» » » » Генрик Хмелевский - Христианство и религии мира


Авторские права

Генрик Хмелевский - Христианство и религии мира

Здесь можно скачать бесплатно "Генрик Хмелевский - Христианство и религии мира" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религиоведение, издательство Политиздат, год 1968. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Генрик Хмелевский - Христианство и религии мира
Рейтинг:
Название:
Христианство и религии мира
Издательство:
Политиздат
Год:
1968
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Христианство и религии мира"

Описание и краткое содержание "Христианство и религии мира" читать бесплатно онлайн.



Книга польского публициста Г. Хмелевского показывает процесс эволюции религии от первобытных верований к развитым религиозным системам. Она насыщена массой познавательного материала о истории древних народов, о возникновении и развитии их культуры. Серьезная полемика с современной богословской трактовкой проблем формирования и эволюции религиозных представлений делает книгу весьма полезной и актуальной для пропагандистов атеизма, преподавателей и студентов.

Книга вполне доступна верующим благодаря простоте языка и популярности изложения.






Следовательно, христианство вполне могло припадать к вавилонскому источнику, и это исторически реально;

в) Ветхий завет, а вместе с ним и христианство производят род людской от человека, вылепленного руками бога из глины. Такая же легенда существовала и в вавилонской религии задолго до написания Книги бытия;

г) безусловно и то, что в вавилонской мифологии существует рассказ о мученической смерти бога Мардука, напоминающий историю смерти Христа. У обоих мифов есть такие общие элементы, как суд, смерть в обществе разбойника и воскресение из мертвых. Истинно и то, что текст из храмовой библиотеки города Ассура написан много раньше, чем евангелие.

Следует ли отсюда вывод, что текст христианских источников списан в библиотеке Ассура? Конечно, нет. Но миф, который впервые возник в Вавилоне, пошел кружить по свету. Легенда о страдающем боге известна и другим религиям дохристианской древности. Трудно ли возникнуть такому мифу в мире, где человека постоянно мучают? Надо помнить и о том, что еще задолго до Христа тысячи людей — рабов и свободных — были распяты на крестах;

д) установлено, что библейский рассказ о потопе — это почти буквальное повторение вавилонского мифа. Отрывок шумерской поэмы о Гильгамеше, где говорилось о потопе, был явно переписан авторами Библии. Конечно, и тут есть «противоречия»: у шумеров избавитель человечества звался Утнапиштим, а в Библии он назван Ноем; в шумерской поэме потоп устраивает целый сонм богов, в Библии же это делает Иегова, разгневавшись на людей, которых сам создал и которые никак не хотели быть «по образу и подобию божьему». Остальное совпадает вплоть до таких подробностей, как разведка перед высадкой при помощи голубя.

И еще одно. Потоп, который по Библии чуть не уничтожил все человечество, был просто-напросто, по выводам английского исследователя Леонарда Вулли, большим наводнением. Это был великий, можно сказать, катастрофический для месопотамской низины разлив Тигра и Евфрата. Основываясь на данных раскопок в городе Уре (откуда, как предполагается, происходил Авраам), Вулли точно рассчитал, что уровень воды должен был подняться на восемь метров, а район разлива распространился на 150 км от берега реки. Неудивительно, что такое наводнение надолго осталось в памяти людей. Оно уничтожило ряд городов, в том числе и древний Ур. Но воды отхлынули, и жизнь продолжалась по-прежнему, а на трехметровом слое ила, покрывшем уничтоженный Ур, вырос новый город того же названия. Несколько позже он сыграл значительную роль в истории Вавилона.

Восемь метров — это много, но мы знаем, что некоторые холмы (не говоря уже о горных районах) достигают гораздо большей высоты, следовательно, они не были затоплены; и, наконец, мир, заселенный людьми, занимает значительно большую площадь, нежели полоса земли в несколько сотен метров.

Таким образом, оказывается, что в основе истории о «страшном гневе божьем», уничтожившем все человечество, лежит обычное явление природы.

Глава IV. Религия Египта

Египет — это солнце и большая река. Без Нила нет Египта. Река, пополняющая свои воды из озер Центральной Африки и с Абиссинских гор, необыкновенна по двум причинам. Во-первых, она настолько полноводна, что может победить пустыню, проложить себе путь через край, в котором целыми годами не выпадает ни капли дождя, и выйти к морю. Кроме того, она регулярно, ритмично из года в год выплескивает избыток своих вод на близлежащие территории, оставляя на них животворный ил, благоприятствующий развитию растительности. Этот ил содержит не только органическую массу, порожденную гниением растений, но также и немало минеральных солей, смытых проливными дождями с вулканических гор Абиссинии.

Эти исключительно благоприятные природные условия способствовали тому, что еще в глубокой древности в районе Нила стали селиться люди. Самые древние следы поселений относятся здесь к шестому и началу пятого тысячелетия до н. э. Уже в те времена на территории Египта люди жили оседло, на определенных местах, и все указывает на то, что главным источником их существования было земледелие.

