» » » » Генрик Хмелевский - Христианство и религии мира


Авторские права

Генрик Хмелевский - Христианство и религии мира

Здесь можно скачать бесплатно "Генрик Хмелевский - Христианство и религии мира" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религиоведение, издательство Политиздат, год 1968. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Генрик Хмелевский - Христианство и религии мира
Рейтинг:
Название:
Христианство и религии мира
Издательство:
Политиздат
Год:
1968
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Христианство и религии мира"

Описание и краткое содержание "Христианство и религии мира" читать бесплатно онлайн.



Книга польского публициста Г. Хмелевского показывает процесс эволюции религии от первобытных верований к развитым религиозным системам. Она насыщена массой познавательного материала о истории древних народов, о возникновении и развитии их культуры. Серьезная полемика с современной богословской трактовкой проблем формирования и эволюции религиозных представлений делает книгу весьма полезной и актуальной для пропагандистов атеизма, преподавателей и студентов.

Книга вполне доступна верующим благодаря простоте языка и популярности изложения.






В уже известной науке период истории Египта, т. е. примерно 5000 лет тому назад, в этой стране сформировались сложные общественные отношения. Возникло государство.

Собственность на средства производства, прежде всего на землю, сосредоточивается в руках немногочисленной группы владык с одним из них во главе. Теоретически он властитель всего Египта, его именем правят номархи — владыки отдельных округов. Уже определились формы присвоения продуктов производства всего общества господствующим классом. Существует целая система податей и поборов, разработанная до мелочей. Широко используется труд рабов.

Раскопки позволяют утверждать, что развитие Египта начиналось с отдельных городов, которые затем путем взаимных войн объединялись в один организм, а если говорить точнее — сперва в два государства: Верхний и Нижний Египет. Нижний Египет занимал часть страны, расположенную на побережье Средиземного моря в районе двух рукавов Нила, который, приближаясь к морю, раздваивался, образуя дельту. Верхний Египет охватывал пространство в глубине страны, расположенное вдоль берегов Нила. Известные в истории властители уже носили двойную корону и правили обеими частями Египта. Они именовались фараонами.

В Египте, как и в Вавилоне, верховное божество изменялось в зависимости от социально-политических условий. В Египте это проступает гораздо ярче благодаря тому, что еще с времен Древнего царства (а возможно, и раньше) главным богом был бог властителя-фараона, который сам считал себя сыном бога, а подданные признавали его земным воплощением божества.

Уже в период Древнего царства подтверждено существование обособленной, организованной группы жрецов, занимавшихся исключительно религиозным культом. Каста жрецов уже обладала большим весом, она группировалась около храмов и создавала организованные союзы, существовавшие на доходы, получаемые от службы богу. Эти доходы были значительны. Жрецы были тесно связаны с господствующими классами. Их главная общественная функция заключалась в том, чтобы, угрожая массам гневом богов, удерживать их в послушании. Существуют отчетливые свидетельства того, что жрецы систематизировали огромную массу богов и устанавливали, какой из них имеет большее значение. Жрецы приспосабливали мир богов к изменяющимся общественным и политическим условиям. Борьба за объединение Верхнего и Нижнего Египта вызывала противоречия внутри жреческой касты.

Так, жрецы города Мемфиса, выступая в защиту бога по имени Пта, боролись со жрецами города Он, или Уну, более известного под греческим названием Гелиополис, которые выдвигали на первое место бога солнца по имени Ра, или Атум-Ра. Борьба эта порой кончалась компромиссами; допускалось существование другого бога или же этот другой получал «низший пост». В истории Египта многократно изменялось значение отдельных богов. Все это было следствием перемен в политической структуре государства.

Уже в ранний период истории Египта одержала победу группа жрецов из Гелиополиса, и девять признаваемых ими высших богов долгое время почитались повсеместно. Жрецы из Гелиополиса, создавая новый круг богов, отвечающий требованиям развивающейся организации общества, должны были, конечно, считаться с общепризнанными религиозными представлениями. Их система, следовательно, была квинтэссенцией уже сложившихся верований, а боги — богами, существовавшими еще в прошлом.

Подтверждением этого, кроме всего прочего, являются и сами изображения богов. Они зачастую имеют вид животного или полуживотного. Одна из богинь изображалась в виде женщины с головой львицы, другой бог — в виде сокола, еще один — с головой пса на человеческом теле (Анубис). Это, безусловно, остатки прежних представлений и обрядов тотемистического характера. Все это доказывает, что египетская религия, прежде чем выкристаллизоваться в культ сил природы, прошла долгий путь развития, выросла из самых примитивных религиозных представлений. Вторым доказательством этого является обилие магических обрядов в египетском культе. При помощи магических заклятий египтяне призывали богов, магические обряды совершались и при погребении умерших, при устройстве могил и при некоторых других обстоятельствах. Это тоже остатки первобытных обрядов.

