» » » » Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море


Авторские права

Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море

Здесь можно скачать бесплатно "Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая документальная литература, издательство Манускрипт, год 1994. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море
Рейтинг:
Название:
Катастрофы в Черном море
Издательство:
Манускрипт
Год:
1994
ISBN:
5-12-003468-3
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Катастрофы в Черном море"

Описание и краткое содержание "Катастрофы в Черном море" читать бесплатно онлайн.



Азово-Черноморский бассейн, на берегах которого живут, трудятся и отдыхают миллионы людей — теплый и спокойный край, но таким он бывает не всегда. Иногда это суровый, штормовой район, где свирепствуют бури, проносятся смерчи, где на протяжении многовековой истории происходили кровопролитные бои и где даже в наше время гибнут суда.

О морских катастрофах, приводящих к гибели кораблей и людей, истории мореплавания и рассказывает эта книга. В основу ее положен большой фактический материал, написана она популярно и рассчитана на-широкий круг читателей.






В 1972 г. невдалеке от Одессы, на рекомендованном курсе между Ильичевском и Одессой столкнулись болгарский транспорт «Лом» и судно Черноморского пароходства «Моздок». Столкновение было настолько сильным, что оба судна затонули на месте столкновения. Длительное время этот район был опасен для плавания, так как глубина над затонувшими судами была незначительная (затонули они на глубине 22 м). В дальнейшем «Моздок» был поднят. «Лом» получил такие повреждения, что поднять его не удалось. Чтобы обезопасить плавание на рекомендованном курсе, водолазы срезали все выступающие части судна, доведя глубину над ним до 18,6 м. Успешно трудились после войны эпроновцы. С морского дна были подняты многие суда; часть из них введена в строй и работает. Аварии, иногда сопровождаемые человеческими жертвами, нередки и в маленьком капризном Азовском море. Расскажем о наиболее крупных происшествиях последних пятидесяти лет в Азовском и Черном морях.


Взрыв линкора «Новороссийск» 29 октября 1955 г.

29 октября 1955 г. на линкоре «Новороссийск», стоявшем в Севастопольской бухте, произошел сильный взрыв.

Взрыв в Севастопольской бухте видели и слышали на кораблях, стоявших не только в Северной, но и в Южной бухте, а также на берегу. Слышен он был и на крейсере «Куйбышев», стоявшем в заводе им. Серго Орджоникидзе в Южной бухте. Взрыв был также зафиксирован сейсмическими станциями Крыма—в Симферополе и Ялте.

Ближе всех к «Новороссийску» стоял крейсер «Фрунзе» — на другой стороне фарватера (севернее Инкерманских створов) по правому борту линкора, т.е. в положении, наиболее удобном для наблюдения непосредственно за местом взрыва. Вот что рассказывали вахтенные сигнальщики этого крейсера{255}:

Матрос Воронкович: «В час ночи мы с Никитиным стояли на левом борту, минут двадцать пять второго семафором передали о приеме воды на «Новороссийск». Передали мы семафор, опять стоим, наблюдаем, и вдруг—сильный глухой взрыв — двойной взрыв, одновременно за этим резкий взрыв получился. Смотрим—на «Новороссийске» в районе носовых шпилей и первой башни главного калибра вспыхнуло яркое пламя. Пламя потухло, и моментально по борту от шпиля по ватерлинии пошло пламя и быстро потухло. Горело минуты две… Видел дым вместе с пламенем, пламя быстро потухло… Немного вздрогнуло. Стали наблюдать дальше в бинокль и увидели, что моментально стал погружаться нос… Дым был вместе с пламенем. Дым поднялся нем нот выше первой башни, а столба воды не было».

Матрос Никитин: «Нес вахту на левом борту. В моем секторе находился линкор «Новороссийск»… со стороны «Новороссийска» послышался взрыв, сразу в районе полубака появился дым и струями пошел вверх, как бы двойной. Я не поверил, что на линкоре произошел взрыв, доложил быстро старшине вахты. В это время в районе ватерлинии начался пожар, который продолжался минуты две и сразу потух. Об этом я тоже сразу доложил… Стало темно, так как на линкоре потух свет, минуты через одну-две зажегся, и сразу нос начал погружаться в воду. Это я видел хорошо. Он немного погрузился и перестал погружаться. Потом опять начал погружаться… При взрыве огня не было, я видел только черный дым… От переднего шпиля вдоль ватерлинии появился огонь… Взрыв был один, но было как бы два звука… Я облокотился на трубу и толчка не чувствовал, немного прижался только… От линкора волна немного отошла, но до нашего крейсера не дошла».

