Ирина Бурдукова - Политические и избирательные системы государств Европы, Средиземноморья и России. Том 3. Учебное пособие

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Политические и избирательные системы государств Европы, Средиземноморья и России. Том 3. Учебное пособие"
Описание и краткое содержание "Политические и избирательные системы государств Европы, Средиземноморья и России. Том 3. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.
В учебном пособии отражена эволюция политических систем ряда стран Европы, Средиземноморья и Россия, которые вызывают наибольший интерес в мировом сообществе. На широком историческом и политологическом материале рассматривается динамика развития политических систем в них, обусловленная историческими факторами, культурой, традициями, особенностями географического положения, менталитета народов, населяющих государство, а также прослеживается эволюция политических систем в XX–XXI вв. Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих политологию и страноведение.
Конституция федерального государства, каким является Швейцария, устанавливает договорную систему отношений между субъектами федерации (кантонами), в соответствии с принципом разделенного суверенитета. Как правило, местные и региональные органы государственной власти подчиняются только правительствам соответствующих кантонов, но не федеральному правительству.
Однако, можно выявить определяющую тенденцию последних лет в развитии конституции государства – постоянное, непрекращающееся усиление федеральной власти, что выражается во все увеличивающемся числе областей федерального и смешанного (то есть совместного) регулирования.
Конституция 1874 года не содержит и не содержала исчерпывающего перечня прав и свобод. Ко времени создания федерации этот акт включал только права и свободы закреплявшиеся в кантональных основных законах. Затем этот перечень стал постепенно увеличиваться и к настоящему времени федеральная конституция устанавливает принцип равноправия, уточняя, что такое равенство, в частности, как оно проявляется в семейной области, при получении образования и в трудовых отношениях. Мужчины и женщины имеют право на равную заработную плату за равный труд. Конституция закрепляет: свободу совести и право свободного отправления религиозных обрядов; экономическую свободу, поскольку свобода торговли и промышленности гарантируется на всей территории государства; право собственности. Конституция 1874 года предусматривает и некоторые другие права и свободы, однако они по сравнению с конституционными актами других стран явно проигрывают как по кругу регулирования, так и детализированности прав и свобод человека.
Еще одним заметным итогом более чем векового развития конституции 1874 года стало некоторое расширение содержащихся в ней прав и свобод граждан. Еще в 1879 году было внесено дополнение о запрещении смертной казни за политическую деятельность, в 1880 году – о страховании по болезни, в 1891 году – о включении народной инициативы в процедуру изменения основного закона, в 1945 году – об охране семьи, в 1971 году – о предоставлении женщинам избирательного права, в 1981 году – о равенстве в правах мужчин и женщин и некоторые другие.
В 1974 году Швейцария ратифицировала Европейскую конвенцию по правам человека 1950 года, которая стала одним из источников юридических прав и свобод граждан, поскольку нормы этой Конвенции введены во внутреннее право страны. В Конвенции нашли свое место: право на жизнь; запрещение пыток, жестоких и позорящих наказаний; запрещение рабства или подневольного состояния; право человека на свободу и неприкосновенность; права в судебном процессе, право на уважение своей частной и семейной жизни; право на свободу мысли, совести и религии, на свободу убеждений; право на свободу мирных собраний и на образование ассоциаций, в том числе, на образование профсоюзов и вступление в них; право на недискриминацию в пользовании правами и свободами по основанию пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических и других убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальному меньшинству, имущественного, сословного или иного положения.
Избирательное право предоставляется швейцарским гражданам, достигшим 18-летнего возраста, не лишенных этого права законодательством кантона, в котором они имеют свое местожительство. Снижение возрастного ценза с 20 до 18 лет было проведено на референдуме в начале 1990 года, внесшего соответствующую поправку в конституцию.
По способу изменения конституция 1874 года относится к числу «жестких». Различаются два вида пересмотра – полный и частичный. Инициаторами полного пересмотра могут выступать одна или обе палаты Федерального собрания или 100 тыс. избирателей; после внесения инициативы проводится национальный референдум. Если большинство избирателей выскажется за такой пересмотр, го обе палаты парламента переизбираются с тем, чтобы выработать новый текст конституции. После этого проект передается на референдум, на котором требуется для одобрения получение двойного большинства – большинства избирателей и большинства кантонов.
Инициаторами частичного пересмотра могут выступать либо Федеральное собрание, либо 100 тыс. избирателей. Если инициаторы являются избирателями, то предлагаемые изменения в каждую статью или новые статьи должны быть предметом отдельной инициативы.
