Ирина Бурдукова - Политические и избирательные системы государств Европы, Средиземноморья и России. Том 3. Учебное пособие

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Политические и избирательные системы государств Европы, Средиземноморья и России. Том 3. Учебное пособие"
Описание и краткое содержание "Политические и избирательные системы государств Европы, Средиземноморья и России. Том 3. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.
В учебном пособии отражена эволюция политических систем ряда стран Европы, Средиземноморья и Россия, которые вызывают наибольший интерес в мировом сообществе. На широком историческом и политологическом материале рассматривается динамика развития политических систем в них, обусловленная историческими факторами, культурой, традициями, особенностями географического положения, менталитета народов, населяющих государство, а также прослеживается эволюция политических систем в XX–XXI вв. Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих политологию и страноведение.
После Второй мировой войны Швейцария превратилась в одного из мировых экономических лидеров. Несмотря на кризисы 1948–1950, 1952, 1958 гг. темпы роста ВВП в 1945–1973 гг. возросли в сопоставимых ценах почти в 5 раз. Золотой запас в 1945–1974 гг. увеличился с 4,8 млрд. до 11,89 млрд. фр. В середине 70-х годов в Швейцарии насчитывалось 522 банка с совокупным капиталом 2698 млрд. фр. 50 % капитала находилось в руках 5 крупнейших банков. Заграничные активы выросли с 10 млрд. в 1950 г. до 38 млрд. фр. С 1971 года Швейцария стала четвертым экспортером капитала в мире после США, ФРГ и Японии. Экспорт капитала осуществлялся прежде всего в развитые экономики ФРГ и США. В начале XXI века банки Швейцарии контролируют 40 % мирового рынка имущества.
В экономике страны после войны росли доходы от туризма. В начале 70-х годов они превысили 5 млрд. фр. С 50-х годов развивается атомная энергетика, АЭС в настоящее время производят 37 % электроэнергии Швейцарии.
В 1990–1993 гг. Швейцария присоединилась к международным соглашениям, которые обязывали ее принять участие в борьбе с «отмыванием денег». Это заставило банки отказаться от традиционной закрытости, что привело к серии международных финансовых скандалов и снизило привлекательность Швейцарии в качестве мировой «копилки». В 90-е годы наметился спад в экономическом развитии, снизился ВВП, вырос государственный долг, однако в начале XXI в. экономические трудности постепенно преодолеваются.
Во второй половине XX в. Швейцария превратилась в место проведения крупных международных форумов и функционирования международных институтов, в том числе структур ООН, в которую Швейцария не входит. Она не может вступить в нее, так как устав этой организации требует участвовать в вооруженной борьбе против агрессии, что противоречит швейцарскому нейтралитету, но Швейцария входит в ряд специализированных организаций ООН.
В 1956 году Швейцария, подчеркивая свою особую роль в движении за мир, бойкотировала Олимпиаду в Мельбурне из-за агрессивных действий европейских держав в Египте и Венгрии. В 1969 году она присоединилась к договору о нераспространении ядерного оружия. Швейцария – член Европейской ассоциации свободной торговли, в 1961 году Швейцария вошла в Организацию экономического сотрудничества и развития, в 1963 году – в Совет Европы, 1966 году – в ГАТТ. На референдуме 1992 года вопрос о вхождении Швейцарии в ЕЭС не получил поддержки.
Современная Швейцария – небольшое государство в центральной Европе. Страна граничит с Францией, Германией, Австрией, Лихтенштейном, Италией, выхода к морю не имеет. Практически вся Швейцария лежит в горах. Швейцария никогда не имела монархической формы правления, в ней в большей мере, чем в других странах, избирательный корпус обладает непосредственной властью. В этой стране чрезвычайно развиты институты непосредственной демократии. Кроме того, будучи старейшей в Европе федерацией придерживающейся нейтралитета, Швейцария занимает особое положение на континенте.
Население Швейцарии в 2001 году – 7,5 млн. человек, столица – г. Берн. Швейцарию населяют четыре этнические общности: германо-швейцарцы (65 %), итало-швейцарцы (10 %), франко-швейцарцы (18,5 %) и ретороманцы. Государственными языками Швейцарии являются немецкий, французский и итальянский.
Швейцария является республикой и федеративным государством. Ее система управления резко отличается тем самым от организованных по принципу централизма унитарных государств, в которых административные округа или провинции подчиняются единому управлению из центра.
Федеративное государство возникает вследствие объединения нескольких первоначально самостоятельных государств, какими были в Швейцарии до 1848 года ее кантоны[46]. Государства, входящие в состав федеративного государства, передают часть своей государственной власти союзному государству. Одновременно граждане государств, входящих в состав союзного государства, становятся подданными федерации.
