Инна Ванькина - Маркетинг образования

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Маркетинг образования"
Описание и краткое содержание "Маркетинг образования" читать бесплатно онлайн.
Учебное пособие посвящено исследованию вопросов маркетинга образования как одной из ведущих отраслей народного хозяйства России. Рассмотрена система российского образования и перспективы ее реформирования в XXI в. с целью повышения качества и доступности обучения. Предложены научные основы разработки маркетинга образовательного учреждения: комплекс маркетинга, маркетинговые исследования, анализ среды окружения, маркетинговые коммуникации, поведение потребителей, управление маркетингом. Разработан методический инструментарий маркетинга образования (методы, модели, анкеты, тесты, ситуации, задания), который апробирован в среде обучающихся (студентов и слушателей).
Для студентов вузов, обучающихся по специальности «Маркетинг», для системы повышения квалификации педагогических работников и администраторов школ бизнеса, а также руководителей образовательных учреждений и органов управления образованием.
– общая сумма рангов, поставленных всеми респондентами по всем факторам; n – количество факторов, используемых в анализе.
По данным табл. 4.4 можно сделать вывод, что наиболее значимым фактором, влияющим на спрос дополнительного профессионального образования по программе МВА в регионах, является
Таблица 4.4
Факторы, влияющие на спрос потребителей МВА
Рис. 4.4. Зависимость спроса со стороны граждан от цены образовательной услуги МВА
цена программы, так как коэффициент весомости данного фактора наибольший (рис. 4.4). Выявленная зависимость спроса на дополнительное профессиональное образование по программе МВА от цены образовательной услуги выражена через степенную функцию
у = 8328,6 х1-0.2256, R = 0,494,
где у – количество граждан, готовых приобрести образовательную услугу по программе МВА, человек; х1 – предлагаемая цена программы МВА, долл. США; R – коэффициент детерминации.
Применение этой формулы позволяет определить рациональное число слушателей программы МВА в зависимости от цены образовательной услуги. Однако этот вопрос не ограничивается только спросом со стороны граждан. Существует еще потенциальный спрос со стороны предприятий и организаций, т. е. рынка труда. Точность этого спроса более высокая, так как отражает реальные потребности предприятий в высококвалифицированном персонале управления.
Процедура, предложенная для выявления спроса на дополнительное профессиональное образование руководителей со стороны граждан, полностью подходит для определения спроса на образовательные услуги по программе МВА со стороны предприятий. В опросе участвовало 28 экспертов, среди них 3 директора по персоналу крупных предприятий и 25 специалистов отделов персонала организаций Нижегородской, Саратовской, Ростовской, Кировской областей. Анкета включала: дату заполнения анкеты и наименование предприятия, форму собственности; перечень вопросов, выявляющих образовательные потребности. Были определены факторы, влияющие на спрос со стороны предприятий на образовательные услуги по программе МВА (табл. 4.5).
Таблица 4.5
Факторы, влияющие на спрос МВА со стороны предприятий
Рис. 4.5. Зависимость спроса со стороны организаций от цены программы МВА
Определено, что наиболее значимым фактором, влияющим на спрос дополнительного профессионального образования по программе МВА в регионах со стороны предприятий и организаций, является их финансовое положение. В результате исследования определена зависимость количества руководителей высшего и среднего звена управления, обучаемых по программе МВА за счет предприятий и организаций регионов, от цены программы (рис. 4.5):
y = 45 916х8-0,5298, R = 0,4337.
Воздействие других факторов на характер кривой спроса оценивается следующим образом: уровень насыщенности рынка труда руководителями, имеющими второе высшее экономическое образование или квалификацию МВА приводит к снижению спроса, т. е. к сдвигу кривой влево, а низкий уровень насыщенности – к увеличению спроса и сдвигу кривой вправо. Существующие льготы налогового характера на средства, направляемые на подготовку руководителей, вплоть до полного освобождения их от налогообложения, или включение этих затрат в состав издержек производства делают чрезвычайно выгодным вкладывание денег в подготовку руководителей.
Все это приводит к увеличению спроса на дополнительное профессиональное образование руководителей со стороны организаций, а значит, к сдвигу кривой вправо. Однако этот вопрос не решен российским налоговым законодательством, кроме компенсации по налогу на доходы физических лиц и только в сумме до 25 тыс. руб. в год. Тогда когда средняя цена программы МВА в регионах значительно превышает эту сумму (около 90 тыс. руб.).
