Георгий Александров - Диалектический материализм
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Диалектический материализм"
Описание и краткое содержание "Диалектический материализм" читать бесплатно онлайн.
Подготовляя к выпуску в свет работу "Диалектический материализм", Институт философии АН СССР ставил задачу дать книгу, которая могла бы служить пособием для изучающих основы марксистско-ленинской философии. Тематическая книга построена в соответствии с ныне действующей программой курса диалектического материализма в высших учебных заведениях.
Издание 1954 г.
Чем сложнее изучаемое явление, тем сложнее причинные отношения. Если телу сообщено механическое движение, а оно в свою очередь сообщает движение другому телу, то тут сравнительно просто выяснить причинную связь. Несравненно труднее определить причинные связи, скажем, в таком физическом процессе, как захват атомным ядром одного из ближайших к нему электронов внешней электронной оболочки атома. При этом происходит целая цепь качественных преобразований атома: под влиянием захвата электрона качественно преобразуется само атомное ядро - один из протонов ядра превращается в нейтрон; электрический заряд ядра уменьшается на единицу, из ядра вылетает особая частика материи - нейтрино, а в электронной оболочке атома происходит перестройка: один из более отдалённых электронов оболочки занимает место электрона, захваченного ядром, и появляется рентгеновское излучение.
Ещё более сложно выяснение причинных отношений в развитии организмов. Здесь приходится выяснять отношения, обусловливающие взаимодействие частей организма и самих организмов друг с другом, организмов со средой и т. д.
Несравненно сложнее обстоит дело в социальных явлениях, где следует учитывать отношения людей в процессе производства и в других областях общественной жизни.
Установить причинную зависимость между явлениями значит определить, какое явление служит причиной другого. Трудность в нахождении причины того или иного явления состоит в том, что в действительности явления, факты, события выступают не в единичной связи. Все явления, события связаны между собой, так что в действительности мы никогда не видим какого-либо отдельного, совершенно изолированного причинного ряда; мы всегда имеем совокупность фактов, сложнейшим образом переплетающихся друг с другом.
ВЗАИМОПЕРЕХОД ПРИЧИН И СЛЕДСТВИЙ. Во всеобщей связи явлений природы причина и следствие меняются местами, "Мы видим далее, - отмечает Энгельс, - что причина и следствие суть представления, которые имеют значение, как таковые, только в применении к данному отдельному случаю; но как только мы будем рассматривать этот отдельный случай в его общей связи со всем мировым целым, эти представления сходятся и переплетаются в представлении универсального взаимодействия, в котором причины и следствия постоянно меняются местами; то, что здесь или теперь является причиной, становится там или тогда следствием и наоборот" [3]. То, что является следствием предыдущего явления, становится причиной последующего, а то, что является причиной последующего явления, само является следствием предыдущего.
Так, с изменением силы тока в электрической цепи происходит изменение электромагнитного поля. А изменение последнего в свою очередь вызывает в цепи изменение электрического тока (ток самоиндукции).
В естественном развитии постоянно можно наблюдать взаимодействие причин и следствий. Всякий базис порождает соответствующую ему надстройку. В свою очередь надстройка становится величайшей активной силой, деятельно помогает своему базису оформиться и укрепиться, ликвидировать старый базис и господство старых классов, утвердить новый базис и господство новых классов.
Причинно-следственные отношения явлений и предметов можно глубоко понять, только рассматривая их диалектически.
Для метафизика данное явление может быть или только причиной, или только следствием. Порок метафизического метода состоит в том, что он сводит причинную связь к чисто внешней, механической связи обособленных, но следующих друг за другом явлений. Отрицая всеобщую связь и внутреннюю взаимозависимость явлений, метафизик исключает возможность того, чтобы в различных отношениях причина сама могла стать следствием, а следствие - причиной. Метафизик не видит, что причина и следствие переходят друг в друга, меняются местами.
Как установить причину явления в сложной цепи взаимно связанных явлений? Для этого недостаточно одного эмпирического наблюдения. Одно дело описать явление, другое - найти его причину. Эмпирическое наблюдение может уловить связь между явлениями, например между молнией и громом, цветком и плодом, Солнцем и теплом. Но оно недостаточно для того, чтобы установить, в силу чего возникает такая связь, и тем более предсказать, будет ли повторяться такая связь в будущем. Простое чередование явлений в природе в определённой последовательности не даёт ещё достаточного доказательства существования причинности. В целях познания причинных зависимостей природных явлений недостаточно одного наблюдения. Для этого необходим глубокий научный анализ, опирающийся на эксперимент.