Под федерализмом понимается в первую очередь разделение государственных задач между политическими единицами более или менее высокого уровня. В Швейцарии действует следующий принцип:
– то, что касается всей Швейцарии, является компетенцией федерации (это, прежде всего, внешняя политика и внешнеэкономическая деятельность, оборона страны, вопросы денежного обращения, транспорт, экономическая политика, энергетическая политика, социальное страхование, налоги на предметы потребления, правовое регулирование во всех важнейших областях);
– то, что можно регулировать на уровне кантона, остается полностью или частично компетенцией кантона (например, образовательная и социальная политика, строительство и здравоохранение, судопроизводство). Этот принцип часто именуют «принципом субсидиарности».
Швейцария – самое децентрализованное европейское государство, и потому союзные органы власти наделены сравнительно узкими полномочиями. Швейцария являет пример такого состояния гражданского общества, которое достигло высокой степени социальной однородности и самоорганизации, и потому, относительно мало нуждается в государственном обеспечении правопорядка, экономического регулирования и социальной защиты населения. Швейцария занимает первое место в мире по производству национального дохода на душу населения и жизненному уровню.
Официальное название Швейцарии – Гельветическая конфедерация. Она состоит из 23 автономных кантонов. (В 70-х гг. в Швейцарии, длительное время не знавшей национальных конфликтов, развернулось движение за автономию франкоязычной части кантона Берн (население – около 60 тыс. человек), закончившееся в 1979 году, после 19 референдумов (!) созданием нового кантона Юра). По действующей поныне Конституции 1848 года, в редакции 1874 года, во главе конфедерации стоит коллективный глава государства и орган исполнительной власти – Федеральный совет, члены которого попеременно избираются президентами страны методом ротации. В 2002 году – президент Швейцарии К. Филлигер (функции президента страны минимальны, главным образом церемониальные).
На 2013 год Парламент Швейцарии избрал президентом страны главу Федерального департамента (министерства) обороны, национальной защиты и спорта Ули Маурера[47].
Федеральный Совет (бундесрат) обладает относительно узкой компетенцией; вопросами внешней политики, национальной безопасности, некоторыми общегосударственными делами (иммиграционной политикой, охраной окружающей среды и т. п.), основные же полномочия сохраняются у властей кантонов, которые имеют свои конституции, парламенты и правительства и являются по форме и существу государствами в государстве, так как федерация Швейцарии имеет самую высокую степень децентрализации власти. В Совет входят 7 федеральных советников, избираемых Федеральным собранием, состоящим из двух полноправных палат (Национальное собрание и Совет кантонов). Кантоны имеют собственные органы власти. Кантоны состоят из автономных общин, которые имеют собственные органы самоуправления. Важнейшие решения на всех уровнях власти принимаются референдумами. Положительные решения, изменяющие социально-политический статус институтов страны, принимаются реже, чем отрицательные, что обеспечивает стабильность социальных институтов страны. В Швейцарии существует многопартийная система.
В 1848 году возникла Радикально-демократическая партия Швейцарии (РДП) в 1888 г. – Социал-демократическая партия Швейцарии (СДП). В первой половине XX века число партий растет. В 1912 году возникла Демократическо-христианская партия Швейцарии[48]), в 1912 году – Либерально-демократический союз. В 1935 году создан умеренно либеральный Союз независимых. В 1918 году из относительно умеренной СДП выделилось левое крыло. В 1921 году появилась Коммунистическая партия Швейцарии (КПШ). В 30-е годы обострилась борьба между правы ми и левыми радикалами. В ноябре 1932 антифашистская демонстрация против Национального союза в Женеве привела к кровавым столкновениям с участием войск, в ходе которых было убито 13 человек. В 1934 году был создан праворадикальный «Фолькс-бунд». В 1938 году имели место столкновения во время выборов в кантонах между правыми радикалами и левыми социалистами, включая коммунистов (Цюрих, Базель). С началом Второй мировой войны вступило в силу чрезвычайное законодательство: отменена свобода собраний, введена цензура и смертная казнь, создана политическая полиция. В 1940–1944 гг. была запрещена КПШ, в то время как праворадикальные группировки действовали легально. После выхода из подполья КПШ объединилась с левыми социал-демократами (социалистическая федерация) в Швейцарскую партию труда (фактически – коммунистическую).
До 1943 года в Федеральном совете преобладала либеральная Радикально-демократическая партия (РДП) при участии консерваторов, а с 1929 года – Партия крестьян, ремесленников и бюргеров (ПКРБ). В 1943 году РДП потеряла большинство в совете (3 члена из 7), так как наряду с консерваторами (2 места) прошли представители и СДП (социал-демократической партии) и ПКРБ.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Политические и избирательные системы государств Европы, Средиземноморья и России. Том 3. Учебное пособие"
Книги похожие на "Политические и избирательные системы государств Европы, Средиземноморья и России. Том 3. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Ирина Бурдукова - Политические и избирательные системы государств Европы, Средиземноморья и России. Том 3. Учебное пособие"
Отзывы читателей о книге "Политические и избирательные системы государств Европы, Средиземноморья и России. Том 3. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.