» » » » Георгий Александров - Диалектический материализм


Авторские права

Георгий Александров - Диалектический материализм

Здесь можно скачать бесплатно "Георгий Александров - Диалектический материализм" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Диалектический материализм
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Диалектический материализм"

Описание и краткое содержание "Диалектический материализм" читать бесплатно онлайн.



Подготовляя к выпуску в свет работу "Диалектический материализм", Институт философии АН СССР ставил задачу дать книгу, которая могла бы служить пособием для изучающих основы марксистско-ленинской философии. Тематическая книга построена в соответствии с ныне действующей программой курса диалектического материализма в высших учебных заведениях.

Издание 1954 г.






Поэтому диалектический метод считает, что ни одно явление в природе не может быть понято, если взять его в изолированном виде, вне связи с окружающими явлениями, ибо любое явление в любой области природы может быть превращено в бессмыслицу, если его рассматривать вне связи с окружающими условиями, в отрыве от них, и, наоборот, любое явление может быть понято и обосновано, если оно рассматривается в его неразрывной связи с окружающими явлениями, в его обусловленности от окружающих его явлений" [2].

Метафизика неспособна вскрыть органическую связь, взаимозависимость, взаимную обусловленность предметов, явлений природы и общества. С точки зрения метафизики все предметы, процессы в природе и обществе только случайно сосуществуют одно рядом с другим, но не находятся в закономерном соотношении, во внутренней связи и взаимозависимости между собой.

Вырывая предмет или явление из его естественной, исторической связи, метафизик рассматривает его как нечто отдельное, изолированное. Так, химические элементы метафизик рассматривает как ничем не связанные между собой и независимые один от другого. Для него неживая (неорганическая) природа и живая (органическая) природа совершенно обособлены друг от друга. С метафизической точки зрения всё живое происходит только от живого, не имеет ничего общего с неживым и не может произойти от неживого.

Метафизик проводит непроходимую грань между организмами и условиями их существования, между телесными клетками и половыми клетками одного и того же организма и т. д. Общество он рассматривает как механический агрегат индивидов.

Современные буржуазные философы-метафизики пытаются опровергнуть представление о закономерной связи явлений природы и общества, тщатся доказать, будто бы в мире господствует только случайность. Например, представители идеалистической философии так называемого экзистенциализма утверждают, что "никакой закономерной связи явлений нет, можно говорить лишь о случайности и бессмысленности исторических фактов". Реакционный американский философ Фишер заявляет, что задача наук состоит якобы в том, чтобы "распознать и развитии человеческих судеб игру случайного".

Отрицая закономерность общественного развития, свидетельствующую о неизбежности гибели капитализма, неизбежности его смены более высоким общественным строем - социалистическим, провозглашая в общественной жизни господство "чистой случайности", современная буржуазная философия пытается обосновать реакционную идею вечности и незыблемости капиталистического строя. Идеологи империалистической буржуазии используют ныне метафизический взгляд на природу и общество как орудие борьбы против мира, демократии и социализма.

Марксистской наукой свыше ста лет назад было установлено, что анархия производства, кризисы, безработица, войны внутренне связаны с капиталистической системой хозяйства, коренятся в самой природе капитализма. Из этого следует, что, пока существует капиталистическая система хозяйства, будут существовать и безработица, кризисы, войны как неизбежные её спутники. Чтобы ликвидировать этих спутников капитализма, надо уничтожить самый капиталистический строй.

Рассматривая безработицу как случайное явление, не находящееся в органической связи с капиталистическим способом производства, как явление, якобы независимое, изолированное от него, идеологи империалистической буржуазии сочиняют нелепые рецепты устранения безработицы и других пороков капитализма, но затрагивая всей капиталистической системы хозяйства. Так метафизический подход буржуазных философов к объяснению общественных явлений служит орудием обмана трудящихся.

Разновидностью метафизики является софистика (от греческого слова sophos - мудрость, в действительности же - мудрствование, крючкотворство). Ленин характеризует софистику как "выхватывание внешнего сходства случаев вне связи событий". Софистика - это уловки, посредством которых маскируется ложь. Так, например, идеологи монополистического капитализма Кейнс, Беверидж и другие при помощи софизмов пытаются доказать, будто бы постоянная массовая безработица связана не с монополистическим капитализмом, а со всякой системой хозяйства вообще и поэтому якобы вечна и неустранима. Софистическим является обоснование лидерами правых социалистов их политики. В декларации "восстановленного" II Интернационала они заявляют, что "борются против всякой формы империализма". В то же время английские лейбористы, французские, голландские и другие правосоциалистические лидеры утверждают, что их страны не связаны с империализмом и не являются империалистическими государствами. Так, используя софистику, лидеры правых социалистов прикрывают своё служение империалистам.

2. ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ И ВЗАИМНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ЯВЛЕНИЙ - ВСЕОБЩИЙ ЗАКОН ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА

В противоположность метафизике марксистская диалектика учит, что мир представляет собой связное, единое целое, по отношению к которому каждое отдельное явление, каждая отдельная вещь выступает лишь как часть этого целого. Ни одно явление, событие не существует вне связи с другими явлениями, не может совершаться без того, чтобы не затронуть множества других явлений, событий.

Всеобщая связь, взаимозависимость и взаимная обусловленность различных предметов и явлений, взаимодействие их - это первое, что выступает перед нами, когда мы рассматриваем природу в целом с позиций современного естествознания. Формы взаимозависимости явлений многообразны.

Любое движение отдельного тела, любое явление как в природе, так и в общественной жизни, - каким бы обособленным и изолированным оно ни представлялось на первый взгляд, - можно понять, объяснить и обосновать научно, если рассматривать его не только в его единичности и обособленности, но и как часть единого целого, как обусловленное другими явлениями и само обусловливающее другие явления.

Диалектический взгляд на природу, как на связное, единое целое, представляет собой теоретическое обобщение накопленных наукой знаний об объективном мире и проверен практической деятельностью людей. Все области знания подтверждают положение марксистской диалектики о том, что в реальной действительности нет предметов и явлений, изолированных друг от друга, не зависящих друг от друга.

ПРИРОДА-СВЯЗНОЕ, ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ. Земля, на которой мы живём, не является изолированным, одиноким небесным телом. Вместе с обращающейся вокруг неё Луной она образует взаимосвязанную систему. Движение Луны определяется воздействием на неё Земли и Солнца. Ряд процессов на Земле (например, приливы и отливы в морях и океанах) непосредственно связан с влиянием на нее Луны. Земля вместе с Луной движется вокруг Солнца. Вокруг Солнца движутся и другие планеты - Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Вместе с Солнцем они образуют целостную солнечную систему небесных тел, объединённых между собой сложной цепью взаимосвязей.

Планеты не только порознь притягиваются к Солнцу, но и воздействуют друг на друга. Эта взаимосвязь планет с Солнцем и друг с другом обусловливает строго определённый порядок их движения.

В свою очередь Солнце - не просто одна из громадного множества изолированных, обособленных звёзд, хаотически рассеянных по бесконечному пространству Вселенной, а часть единой звёздной системы, называемой Галактикой. Известно много галактических звёздных систем. Все они также не оторваны друг от друга, а входят в ещё более грандиозную систему взаимосвязанных звёздных образований.

Взаимосвязь существует между живой и неживой природой. Для доказательства единства природы большое значение имеют работы великого русского учёного К. А. Тимирязева по фотосинтезу. Тимирязев вскрыл самую тесную связь между такими явлениями, как солнечный свет, воздух, почва, растение, животное. Животные питаются растениями, а растения могут развиваться, лишь поглощая энергию Солнца, разлагая при этом углекислоту в хлорофилле листа. Изучив хлорофилловую функцию зелёного растения и установив, что в этой функции проявляется неразрывная, жизненно важная связь между растительным миром и Солнцем, Тимирязев доказал тем самым, что взаимная связь, взаимозависимость и взаимодействие между живой и неживой природой простирается далеко за пределы земного шара и носит космический характер. Чтобы подчеркнуть это, Тимирязев дал одной из самых важных и интереснейших своих работ название "Космическая роль растения".

Не только мир в целом, но и каждое его отдельно взятое явление есть нечто единое, представляет собой связное целое, все стороны которого находятся в определённой взаимосвязи и взаимообусловленности.

Это положение марксистской диалектики также находит своё подтверждение в данных современной науки. Возьмём неорганическую природу. Ряд тел обнаруживает ту особенность, что их физические свойства различны по разным направлениям. Например, их упругость при сжатии в одном направлении сильно отличается от таковой при сжатии в другом направлении. Такая зависимость физических свойств от направления называется анизотропией. Установлено, что анизотропия не есть некое изолированное свойство тел, а тесно связано с другими их свойствами и в первую очередь с их внутренней атомной структурой. Анизотропия наблюдается у тел, атомы которых расположены в пространстве в том или ином определённом порядке. А это в свою очередь связано с тем, что такое тело кристаллизуется в определённых формах. Все кристаллы анизотропны.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Диалектический материализм"

Книги похожие на "Диалектический материализм" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Георгий Александров

Георгий Александров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Георгий Александров - Диалектический материализм"

Отзывы читателей о книге "Диалектический материализм", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.