» » » » Генрик Хмелевский - Христианство и религии мира


Авторские права

Генрик Хмелевский - Христианство и религии мира

Здесь можно скачать бесплатно "Генрик Хмелевский - Христианство и религии мира" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религиоведение, издательство Политиздат, год 1968. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Генрик Хмелевский - Христианство и религии мира
Рейтинг:
Название:
Христианство и религии мира
Издательство:
Политиздат
Год:
1968
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Христианство и религии мира"

Описание и краткое содержание "Христианство и религии мира" читать бесплатно онлайн.



Книга польского публициста Г. Хмелевского показывает процесс эволюции религии от первобытных верований к развитым религиозным системам. Она насыщена массой познавательного материала о истории древних народов, о возникновении и развитии их культуры. Серьезная полемика с современной богословской трактовкой проблем формирования и эволюции религиозных представлений делает книгу весьма полезной и актуальной для пропагандистов атеизма, преподавателей и студентов.

Книга вполне доступна верующим благодаря простоте языка и популярности изложения.






Подобным же изменениям, вызванным развитием общественных отношений, подвергся бог Индра. Этот бог дождевых туч и громов в период борьбы между племенами и войны арийцев с коренными жителями Индии превратился в бога-забияку, стал олицетворением победоносного воина и вождя. В одном из гимнов Ригведы он так говорит о себе:

Ко мне взывают имеющие коней люди,
Когда им тяжело приходится в битве.
Я тот могущественный бог, который своей непревзойденной силой возбуждает сражение и взметает пыль.
Все это сделал я, и мощь всех богов не в состоянии меня, непобедимого, обуздать; когда я возбужден возлиянием и молитвами, тогда содрогаются два безбрежных мира[37].

Как мы видим, Индра говорит о себе, как типичный воин: «Вино (сома), песня и драка — вот это жизнь!» Отражение общественных условий в характере бога тут очень точное, почти натуралистическое.

Существенным элементом религии Вед является магия. Различные магические формулы составляют основную сущность четвертой Веды — Атхарваведы. Магические обряды первобытный индиец использовал на каждом шагу — дома, в хозяйстве, в пути. Это остаток давно прошедших времен, остаток религиозных представлений доведийского периода. Вера в силу, скрытую в отдельных предметах и словах, магические обряды — все это начинает со временем принимать религиозный характер. Магия изменяет свою направленность. Магические действия становятся ритуалом. На то или другое поведение богов пытаются влиять соответствующими обрядами. Весь культ ведийской религии и культ более позднего периода, т. е. периода брахманизма, основывается на магических обрядах. Более того, создается убеждение, что поведение богов зависит от этих обрядов. Главный магический обряд — это жертвоприношение. Жертва — не просто приношение чего-то богу, но способ воздействия на него. Сила богов — результат магического воздействия жертвоприношений. Жертвы придают богам таинственную мощь, увеличивающую их силы. Жертвы могут быть различные, однако наибольшей мощью обладают сома и гимны.

История сомы особенно интересна, потому что она показывает, как человеческое воображение из чисто физического явления — действия алкоголя — может создать силу необычного, божественного характера, которая уже и сама в какой-то степени становится божеством. Сома — это алкогольный напиток, получаемый из сока растений. Вероятно, в то далекое время люди испытывали ощущения, знакомые каждому, кто пил алкоголь. После стакана вина или нескольких рюмок водки человека обуревает возбуждение, поведение его изменяется. Трус становится храбрым, робкий — отчаянным, грустный начинает петь веселые песенки. В одном из индийских гимнов мы читаем: «Напились мы сомы, стали бессмертными, вышли к свету, познали богов». Магическое воздействие сомы, так сильно изменяющей характер и самочувствие человека, очевидно. Поскольку сома создает у людей божественное настроение, то она — божественный напиток, дар богов. Следовательно, сома признавалась одним из наиболее сильно действующих магических средств, при помощи которых можно влиять на богов. Особенный любитель сомы — Индра. Сома добавляет Индре сил, насыщает его божественной мощью. Как мы уже знаем из приведенного выше гимна, когда Индру опьяняют «сома и песня», то никакая божественная сила не может противостоять его «непобедимой мощи». «Пьяный Индра— бог сильный, сокрушающий врага, но если бы ему человек — друг не дал сомы, если бы он обрек его на перманентную трезвость, то одновременно он обрек бы его на бессилие»[38].

Другое мощное средство воздействия — слово, в ритуальной практике — гимн. Гимн в ведийской религии — не только выражение почестей, воздаваемых богу. Слово, особенно ритуальное слово, обладает мощью, превышающей мощь богов. Хвалебный гимн содержит в себе «брахман», магическую силу, подкрепляющую богов. Брахман в процессе дальнейшего развития индийской философии и религии превратился в Брахму, представление о существе, олицетворяющем некую «мировую душу», сумму всех непознанных сил, от которых зависят людские судьбы, впрочем, не только людские, но и судьбы богов. Брахма ни в ком не персонифицирован. Он — сила, разлитая повсюду: в природе, в человеке. Человек должен стремиться к единению с этой силой. Напомним, что в первоначальной ведийской религии «брахман» — это только вера в магическое воздействие «священного» слова. Особенно сильным, если так можно выразиться, зарядом «брахмана» обладает жрец, брамин, принадлежащий к Варне браминов, или брахманов. Поэтому и жертва, приносимая только таким жрецом, который умеет это совершать особым, ритуально предписанным способом, обладает полной силой воздействия на божество.