А следовательно, развитие религиозных представлений в Египте подтверждает тезис о постепенном формировании религии. Жрецы только навели порядок среди массы местных богов, возведя некоторых в ранг высших общегосударственных божеств. Небезынтересно, что гелиополисская система уже пробует при помощи богов отвечать на некоторые вопросы, встающие перед людьми того времени, например: «Как возник мир?», «Откуда взялись боги?» Пытаясь хотя бы примитивно ответить на эти вопросы, жрецы из Гелиополиса создавали новые представления, используя первобытные мифы. Веру в действие сил природы и влияние их на человеческие судьбы они расширили до веры в сотворение мира, признав за богами роль творцов. Таким образом, они старались закрепить убеждение в том, что мир возник благодаря действию этих сил, олицетворением которых были боги.

Чтобы не утомлять читателя перечислением огромного количества имен богов, давно ставших достоянием древней истории, как можно короче скажем о тех, которые были созданы жрецами из города Уну, или Гелиополиса.

Высшую ступень, конечно, должно было занимать явление природы, которое в сухом, безоблачном, с редкими дождями Египте имело главенствующее значение — солнце. Это божество носило имя Ра, которое соединялось с именем старого местного бога города Уну-Атума. Таким образом возник Ра-Атум, часто называемый также Атум-Ра.

Как появилось это божество? Жрецы выяснили, что Ра сотворил сам себя, просто родившись из первичного хаоса, в котором еще не было ни богов, ни людей. Этот бог, по одному из мифов, родился на «священном камне», находившемся с незапамятных времен в Гелиополисе. Может быть, эта легенда вызвана памятью о каком-нибудь метеорите, который упал с неба.

Возникнув сам из себя, Ра сразу начал свой труд создателя. Сперва он сотворил пару богов — Шу и Тефнет. Шу был богом света, Тефнет — богиней противоположного явления, т. е. темноты. Шу и Тефнет, будучи супругами, произвели на свет двух прелестных детей. Это были Кеб, или Геб (земля), и Нут (небо). В свою очередь эти супруги (в Египте женитьба брата и сестры была вполне нормальным явлением) породили четверых: двух сыновей — Озириса и Сета и двух дочерей — Изиду и Нефтиду. Озирис, вначале бог растительности и олицетворение благотворных разливов Нила, с течением времени становится также воплощением властителя, который считался добрым хозяином земли. Его супругой стала Изида, древняя богиня плодородной, приносящей обильные урожаи земли. Добрая мать-кормилица.

Сет, брат Озириса, сначала был богом землетрясений и прочих грозных явлений природы. Он враг доброго Озириса. Его женой стала Нефтида. Эта девятка составляла долгие годы главный «штаб» египетских богов. Она была пополнена еще Гором — одним из древнейших солнечных божеств Нижнего Египта. Вынужденный уступить первенство Ра, он остался в сонме богов в качестве сына Озириса, сохранив, однако, свой солнечный характер и считаясь олицетворением солнца, стоящего над горизонтом.

Эта большая девятка (или десятка) не исключала существования целого ряда богов поменьше, а также местных богов, культ которых развивался наряду с официальным, общегосударственным культом.

Однако ничто не вечно не только на земле, но и в мире бессмертных богов. Гелиополисская девятка богов, возглавляемая Ра-Атумом, господствовала до тех пор, пока новые политические изменения, произошедшие около 2200 лет до н. э., не привели к перенесению столицы государств в Фивы. Местным богом этого города был Амон, древний бог урожая. Разумеется, главный бог новой столицы не пожелал уступить первенства Ра. Конфликт между богами был в то же время политическим конфликтом. Он был разрешен так, чтобы и волки были сыты и овцы целы. Обоих богов соединили в одного. Ра стал Амоном, а Амон приобрел добавление «Ра». С тех пор во главе богов, как божеское воплощение фараона, властителя обоих Египтов, становится Амон-Ра.

Из старых культов в это время развивается и получает важное значение культ Озириса, главного бога загробного мира. Культ Амона, однако, считается самым важнейшим, государственным культом. Его жрецы захватывают себе львиную долю доходов, получаемых от умело раздуваемой набожности верующих. О накопленных ими богатствах может свидетельствовать факт, что только один из фараонов (Рамзес III) обогатил жрецов Амона на миллион единиц обработанной земли и около полумиллиона голов скота, не считая рабов, приношений в золоте и т. д. Но и бог платил фараонам взаимностью. Об этом свидетельствует хвалебная надпись в честь Тутмоса III, в которой Амон славит победы этого властителя. Владычество Амона как «короля богов» совпадает с периодом наибольшего расцвета египетского государства. Войска фараонов доходили до Вавилона и Сирии на севере и до четвертого порога Нила на юге. Многолетние доходы так увеличили мощь жрецов Амона, что примерно за 1000 лет до н. э. они решили взять на себя и власть фараонов. Именно в эти времена борьбы за власть разыгрывается действие романа Б. Пруса «Фараон».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Христианство и религии мира"

Книги похожие на "Христианство и религии мира" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Генрик Хмелевский

Генрик Хмелевский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Генрик Хмелевский - Христианство и религии мира"

Отзывы читателей о книге "Христианство и религии мира", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.