» » » » Ирина Бурдукова - Политические и избирательные системы государств Европы, Средиземноморья и России. Том 3. Учебное пособие


Авторские права

Ирина Бурдукова - Политические и избирательные системы государств Европы, Средиземноморья и России. Том 3. Учебное пособие

Здесь можно скачать бесплатно "Ирина Бурдукова - Политические и избирательные системы государств Европы, Средиземноморья и России. Том 3. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Литагент «Издательство „СПбКО“»1b737575-e313-11e2-8fb3-002590591ed2, год 2013. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ирина Бурдукова - Политические и избирательные системы государств Европы, Средиземноморья и России. Том 3. Учебное пособие
Рейтинг:
Название:
Политические и избирательные системы государств Европы, Средиземноморья и России. Том 3. Учебное пособие
Издательство:
Литагент «Издательство „СПбКО“»1b737575-e313-11e2-8fb3-002590591ed2
Год:
2013
ISBN:
978-5-903983-28-5
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Политические и избирательные системы государств Европы, Средиземноморья и России. Том 3. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Политические и избирательные системы государств Европы, Средиземноморья и России. Том 3. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



В учебном пособии отражена эволюция политических систем ряда стран Европы, Средиземноморья и Россия, которые вызывают наибольший интерес в мировом сообществе. На широком историческом и политологическом материале рассматривается динамика развития политических систем в них, обусловленная историческими факторами, культурой, традициями, особенностями географического положения, менталитета народов, населяющих государство, а также прослеживается эволюция политических систем в XX–XXI вв. Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих политологию и страноведение.






В основу документа легли конституционные воззрения Шарля де Голля, высказанные им, главным образом, в речи в Байе 16 июня 1946 г. Присутствовавшее в его концепции понимание власти и признание необходимости сильного государства в наибольшей мере способствовали представлениям политических сил, находящихся в тот период у власти.

Конституция состоит из преамбулы, 16 разделов и 93 статей. Наиболее крупные разделы посвящены Президенту Республики и отношениям между Парламентом и Правительством. Основной закон в 1958 году установил иерархию юридических норм, действующих в стране. Наверху пирамиды находится Конституция, ниже – органические законы, еще ниже – обычные законы. Несколько особняком «держатся» законы, принимаемые на референдуме, международные договоры и соглашения, должным образом ратифицированные Францией.

Основной закон установил республиканскую Форму правления, имеющую смешанный характер, поскольку в ней наблюдаются черты президентской республики (глава государства избирается без участия парламента, правительство назначается им же) и парламентарной республики (правительство несет ответственность перед нижней палатой парламента). Неделимый характер французского государства определен ст. 53 Конституции, в которой указано: «Никакая уступка, никакой обмен, никакое присоединение территории не являются действительными без согласия заинтересованного населения». В случае отделения какой-либо французской территории она могла бы обрести статус государства только после подписания соответствующего договора о выходе из Франции.

Демократический характер Пятой Республики говорит о существовании в стране соответствующего политического режима. Конституция называет в качестве составных частей такого режима всеобщее голосование, прямое или косвенное, но всегда равное и тайное, возможность существования политических партий и группировок.

Конституция 1958 года – это всего лишь часть, хотя и наиболее значительная, действующего конституционного законодательства. В соответствии с ее преамбулой его составной частью является Декларация прав человека и гражданина 1789 года и преамбула Конституции 1946 года, главным образом провозглашающие права и свободы граждан. В конституционное законодательство включаются не только два упомянутых акта, но и «основные принципы, призванные законами Республики», к которым отсылает преамбула Основного закона 1946 года.

Особенностью действующей Конституции Франции является ее структура и порядок закрепления провозглашаемых прав и свобод. Хотя перечень последних и список не содержит ряда новейших прав и свобод, нашедших место в последних (по времени принятия) конституционных актах различных государств, но и Декларация 1789 года, и преамбула Конституции 1946 года до сих пор остаются примером последовательно демократических документов. Круг прав и свобод, провозглашенных в них, широк, например, продолжает действовать даже такое экзотическое для нашего времени право, как право на сопротивление угнетению. Оно было характерно для «золотого» времени буржуазной государственности, наступившего сразу же после того, как было покончено с феодальными порядками.

Основная черта Конституции 1958 года – концентрация политической власти в руках исполнительных органов. Французская центральная исполнительная власть имеет «двухглавую» структуру: она включает Президента Республики и Премьер-министра. Президент, обладающий собственными важнейшими полномочиями, осуществляемыми без контрассигнации членов правительства, должен нести ответственность за наиболее общие направления деятельности государства. На Премьер-министра, назначаемого Президентом, возложена обязанность представлять и осуществлять иные акты исполнительной власти. Он должен проводить в жизнь политику, исходя из общих ориентаций Президента. Правительство несет политическую ответственность перед Национальным собранием и уголовную перед обеими палатами парламента. Однако, юридическая иерархия исполнительной власти фактически не существует. На практике с самого начала существования Пятой Республики установился обычай ответственности правительства перед Президентом страны. Сосредоточение власти в руках главы государства и правительства – одно из проявлений конституционно-авторитарной тенденции во французском государственном механизме, которая всегда была ему присуща. Избираемый помимо парламента, путем всеобщего и прямого голосования, Президент находится на вершине иерархии органов государственной власти. Хотя формально-юридические полномочия Президента оставались неизменными за все время существования Пятой Республики, поправка установившая ныне действующий порядок замещения поста главы государства, укрепила и без того его господствующее положение.