До настоящего момента известны три места, где были раскопаны остатки этих поселений. Это Бадари в южном Египте, Файюм в его средней части (почти на границе с южным Египтом) и Меридме в южной части. На основании раскопок мы можем утверждать, что пращуры нынешних египтян пользовались каменными орудиями, умели лепить посуду из глины; вероятно, им уже было знакомо примитивное ткачество. Они также разводили некоторых животных: коров, коз, были у них и собаки. В то же время они знали и использовали зерна злаков и даже примитивно пекли хлеб.

Что касается их верований, то мы можем только сказать, что основным культом у них был, вероятно, культ богов плодородия, о чем свидетельствуют сохранившиеся фигурки женщин с отчетливо выраженными половыми признаками. Вероятно, у египтян существовал культ сил природы; было божество, которое подобно растению умирало и воскресало, потому что сохранились четкие следы веры в дальнейшее существование после смерти. В древних могилах найдены похороненные вместе с умершим орудия, посуда с пищей и т. п. Очевидно, их клали туда, имея в виду, что они понадобятся покойнику при его новой жизни, в каком-то ином, быть может, подземном мире.

У нас нет точных данных о дальнейшем развитии этих народов, о последовательных этапах их развития. Пока еще нет достаточного количества раскопок второй половины пятого тысячелетия, да и четвертого тысячелетия до н. э. Эти страницы истории Египта еще как следует не прочитаны. Начиная же с третьего тысячелетия до н. э. книга земли вновь открывается. По богатым раскопкам, по существовавшим уже в этот период надписям и по другим данным мы можем сравнительно подробно ознакомиться с жизнью и историей народов, заселявших долину Нила.

Эта история очень длинна, принято делить ее на пять периодов. Период от 3000 до 2300 года до н. э. называют периодом Древнего царства; затем идет Среднее царство, примерно 2000–1800 годы до н. э.; Новое царство— 1800–1200 годы до н. э.; период упадка, правление персов— 1200—550 годы до н. э. и, наконец, последний период — с 332 года до н. э., когда Египет, завоеванный греками, оставался сперва под их властью и влиянием, потом попал под римское владычество, а после, уже в годы нашей эры, — под арабское.

В течение первых трех периодов общественные отношения и культура создавались самими египтянами, в более же поздние периоды на обычаях и культуре отразилось влияние завоевателей. Это не означает, что в ранние периоды своей истории Египет был отрезан от остального мира. Следы торгового обмена мы встречаем уже у народа бадари.

В периоды, о которых мы можем сказать гораздо больше, контакты с окружающим миром становятся весьма обширными и живыми. И не только торговля способствовала этому. Египет вел многочисленные войны, как оборонительные, так и захватнические. Эти контакты с другими народами, независимо от их характера, не могли не влиять на формирование общественных отношений в Египте. Однако на основе того, что нам известно, трудно отделить свое от заимствованного у соседей, потому что Египет это заимствованное впитывал и переформировывал, создавая свою, неповторимую культуру. Оригинальность, своеобразие форм не заслоняют тем не менее закономерностей, общих как для развития Египта, так и для любой другой страны. Эти закономерности отразились и в египетской религии, необычайно оригинальной, если говорить о ее внешних формах.

Следы первобытного тотемизма, обнаруженные у самых древних жителей долины Нила, удерживаются очень долго, хотя и изменяя свой облик. Общественное развитие, основанное на развитии земледельческого производства, как в Шумере и в Вавилоне, ведет к культу сил природы, признаваемых за основные силы, божества, предопределяющие людские судьбы. Своеобразный характер цивилизации, полная зависимость от солнца и разливов Нила — все это привело к тому, что главными становятся божества, происходящие от животворной силы солнца. Регулярные, ритмичные разливы Нила и связанные с ними наблюдения земледельцев, ожидающих воды, привели к тому, что египтяне рано обратили внимание на небесные тела, на их движение. Уже тогда в Египте пользовались календарем с 365 днями в году.

Так же, как в Шумере и в Вавилоне, отдельные божества египтян вначале возникли как местные боги. Но росло значение власти, шло объединение страны, и некоторые из них выдвинулись, став богами общеегипетского значения. Часто из соединения двух богов появлялось новое божество с двойным именем.

В связи с далеко зашедшим классовым расслоением и уже сформировавшимся аппаратом власти неравенство переносится и в мир богов.

В более поздний период, когда культура и цивилизация Египта достигли достаточно высокого уровня, проявляется тенденция к дальнейшему изменению религиозных представлений, а именно к замене множества богов одним.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Христианство и религии мира"

Книги похожие на "Христианство и религии мира" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Генрик Хмелевский

Генрик Хмелевский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Генрик Хмелевский - Христианство и религии мира"

Отзывы читателей о книге "Христианство и религии мира", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.