Иоанн Тобольский - Царский путь Креста Господня, вводящий в Жизнь Вечную

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Царский путь Креста Господня, вводящий в Жизнь Вечную"
Описание и краткое содержание "Царский путь Креста Господня, вводящий в Жизнь Вечную" читать бесплатно онлайн.
Многие люди часто задаются вопросами: почему с ними происходят те или иные неприятности, для чего им посылаются скорби? На эти вопросы отвечает книга «Царский путь Креста Господня». В ней анализируются многочисленные скорби, с которыми каждый человек встречается на жизненном пути.
Святые отцы всесторонне раскрыли нравственную сущность скорбей для людей, несущих свой крест, и дали исчерпывающий ответ, зачем они посылаются человеку, как нести свой крест и какую пользу он приносит. Учение святых отцов о роли скорбей объясняется в книге в виде диалога между Ангелом и Ставрофилой, в котором речи Ангела – это святоотеческое учение о скорбях, а вопросы, которые задает Ставрофила, вопросы людей о том, как переносить скорби без малодушия, ропота и падений.
СТАВРОФИЛА. Благословен Господь, твердыня моя, научающий руки мои битве и персты мои брани (Пс. 143, 1). Но вразуми меня, – сказала она Ангелу, – в чем должно состоять это оружие христианского воина, в крестном ли знамении, или в кресте скорбей, которыми сокрушается человек?
АНГЕЛ. Почему же не в том и другом? Знамение крестное есть крепчайший щит от всех диавольских искушений; крепость и сила сего знамения так велика, что оно не только охраняет дома истинных новозаветных израильтян, но и от тех, кои живут не так, как бы следовало христианам, одно крестное знамение прогоняет диавола[151]. Не меньшую силу имеют и скорби; ибо как соль предохраняет разные вещества от гниения и червей, так крест печали и скорбей укрепляет душу против невидимых врагов. Мудрое сердце, огражденное, как бы стенами, терпением житейских напастей, презрением временного благополучия и другими добродетелями пребывает непобедимо и непреоборимо; ибо если сердце в скорбях крепко и неподвижно, то оно не только противится греховным пожеланиям, но и мужественно поражает их. Не этим ли путем добровольно шли все святые, уразумев и отвергнув ласкательства коварной плоти? Апостол Павел умерщвлял тело свое и порабощал духу, дабы не явиться неключимым (см.: 1 Кор. 9, 27). Некогда преп. Венедикту (память 14 марта) диавол представил образ жены, виденной им еще в юности, и столь сильно разжигал его огнем похоти, что подвижник едва не склонился к мысли оставить пустыню; но наставленный благодатию Божиею, он снял с себя одежду и нагой бросился в крапиву и терновые кусты, и валялся там до тех пор, пока уязвлением тела исцелил язву душевную. Смотри же, какую от сего он получил пользу! С того времени, как после сам говорил ученикам своим, плотское искушение совершенно угасло в нем, и он уже никогда ничего подобнаго в себе не ощущал. Вот какой плод приносит скорбь, добровольно понесенная. Тем же духом руководимый и Иоанн Многострадальный Печерский закопал себя до рамен в землю и своими руками осыпал землею. И Моисей У грин Печерский ради чистоты терпеливо и мужественно перенес многочисленные биения и другие жесточайшие страдания, и пребыл непоколебим. Почему же они так делали? Потому что телесные страдания врачуют немощи душевные. Если и ты не примешь жезла крестного, то не престанут лаять и скрежетать на тебя нечистые псы. Если со всех сторон не оградишься щитом терпения, то скоро будешь уязвлена.
СТАВРОФИЛА. Довольно я наставлена теперь. Да пребуду же близ Господа; и чья рука тогда одолеет меня? Будь мне твердым прибежищем, ибо Ты – надежда моя, Господи Боже, упование мое от юности моей (Пс. 70, 3, 5). Крестом вознесусь я над врагами моими и не возвращаюсь, доколе не истреблю их (Пс. 17, 38). О крест спасительный! как ты нам полезен, и как немногие познают величие силы твоей!
