Татьяна Лубченкова - Самые знаменитые путешественники России

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Самые знаменитые путешественники России"
Описание и краткое содержание "Самые знаменитые путешественники России" читать бесплатно онлайн.
Серию «Самые знаменитые» продолжает книга, посвященная великим русским путешественникам, заслужившим своими подвигами славу и признание. Среди героев книги читатели встретят и Семена Дежнёва, и Егора Хабарова, и Витуса Беринга, и Николая Миклухо-Маклая, и Александра Колчака и Федора Конюхова…
Федор вспоминает: «…Маршрут свой я рассчитал четко — не только по дням, но и часам, и даже минутам. Направление определял по компасу. Координаты сверял раз в сутки по портативному спутниковому навигатору — он висел у меня на груди. Чаще определять местоположение было ни к чему: ведь в Антарктиде в отличие от той же Арктики нет дрейфа льдов — здесь незыблемый, многокилометровой толщины ледник, покрывающий земную твердь».
Конюхов поставил себе задачу добраться до Южного полюса за 55 дней. Чтобы уложиться в график, требовалось проходить в день по 25 километров. У путника было выверено каждое движение, дабы не выбиться из графика.
Однако точному выполнению поставленной задачи могла помешать любая случайность. Когда была пройдена половина пути, Конюхов сильно устал и три дня пролежал в палатке. Остальные путешественники чувствовали себя не лучше, однако с дистанции сошел лишь Роджерс, у которого за 150 километров до полюса закончились продукты.
5 января Федор Филиппович Конюхов достиг цели — дошел до Южного полюса. Он пришел буквально вслед за Адамсом, но не потому, что изначально отставал от него, а из-за трудностей Адамса со спонсорами: две его предыдущие попытки достичь Северного полюса закончились неудачей. Федор знал о финансовых трудностях англичанина, а потому сделал благородный жест — пропустил немного вперед.
Вот как описывает Федор свои впечатления сразу после прибытия на Южный полюс: «…Господи, не верилось мне, неужели дошел?! Ведь я добрался до него за 59 дней, а шел фактически пять лет — начиная с девяностого года, когда вернулся из кругосветного плавания. Сколько сил потратил, пока говорил, убеждал всех, что мы, русские, в конце концов, должны быть там!»
Вскоре после прибытия Конюхов вызвал по рации американскую станцию «Амундсен-Скотт», расположенную в трех километрах от полюса. Начальник станции отвез Федора к себе, где его накормили «до отвала». Ведь на самом подходе к полюсу Конюхов едва не умер от холода и голода. За этот переход он похудел на 13 килограммов.
Конюхов и Адамс заняли в состязании третье место. Главной причиной этому было более удачное место, откуда стартовали остальные участники экспедиции.
Не успев как следует отдохнуть, Конюхов в январе 1996 года совершил одиночное восхождение на антарктический массив Винсона, следуя своему проекту «Семь вершин мира». Об этом он вспоминает следующее: «Я выбрал северный. Южным идти сложнее. Хотя там сплошь одни скалы и есть за что зацепиться, зато постоянно ревет ветер, от которого негде укрыться, — он бьет прямо в спину. А это очень опасно — может сдуть. Северный склон тоже не подарок — сплошной ледник в трещинах. Он тянется вверх под углом 50–70 градусов. Подниматься по нему также не просто — можно сорваться и провалиться в трещину или слететь вниз, к подножию, как с огромной ледяной горки».
…На последний километр у Федора ушло 7 часов. На вершине его чуть не сдуло ветром, но все обошлось. На спуск ушло 2 дня, и 16 января Конюхов с триумфом прибыл в базовый лагерь.
Федор Конюхов не любит сидеть на месте. Он не знает отпусков и длительного отдыха. Летом 1996 года он принял участие в престижной международной гонке на яхтах у берегов Англии в известной бухте Саутгемптон. На старт вышло 800 яхт разных классов многих стран, и занять призовое место было нелегко.
Однако наши яхтсмены в первой гонке заняли третье место, а в двух других — второе. Здесь большая заслуга принадлежала капитану Сергею Бородинову и члену команды Федору Конюхову.
Последняя на сегодняшний день основная экспедиция Федора Филипповича Конюхова состоялась 26 сентября 1998 года. Кругосветная гонка яхтсменов-одиночек стартовала из американского порта Чарльстон. Соперниками Конюхова были 35 яхтсменов из 29 стран. Многие яхты были прекрасно оборудованы и стоили миллионы долларов. Наша яхта была скромнее остальных, но зато у Федора — солидная подготовка (два кругосветных плавания).
За год до этого события Конюхов завершил свою программу «Семь вершин мира» восхождением на пик Мак-Кинли (Северная Америка) совместно с Владимиром Яночкиным.
Федор Конюхов не собирается останавливаться на достигнутом. Он планирует одиночный переход через Сахару, пересечение океана на весельной лодке, которая уже строится в Твери и носит название «Афанасий Никитин». Дальше Федор планирует облететь вокруг света на воздушном шаре, а в 2004 году при благоприятных обстоятельствах погрузиться в батискафе на дно Марсианской впадины.