Если мы хотим узнать причину какого-либо явления, Мы должны выделить его из всеобщей связи, из совокупности всех других явлений, рассмотрев только его связь с некоторым другим явлением, которое мы можем предположительно считать причиной. Нам приходится как бы отгородить, изолировать два явления от остальных, с которыми они также связаны, и рассмотреть их изолированно. Выделив из цепи явлений два момента, надо установить, какой из них является причиной и какой следствием.
Известно из физики, что если запаянную с одного конца стеклянную трубку длиной в 40-50 см. заполнить ртутью и затем осторожно погрузить в вертикальном положении открытым концом вниз в сосуд с ртутью, то ртуть из трубки не вытечет. В чём причина этого явления? Может быть, всё дело в свойствах самой ртути? Может быть, дело в материале трубки?
Средневековые схоласты предполагали, что причиной этого является "боязнь пустоты", якобы существующая у природы. Чтобы научно разрешить вопрос, нужно выделить один из каких-либо факторов и посмотреть, не изменяется ли наблюдаемое явление с изменением этого фактора. Заменим ртуть водой. Вода, как и ртуть, не вытечет из трубки, хотя она весьма сильно отличается от ртути. Возьмём, например, масло или глицерин. Картина не изменится. Значит, причина того, что жидкость не вытекает из трубки, - не в свойствах жидкости. Оставив неизменной жидкость (ртуть), станем менять трубку, заменяя её фарфоровой, металлической и т. п. и меняя её диаметр. Обнаружится, что во всех случаях ртуть не вытекает из трубки. Станем брать всё более и более длинные трубки - длиной в 60, 70 см. Ртуть по-прежнему не будет вытекать из них. Наконец, взяв трубку в 80 см. длиной, мы обнаружим совершенно новое явление: ртуть начинает вытекать из трубки; она уже не заполняет трубку по всей длине, а только до высоты (в обычных условиях) 76 см. Удлиняя трубку дальше, установим, что уровень ртути в трубке далее остаётся неизменным.
Подобный опыт в 1643 г. проделывал Торричелли, ученик великого итальянского учёного Галилея. Тот факт, что ртуть в трубке не поднимается выше 76 см, Торричелли и другие учёные противопоставили лженаучному мнению схоластов, будто "природа боится пустоты". Удивительно, отмечали они, что природа "боится пустоты" только до определённого предела! Заметив, что высота уровня ртути в трубке меняется в связи с изменениями в атмосфере, Торричелли пришёл к выводу, что ртуть не вытекает из трубки по той причине, что её поддерживает давление атмосферы. Таким образом было установлено, что давление атмосферы равно весу столба ртути в трубке. Продолжая опыты Торричелли, Паскаль установил, что с подъёмом в гору, где воздух более разрежен и оказывает меньшее давление, уровень ртути в трубке постепенно падает. Этим он подтвердил взгляд Торричелли. Этот вывод полностью подтвердился и в дальнейшем; тем самым было доказано, что жидкость не вытекает из трубки вследствие атмосферного давления. Опыт Торричелли сыграл важную роль в истории науки. Его трубка с ртутью была первым барометром, измерившим давление атмосферы.
По сути таким же путём, выделяя один фактор за другим и исследуя влияние каждого из них на изучаемое явление, естествоиспытатели приходят к установлению подлинных причин различных явлений природы.
ОТЛИЧИЕ ПРИЧИННОЙ СВЯЗИ ОТ ПРОСТОГО СОСУЩЕСТВОВАНИЯ ДВУХ ЯВЛЕНИЙ. Причинная связь явлений коренным образом отличается от простого сосуществования или следования явлений во времени, повторяющегося, но не имеющего своим основанием то, что одно из этих явлений с необходимостью порождает другое.
Причина непременно предшествует следствию во времени, следствие возникает только после того, как причина начала действовать. Причину какого-нибудь явления следует поэтому искать среди явлений, которые предшествовали ему. Но не всякая последовательность явлений во времени означает их причинную зависимость. Метафизика отождествляла понятия "после этого" и "вследствие этого". Современная буржуазная философия в своём стремлении подорвать идею объективной причинности и закономерности также смешивает понятия "после этого" и "вследствие этого". Одно из реакционных течений в буржуазной философии - "неореализм" рассматривает причинность лишь как внешнюю, а не как внутреннюю связь явлений. Пытаясь свести лежащие в основе причинной связи отношения к простой последовательности явлений, неореализм отрицает внутреннюю, необходимую связь явлений.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Диалектический материализм"
Книги похожие на "Диалектический материализм" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Георгий Александров - Диалектический материализм"
Отзывы читателей о книге "Диалектический материализм", комментарии и мнения людей о произведении.