Глава 2
Крест очищает от грехов
Щедр и милостив Господь, и оставляет грехи, и спасает во время скорби
(Сир 2, 11)В утреннее время Ставрофила имела обычай упражняться в молитве, после которой углублялась в размышления о духовных предметах. Укрепляясь таким образом ежедневно молитвою и размышлениями, она устремлялась в дальнейший свой путь. Однажды рассуждала она о том, как велико достоинство души и как велика красота благодати, которая как бы блестящим и светоносным виссоном украшает и покрывает ее; потом помышляла, как, напротив, велико безобразие греха, который всю ризу души, как бы зловонною тиною, оскверняет нечистотою. Размышляя об этом, по наставлению Ангела, на пути своем, она с глубокими воздыханиями говорила так: Кто очистит совесть мою от мертвых дел (Евр. 9, 14)? Кто омоет сердце мое от греха? О, если бы истребились все беззакония мои и очистились все неправды мои!
АНГЕЛ. И это, Ставрофила, может сотворить сила креста: он потребляет грехи, очищает совесть и ризу души омывает и паче снега убеляет. Познавая это, старец Товия говорил пред смертью: блаженны скорбевшие о всех бедствиях Твоих, Господи, ибо они возрадуются о Тебе (Тов. 13, 14). И сын Сирахов говорит: Господь сострадателен и милостив, и прощает грехи, и спасает во время скорби (Сир. 2, 11). Скорбями очищаются грехи, и потому скорби называются очистительными; и поистине они таковы. Как сладость греха прогневляет Превечного Бога, так добровольное удручение плоти и с терпением понесенное наказание умилостивляет Его.
СТАВРОФИЛА. О какое это благодеяние! Какое утешение в скорбях! Кто так пользуется крестными скорбями, тот великое делает приобретение; ибо хотя и тяжелы наказания Божии, но они имеют силу врачевания, и тех, кого постигают, влекут к добру.
АНГЕЛ. Поистине так! Но очень немногие понимают, какая польза заключается в злостраданиях плоти: ими омываются и соделанные грехи, и предупреждаются те, которые могли бы быть соделаны. Скорби и болезни очищают беззакония, или в мысли или на деле бывающие. Потому благоразумные, сознавая, что в них есть душевные язвы, исполненные гноя, доброхотно предают себя на резание Врачу душ, чтобы с открытием язвы вышел из них яд греха, дабы, удерживаемый внутри, он не заразил всего тела неисцельною болезнью[152]. Грех есть гниение, а наказания – врачебное орудие. Как больной, не дозволяющий врачу очистить свою гниющую рану, подвергается большему злостраданию: так и согрешающий, если не наказывается, несчастнее всех людей[153]. Когда Авву Иоанна некто страдавший горячкою просил исцелить его молитвами своими, он отвечал: ты желаешь избавиться от того, что тебе необходимо. Ибо как тело очищается щелоком от нечистот, так и душа очищается болезнями и страданиями[154].
СТАВРОФИЛА. Но почему некоторые люди безукоризненной жизни часто подвергаются тяжким испытаниям, тогда как, по-видимому, их, чуждых всякого беззакония, не должны бы касаться никакие скорби?
АНГЕЛ. Разве ты не помнишь, что некогда сказал Господь Иисус Христос об Отце Своем, небесном Делателе: всякую (ветвь), приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода (Ин. 15,2). А это очищение не иное что есть, как скорбь и крест. Что удар цепа для зерен, молот для железа, огонь для золота, то скорбь для праведника: ею он не сокрушается, а очищается. И хотя он светит и сияет как золото, однако огнем искушений ему должно очиститься от всякой нечистоты. Ибо те, которые людям кажутся совершенными, пред очами Божиими имеют еще свои несовершенства, от которых милосердый Отец Небесный, с милостью гневаясь, очищает их. Посмотри на художников всякого рода. Сделавши какую-либо вещь, они показывают ее другим, и люди незнающие находят ее совершенною; но сам художник знает, чего в ней еще недостает, и исправляет ее. Так и мужи святые, угождающие Богу, кажутся как бы безгрешными, совершенными, как Ангелы; но Бог ведает, чего им недостает, и потому посылает им скорби и испытания для очищения и усовершенствования их[155].