Но «суперперспективным», на наш взгляд, является план нового похода Конюхова в Антарктиду, когда он в одиночку попытается пересечь ледовый континент. Пока аналогов подобной экспедиции не существует.
ОТТО ЕВСТАФЬЕВИЧ КОЦЕБУ
О мореплавателе О.Е. Коцебу никто не писал исследований, и лишь его книги о дальних походах позволяют нам узнать многое об этом человеке. Как моряка его отличали хорошее знание морского дела, искусство вождения корабля, презрение к опасностям и осмотрительность.
Биографические данные о нем крайне скудны. Известно, что Отто Евстафьевич Коцебу родился 19 декабря (по старому стилю) 1788 года в Ревеле в небогатой дворянской семье. Семи лет от роду он был определен в кадетский корпус и после его окончания отправляется в свое первое плавание — кругосветку. Служба Коцебу проходила на шлюпе «Надежда», которым командовал дальний родственник и земляк Коцебу И.Ф. Крузенштерн. Кроме Крузенштерна наставником Коцебу стал его вахтенный начальник М. Ратманов.
Под их руководством в течение трех лет Коцебу обучался съемкам, проводил астрономические наблюдения. По возвращении из трехлетнего плавания Коцебу был произведен в мичманы и на протяжении нескольких лет нес службу на Балтийском и Белом морях.
В 1815 году по рекомендации Крузенштерна Коцебу был приглашен графом Н.П. Румянцевым руководить кругосветной экспедицией на бриге «Рюрик», построенном специально для этого похода.
В задачу экспедиции входило отыскать западное (тихоокеанское) начало так называемого северо-западного прохода, а также осуществить поиски и исследования восточного (атлантического) начала. Поиски второго прохода велись уже на протяжении двух столетий, однако желаемых результатов не давали. Экспедиции также поручалась съемка еще не снятых участков побережья Аляски, исследование устьев встретившихся здесь рек и изучение населяющих эти земли народов.
Другой задачей экспедиции было определение точного положения некоторых островов в Тихом океане между тропиками. Уже к началу 19-го столетия на карте Тихого океана обозначили множество открытых островов, однако точного местоположения их не знали и на карту они наносились с достаточной степенью погрешности. Это в свою очередь приводило к тому, что мореплаватели, вновь пришедшие сюда, заново открывали эти острова и наносили их на карту под новыми названиями. Коцебу и должен был разрешить этот давно запутанный вопрос.
Третьей его задачей было — наиболее частое определение склонения магнитной стрелки, измерение температуры океанической воды на поверхности и глубине и определение ее удельного веса.
30 июля 1815 года «Рюрик» вышел из Кронштадта и направился в гавань Копенгагена, где он должен был принять на борт естествоиспытателей Шамиссо и Ворускнолда. После этого «Рюрик» направился в Плимут, где Коцебу получил необходимые инструменты и карты, специально заказанные для него в Лондоне Крузенштерном.
Из Плимута начинался наиболее удобный путь в открытый океан, которого можно было достичь за одни сутки, но вывести «Рюрик» из порта оказалось не просто, поскольку в море разыгрался жесточайший шторм. Лишь с третьей попытки Коцебу удалось выйти из Плимута, и 28 октября «Рюрик» бросил якорь у крепости Санта-Крус на острове Тенериф.
Здесь Коцебу запасся провизией и 1 ноября отбыл от Канарских островов. Пройдя Зеленый мыс, он 23 ноября пересек экватор. Следующую остановку «Рюрик» сделал на острове Святой Екатерины, где принял на борт груз провизии и проследовал к мысу Горн. Прохождение мимо этого мыса всегда считалось чрезвычайно опасным для моряков. Не миновала здесь опасность как «Рюрика», так и его капитана. На пути к мысу Горн в океане разыгрался шестидневный шторм. В один из этих дней Коцебу едва не был смыт огромным валом за борт и спасся лишь потому, что успел ухватиться за случайно висевшую веревку. Сам «Рюрик» получил повреждение, были также подмочены запасы пороха и сухарей.
Обогнув мыс Горн, Коцебу повел «Рюрик» к заливу Консенсьон, где были исправлены повреждения, полученные во время шторма, и закуплено продовольствие. 8 марта «Рюрик» снова вышел в океан.
Миновав пустынный островок Салаи-Гомес, «Рюрик» 28 марта остановился у острова Святой Пасхи. Однако местные аборигены встретили русских моряков враждебно, демонстрировали готовность драться и не допускали высадки на берег. Не желая применять оружие, Коцебу решил отойти от острова и продолжил плавание.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Самые знаменитые путешественники России"
Книги похожие на "Самые знаменитые путешественники России" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Татьяна Лубченкова - Самые знаменитые путешественники России"
Отзывы читателей о книге "Самые знаменитые путешественники России", комментарии и мнения людей о произведении.