Согласно принятой в 1962 году поправке, Президент избирается не парламентом, как раньше, а гражданами страны. Он может распускать Национальное собрание (нижнюю палату), обращаться напрямую, минуя парламент, к народу, вынося тот или иной вопрос на референдум, а в случае серьезного кризиса брать в свои руки всю полноту власти в стране. Основные решения, принимаемые государством в экономической, финансовой и социальной областях, вырабатываются, как правило, не в Бурбонском дворце, где расположен парламент, а в Елисейском – резиденции президента, аппарат сотрудников которого вырос с 15 человек в годы Четвертой республики до более 700 к началу XXI в.

Эти нововведения отразили представление де Голля о президенте, как о харизматическом лидере, который должен стоять над партиями и идеологиями, выражать интересы нации в целом, вести ее за собой, опираясь на сильные государственные структуры, к процветанию и величию Франции. Замена пропорциональной избирательной системы на мажоритарную по одномандатным округам в два тура позволяет создавать в парламенте прочное политическое большинство, причем на весь период легислатуры. В 1986 году социалисты восстановили пропорциональную систему, но уже в 1988 году она снова была заменена на мажоритарную.

Социально-политическая база Пятой республики первоначально оказалась весьма широкой. На референдуме 1958 года за новую конституцию высказалось около 80 % французов. Против были, с одной стороны, ФКП, за которой шли значительные слои рабочих и служащих, часть СФИО – главным образом интеллигенция; образовавшая позднее, в 1961 году Объединенную социалистическую партию (ОСП), а с другой – пужадисты и крайне правые. Но даже после перехода в 1959–1962 гг. в оппозицию всех партий, кроме основанного в 1958 году голлистами Союза за новую республику и возникшей в 1962 году группировки независимых республиканцев Жискар д’Эстена, новый режим оказался достаточно прочным. Он выдержал серьезные испытания в ходе майско-июньских событий 1968 года, когда студенческие волнения переросли в баррикадные бои в Париже и всеобщую забастовку под лозунгами самоуправления, демократии и социализма.

Если в Третьей и Четвертой республиках политические деятели рекрутировались из числа врачей, адвокатов и профессоров, то в Пятой стали выдвигаться технобюрократы из Национальной школы администрации. Значительно омолодился электорат за счет снижения в 1974 году избирательного возраста с 21 до 18 лет.

Постепенно сложился устойчивый, тяготеющий к центризму консенсус основных социально-политических сил, который обеспечивает легитимный переход власти от правых к левым и обратно, обеспечивает их периодическое сосуществование во властных структурах (1986–1988, 1992–1997 гг.), когда посты президента и премьер-министра принадлежали противостоящим силам. Ни одна из крупных партий не заходит в своей оппозиционности дальше реформирования тех или иных сторон существующего режима. Примечательно, что самую значительную поправку в конституцию 1958 года после де Голля внес голлист Ж. Ширак, президент Франции с 1995 года. В сентябре 2000 года на референдуме французы одобрили его предложение сократить президентский срок с 7 до 5 лет. В 2002 году на президентских выборах вновь был избран Ж. Ширак. С 15 мая 2012 года президентом Франции стал Франсуа Олланд.

Процесс концентрации политической власти в руках исполнительных органов привел к изменению статуса парламента. Правительственной власти предоставлены широкие возможности (включая юридические) для воздействия на парламент, а в некоторых случаях для действий и «через голову» парламента, например, при проведении референдумов на основании ст. II Конституции. Основной закон 1958 года – первая французская Конституция, закрепившая существование политических партий, учредившая Конституционный совет, орган, ранее не известный французской истории. Конституция 1958 года в гораздо большей мере, чем любая из ее предшественниц, стала содержать нормы об одном из институтов непосредственной демократии, а именно о референдуме. Статья II предоставляет право проведения референдума Президенту страны по определенному кругу вопросов, а ст. 89 – при изменении Основного закона. Конституция 1958 года по способу изменения является «особо жесткой», поскольку для ее пересмотра требуется проведение двух этапов – принятие поправок и их ратификация. Проект пересмотра Основного закона согласно ст. 89 должен быть одобрен палатами Парламента в идентичной редакции. При этой процедуре обе палаты Парламента – Национальное собрание и Сенат – находятся в равных условиях. После принятия поправок требуется их обязательная ратификация, которая может быть осуществлена двумя способами: либо на референдуме, либо в парламенте – на совместном заседании палат большинством в 3/5 голосов. Право выбрать способ ратификации принадлежит Президенту Республики. Однако для ратификации в парламенте требуется, чтобы автором пересмотра выступало Правительство, а не члены парламента. Процедура ратификации в парламенте предусмотрена для внесения в Конституцию незначительных поправок, когда проведение референдума нецелесообразно.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Политические и избирательные системы государств Европы, Средиземноморья и России. Том 3. Учебное пособие"

Книги похожие на "Политические и избирательные системы государств Европы, Средиземноморья и России. Том 3. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ирина Бурдукова

Ирина Бурдукова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ирина Бурдукова - Политические и избирательные системы государств Европы, Средиземноморья и России. Том 3. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Политические и избирательные системы государств Европы, Средиземноморья и России. Том 3. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.