СТАВРОФИЛА. Как много полезного не понимала я! А теперь с избытком вразумляется мое неведение. Поистине, кто чист будет от скверны (Иов. 14,4)? Заботы житейские вовлекают всех в многоразличные дела, а потому и к сердцам благочестивых нередко прилепляется прах мирской нечистоты[156]. Посему кто же будет непричастен тому или другому пороку? И праведный седмерицею падает (Притч. 24, 26).
АНГЕЛ. Итак, ко благу вашему жезлом креста отрясается прах, который на безобразие души собрала укоренившаяся в ней неправда.
Внешнею раною исцеляется язва внутренняя; и потому кто не принимает с благодарением наказаний от Бога, тот не желает очиститься. Жезлом скорбей отрясается весь прах жития земного, дабы риза души соделалась чище и светлее. Человек, имеющий чистую совесть, тем светлее сияет, чем более бывает сокрушаем скорбями.
СТАВРОФИЛА. Как велико это благодеяние! И кто из благоразумных пламенно не возжелает понести какой-либо крест, дабы чрез это очистилось одеяние души его? Вспоминаю, что не имевший брачного одеяния был ввержен во тьму кромешную (Мф. 22,11–13); ибо в небесный Иерусалим не войдет…ничто нечистое (Откр. 21, 27).
АНГЕЛ. Да! Наказания в сей жизни составляют великое благодеяние Божие; и напротив, великий гнев Божий в том, когда согрешающим в жизни сей Бог не являет Своего гнева. И потому у Иезекииля сказано к Иерусалиму в угрозу: утолю над тобою гнев Мой, и отступит от тебя негодование Мое, и успокоюсь, и уже не буду гневаться (Иез. 16, 42). Когда врач перестает лечить, больной приходит в отчаяние[157]. Итак должно восхвалять Божие благоволение, когда Он посещает избранных Своих временными наказаньями, чтобы избавить их от вечных мук. Для того Он и уничижает их, чтобы вознести, уязвляет, чтобы исцелить, низвергает, чтобы возвысить. Кто творит добро и здесь терпит скорби, для того праведное воздаяние безмерно увеличивается на небесах. Телесные врачи кого находят уже безнадежным к выздоровлению, тем разрешают всякую пищу, какой они ни пожелают; напротив, кого надеются воздвигнуть от одра болезни, тем строго воспрещают всякие приятные, но вредные яства, а дают им горькие лекарства, чтобы оными возвратить им сладость здоровья. Что ж удивительного, если Врач душ, всемогущий Бог, попускает жить самовольно тем, коих усматривает достойными вечной смерти, и, напротив, связывает тесным законом правды Своей тех, кого предызбрал к жизни вечной. Плодовитые лозы и деревья очищают и обрезывают, а неплодные, как предназначенные на сожжение, оставляют расти на свободе, и они широко распускают свои ветви. Итак радуйся, Ставрофила, в скорбях и напастях твоих и от всего сердца благодари за них Бога: ибо чем более ты страдаешь, тем более одеяние души твоей очищается и украшается.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Царский путь Креста Господня, вводящий в Жизнь Вечную"
Книги похожие на "Царский путь Креста Господня, вводящий в Жизнь Вечную" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Иоанн Тобольский - Царский путь Креста Господня, вводящий в Жизнь Вечную"
Отзывы читателей о книге "Царский путь Креста Господня, вводящий в Жизнь Вечную", комментарии и мнения людей о произведении.