Приведенное выше исследование по определению спроса на дополнительное профессиональное образование руководителей необходимо для составления плана приема слушателей на программу МВА и для формирования предложения со стороны школ бизнеса.
Под предложением на рынке дополнительного профессионального образования понимается потенциальная численность слушателей, принимаемых на первый курс. Для расчета плана приема слушателей МВА предлагается следующая схема:
Э т а п 1. На основе анкетного опроса определяется потенциальный спрос на дополнительное профессиональное образование по программе МВА. Кроме анкетного опроса, потенциальный спрос может быть определен на основе функции спроса со стороны граждан и функции спроса со стороны предприятий и организаций.
Э т а п 2. На основании потенциального спроса определяется коэффициент приема по программе МВА Сi. По своей сути коэффициент приема отражает уровень требований образовательного учреждения к уровню подготовки будущих слушателей МВА (Сi > 1).
Э т а п 3. Определяется план приема, скорректированный исходя из значения коэффициента приема Сi, человек:
где Qi – потенциальный спрос на дополнительное профессиональное образование по программе МВА.
Э т а п 4. План приема проверяется руководителем образовательного учреждения с точки зрения соответствия уровню имеющегося научно–образовательного потенциала вуза (школы бизнеса). Если соответствует, то план приема утверждается, если нет, то план приема корректируется – уменьшается до уровня имеющего потенциала.
Резюме
1. Маркетинговое исследование – системный сбор, упорядочение и анализ данных о различных маркетинговых проблемах.
2. Начальный этап разработки плана маркетинговых исследований предполагает выбор методов проведения исследований. Методы исследования включают общенаучные, диалектические, специальные, экономико–математические и социологические методы.
3. Основными объектами исследований в маркетинге образовательных услуг являются: спрос и предложение образовательных услуг (экономические отношения между субъектами рынка образовательных услуг); границы рынка и его сегментов, их емкость, в том числе по количеству потенциальных обучающихся и с учетом длительности оказания образовательных услуг; внешняя и внутренняя маркетинговые среды.
4. В исследовании необходимо уделить внимание таким разделам, как конъюнктура образовательных услуг на данном рынке и его сегменте, конкурентоспособность образовательных услуг, поведение действующих на рынке образовательных услуг поставщиков и посредников, реальных и потенциальных потребителей и конкурентов, возможные стратегии маркетинга, различные варианты решения конкретных маркетинговых проблем.
5. Результатом исследований маркетинга являются конкретные разработки, которые используются при выборе и реализации стратегии и тактики маркетинговой деятельности образовательного учреждения.
6. Прогнозирование – завершающий этап, результат которого образовательное учреждение закладывает в основу своей деятельности. Средне–и долгосрочные прогнозы являются базой для стратегического планирования, а краткосрочные используются при текущем планировании деятельности вуза.
7. Для анализа характера спроса на рынке МВА проведено маркетинговое исследование в форме опроса потенциальных потребителей программы в регионах. В опросе участвовали руководители высшего и среднего звена управления предприятий и организаций Нижегородской, Саратовской, Ростовской и Ярославской областей.
Практическое задание 6.
МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Изучите материал главы 4 и проведите маркетинговое исследование услуг вашего образовательного учреждения по форме таблицы. В этой форме покажите знание теории и практическую реализацию маркетинговых исследований в вашей организации. Объем задания – до 5 стр. формата А4.
План маркетингового исследования
Контрольные вопросы
1. Каковы основные направления маркетинговых исследований в образовании?
2. В чем суть комплексного подхода к исследованию ситуации на рынке образовательных услуг?
3. Какие методы экспертных оценок вам известны? Область их применения.
4. Каковы основные этапы процесса маркетинговых исследований?
5. Перечислите методы ситуационного анализа.
6. Каковы основные методы сбора информации?
7. Какие типы экспериментов вам известны?
8. Раскройте содержание основных методов прогнозирования.
9. Как можно рассчитать стоимость обучения для различных слоев (классов) населения?
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Маркетинг образования"
Книги похожие на "Маркетинг образования" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Инна Ванькина - Маркетинг образования"
Отзывы читателей о книге "Маркетинг образования", комментарии и мнения людей о произведении.