Как и в Египте, на развитие индийской религии огромное влияние имели жрецы. В Индии их влияние было еще сильнее, чему способствовало общественное устройство. Мы уже говорили о делении общества на варны. Варна браминов была главная, она претендовала на главенство даже над воинами-кшатриями и практически имела преимущество благодаря сосредоточению в своих руках монополии на посредничество между богом и людьми. Брамины обосновывали свое положение волей богов. Общественное расслоение, деление на касты, на господствующих и подданных — все это решено наверху, все создано богами. В период, когда ведийская религия превратилась под влиянием браминов из культа сил природы в идеологию, служащую прежде всего поддержанию общественного строя, родилась теория, которая провозгласила, что люди возникли из Брамы — этой всеобъемлющей силы. Из головы Брамы, из уст его возникли брамины, из его рук — раджи, воины, вся господствующая каста кшатриев, из его бедер — земледельцы, ремесленники (варна вайсеков), а из ног — самая низшая, презираемая, лишенная прав варна шудров.

Развитием Вед в период брахманизма (такое название закрепилось за более поздней индийской религией) являются дальнейшие «священные» книги — Брахманы, Араньяки. Они содержат точные, подробные, предельно усложненные ритуалы культовых действ. В тесной связи с этим культом, насыщенным магией, развивается абстрактная философия, содержащаяся в так называемых Упанишадах. Она делится на ряд мистических, абстрактных, типично индийских направлений и школ.

Учение о. человеческой вине и божеской каре, брахманская концепция, что человек не должен изменять условия жизни на земле (они определены свыше, и не случайно человек рождается в той или иной касте), но должен стремиться к соединению с всеобъемлющей сущностью Брамы и растворению в ней, — все это рождает веру в возможность возрождения. За хорошую жизнь, за добрые поступки (а что хорошо и что плохо, решали брамины) можно получить «аванс», возродиться на высшем уровне. Можно, таким образом, после смерти перейти в более высокую касту, можно обрести святость, основанную на отречении от этого мира, который иллюзорен и ничего не значит по сравнению с величием Брамы. Наоборот, за злые поступки человека постигает кара, он может возродиться в виде шудры и даже в виде змеи или крысы. Вера в перевоплощение (возрождение после смерти в разных новых формах) снова необычайно усиливает древний культ животных, следы которого мы обнаруживаем в Ведах (культ коров, змей). Никто не знает, не воплотилась ли в корову, которую он хотел зарезать на мясо, например, его родная бабушка.

Развитие общества и сопутствующее ему развитие культуры, а значит, и мышления, достаточно критического у более высокообразованных личностей, ведет к тому, что мириться с примитивностью сил, управляющих миром, становится все труднее. Начинаются поиски новых толкований, более соответствующих все усложняющимся общественным условиям. В классовом обществе быстро идет процесс обособления личности, индивидуальности, которая начинает рассматривать мир и управляющие им силы с собственной точки зрения. Религиозная философия Упанишадов явилась выражением и в то же время следствием такого развития мысли.

По-иному складывается ситуация среди эксплуатируемых масс. Там религия играет прежде всего роль утешительницы, успокаивающей страдания и смягчающей обиду на несправедливость богов. Там примитивизм религиозных представлений держится крепче и дольше. Главную роль играет прежде всего культ.

Жертва, принесенная богу, обязывает бога к ответной благодарности, к оказанию людям помощи, и это — главное.

В индийской религии происходят на протяжении веков существенные изменения. Слияние ведийских арийцев с местными жителями, у которых сформировались свои культы, такие же примитивные, но и такие же влиятельные, вело к компромиссам, к слиянию религиозных представлений. Отсюда преобразование богов.

Так, Диаус уступил место Праджапати, последний до этих пор умерщвлял себя и воскресал; в конце концов он сам себя оплодотворил и создал мир. Хранителя законов Варуну сменил новый бог, по имени Вишну, который позже принимает и функции Праджапати, становясь творцом мира и источником всего живущего. С этим богом мы встречаемся уже в Ригведе. Однако там Вишну еще не играет большой роли. Вишну более позднего периода совсем иной. Тогда отчетливо выступают усилия браминов упорядочить неисчислимое множество богов, соединить их в нечто монолитно целое. Вишну приписываются качества, впервые так четко сформулированные в этот период. Именно он воплощается в разных обличиях. Время от времени он «сходит на землю» и совершает там разнообразные дела. Не переставая быть богом, он воплощается преимущественно в разных людей, но иногда и в животных, например в кабана. Эти воплощения Вишну назывались аватарами. Наиболее важные аватары Вишну — это Рама и Кришна. Особенно любопытна фигура Кришны. Кришна (под именем Кришна — Гопала он был местным пастушеским божеством, охотно пользующимся дарами любви; выступал также как победоносный вождь племени в Махабхарате) — это божество, являющееся на землю, чтобы положить конец господству зла. В одном мифе он побеждает бога злых змей, оставив след своей ноги на голове змеи.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Христианство и религии мира"

Книги похожие на "Христианство и религии мира" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Генрик Хмелевский

Генрик Хмелевский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Генрик Хмелевский - Христианство и религии мира"

Отзывы читателей о книге "Христианство и религии мира", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.