом. Его жрецы захватывают себе львиную долю доходов, получаемых от умело раздуваемой набожности верующих. О накопленных ими богатствах может свидетельствовать факт, что только один из фараонов (Рамзес III) обогатил жрецов Амона на миллион единиц обработанной земли и около полумиллиона голов скота, не считая рабов, приношений в золоте и т. д. Но и бог платил фараонам взаимностью. Об этом свидетельствует хвалебная надпись в честь Тутмоса III, в которой Амон славит победы этого властителя. Владычество Амона как «короля богов» совпадает с периодом наибольшего расцвета египетского государства. Войска фараонов доходили до Вавилона и Сирии на севере и до четвертого порога Нила на юге. Многолетние доходы так увеличили мощь жрецов Амона, что примерно за 1000 лет до н. э. они решили взять на себя и власть фараонов. Именно в эти времена борьбы за власть разыгрывается действие романа Б. Пруса «Фараон».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Христианство и религии мира"
Книги похожие на "Христианство и религии мира" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Генрик Хмелевский - Христианство и религии мира"
Отзывы читателей о книге "Христианство и религии мира", комментарии и мнения людей о произведении.