Национальный совет – нижняя палата Федерального собрания (швейцарского парламента) – с 1918 года избирается по пропорциональной системе, заменившей мажоритарную, в два тура. Избирательным округом является кантон – округа, таким образом, не являются равными. Двести мест в палате распределяются между 23 кантонами (20 кантонами и 6 полукантонами); каждый полукантон представляет отдельный избирательный округ согласно численности проживающего в нем населения, исходя из последней десятилетней переписи.
Число причитающихся округам мест определяется по пропорциональной системе с правилом наибольшего остатка. Самые маленькие округа имеют право на одно место, если строгий демографический подсчет не позволяет получить такое место. В пяти округах выборы проводятся по мажоритарной избирательной системе, в остальных применяется пропорциональная. Совет кантонов – верхняя палата парламента – состоящий из 46 членов, избирается согласно правилам, устанавливаемым кантонами. Обычно в них проводятся прямые выборы. Три кантона (Берн, Фрибур, Невшагель) посылают своих представителей в результате их избрания кантональными парламентами. Если применяются прямые выборы, то избрание членов Совета кантонов проводится по мажоритарной системе в два тура. Каждый кантон посылает в верхнюю палату по 2 представителя; полукантоны посылают по одному представителю.
Кантональные парламенты – Большие советы – от 52 до 200 депутатов, избираются на четыре года. Иногда устанавливаются иные сроки полномочий: 5 лег во Флибуре, 3 – в Аппенцелль – Ауссеродене, 2 – в Граубюндене и так далее. Выборы обычно проводятся по пропорциональной системе, за исключением пяти кантонов.
На национальном уровне существует два института непосредственной демократии – народная инициатива и различные виды референдума (обязательный, факультативный, отклоняющий, конституционный, законодательный, по международным вопросам). Для Швейцарии народные инициативы и референдумы – традиционно и часто используемая практика непосредственной демократии, которая затрагивает практически все сферы деятельности государства. Каждый швейцарский гражданин голосует ежегодно в среднем четыре раза. Отклонив на референдуме 1992 года предложение о вступлении Швейцарии в ЕС, швейцарцы в феврале 1994 года проголосовали против транзита многотонных грузовых автомашин через территорию республики (это решение вызвало резкий резонанс в соседней Австрии). В последите годы степень участия граждан в референдумах очень низка, популярность референдумов падает.
Действующая швейцарская конституция не предусматривает института народной инициативы при принятии простых законов. В этой сфере возможно только проведение отклоняющего референдума по требованию 50 тысяч избирателей или восьми кантонов в течение 90 дней до вступления закона в силу. Могут проводиться факультативные референдумы по некоторым международным договорам, если того потребуют опять-таки 50 тысяч избирателей или восемь кантонов. К таким актам относятся соглашения, имеющие неопределенную продолжительность действия и не подлежащие денонсации, а также влекущие многостороннюю унификацию права и предусматривающие присоединение к международной организации. Присоединение к организациям коллективной безопасности и к наднациональным сообществам передаются на референдум в обязательном порядке. Кроме того, но решению палат Федерального собрания указанные нормы о факультативном референдуме могут применяться и к другим договорам, не обладающим названными выше признаками.
На кантональном уровне институты непосредственной демократии распространены в большей мере, чем на федеральном. Наибольший интерес представляют лапдегемайнде – то есть, общий сход всех граждан в кантонах и полукаитонах – Гларус, Обвальден, Нидвальдсн, Аппепцелль-Ауссерроден и Аппенцель-иннерроден. Компетенция ландгемайнде весьма широка они избирают органы исполнительной власти в составе 7–9 человек и председателя этого органа, производят полный или частичный пересмотр своих конституций и многое другое.
Народная инициатива с последующим голосованием по поводу простого закона требует почти всегда того же числа подписей избирателей, что и по конституционным вопросам, а иногда чуть меньше (например, в кантоне Берн – 12 тыс. вместо 15 тыс., в Сант-Галлене – 4 тыс. вместо 8 тыс.). Законодательный референдум по народной инициативе предусмотрен в 16 кантонах; в 4-х из них такое голосование должно проводиться по международным соглашениям. В Швейцарских кап гонах имеет место и форма обязательного референдума (при принятии парламентом изменений в тексте конституции).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Политические и избирательные системы государств Европы, Средиземноморья и России. Том 3. Учебное пособие"
Книги похожие на "Политические и избирательные системы государств Европы, Средиземноморья и России. Том 3. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Ирина Бурдукова - Политические и избирательные системы государств Европы, Средиземноморья и России. Том 3. Учебное пособие"
Отзывы читателей о книге "Политические и избирательные системы государств Европы, Средиземноморья и России. Том 3. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.