Через два с лишним часа после взрыва линкор перевернулся вверх килем через левый борт, что было зафиксировано в вахтенном журнале крейсера «Михаил Кутузов» и в журнале текущих событий штаба дивизии охраны водного района.

Откуда появился на Черноморском флоте линкор «Новороссийск» и что он собой представлял?

Еще во время второй мировой войны союзники по антигитлеровской коалиции—США, Англия и Советский Союз—договорились о репарациях (возмещении ущерба), в том числе и о разделе германского и итальянского флотов. В 1944 г. в счет этих будущих репараций Англия передала на наш Северный флот часть кораблей своего флота—линейный корабль «Ройал Соверин», получивший название «Архангельск», крейсер «Милуоки»—названный «Мурманском», 9 эскадренных миноносцев и 4 подводные лодки. Корабли эти были, конечно, старые, постройки времен первой мировой войны, но плавали и воевали на севере, внеся свою долю в боевые успехи Северного флота. В 1949 г. произошел «размен»: бывшие английские корабли отвели в Англию, а из Италии получили линкор «Джулио Чсзарс» (проще «Юлий Цезарь»), переименованный в «Новороссийск», а также крейсер «Эммануил Фалибсрто Дука Д'Аоста», первоначально получивший название «Сталинград», а затем—более скромное «Керчь», несколько эсминцев и подводных лодок. (Кстати, так сложилась моя флотская служба, что мне пришлось плавать на обоих этих линкорах: «Архангельск» готовить к переходу обратно в Англию, в Розайт, в качестве младшего штурмана и отмерять на нем во время этого перехода его последние «советские» мили, а на «Новороссийске», в той же должности, заниматься освоением итальянской штурманской техники и делать, повторяюсь, его первые «черноморские» мили. В частности, памятен мне его первый заход в город своего имени—Новороссийск. Команда линкора «Архангельск» после сдачи его в Англии на теплоходе «Украина»под командованием известного капитана Ивана Александровича Мана перешла в Севастополь и практически в полном составе была назначена на соответствующие должности на линкор «Новороссийск». Поэтому я с полным основанием могу судить о высокой степени подготовленности личного состава «Новороссийска», прежде всего офицеров. Большинство из них мне хорошо знакомы, в том числе и погибшие — Л.М.)

Линкор «Юлий Цезарь» был заложен в Италии 23 июне 1910 г., 15 октября 1911 г. был спущен на воду и 29 ноября 1913 г. вошел в строй итальянского флота. (Кроме «Юлия Цезаря» были построены еще два однотипных корабля — «Конте ди Кавур» и «Леонардо да Винчи»). В 30-е годы линкор был модернизирован, он участвовал в обоих мировых войнах, но особых успехов не имел. Однотипный «Конте ди Кавур» в 1940 г. был потоплен английской авиацией, поднят, но в 1945 г. снова подвергся бомбардировке, был серьезно поврежден, перевернулся вверх килем и затонул, показав крупные конструктивные недостатки этого проекта прежде всего в вопросах непотопляемости и остойчивости. Они сыграли свою роль и в будущей трагедии «Новороссийска».

Тактико-технические данные линкора: водоизмещение—стандартное 23000т, нормальное 28800 т, полное 29032 т; длина по ватерлинии 182 м, ширина 28 м, средняя осадка 10,37 м (при нормальном водоизмещении); артиллерия—десять орудий 12,6 дюйма[29] (320 мм), двенадцать — 4,7 дюйма (120 мм), восемь — 3,9 дюйма (100 мм), а также несколько батарей автоматов калибром 37мм; мощность главных механизмов — 99500 л.с; топливо—мазут; дальность плавания (скоростью 13 узлов) — 6400 миль; скорость наибольшая—28 узлов (за день до гибели линкор на Херсонесской мерной линии показал даже 28,5 узлов).

Итак, линкор «Новороссийск», пройдя испытания в море после ремонта, вечером 28 октября вошел в базу. Командир корабля капитан I ранга А.П. Кухта был в отпуске, вне Севастополя, обязанности командира исполнял старший помощник капитан 2 ранга Г.А. Хуршудов, допущенный к самостоятельному управлению кораблем. А.П. Кухта—опытный моряк с «линкоровской» закалкой, служивший на балтийском линкоре «Марат» в должностях от командира башни до командира артиллерийской боевой части. Дальнейшая его служба проходила тоже на больших кораблях, командиром «Новороссийска» он пришел ровно за год до трагедии, с должности командира крейсера. А до этого более года он был старпомом на «Новороссийске». Будь он на корабле, события могли развиваться по-другому, без роковой развязки. Он прибыл в Севастополь по вызову 31 октября, во многом помог Правительственной комиссии в анализе причин гибели линкора. (В декабре 1955 г. он понижен в воинском звании до капитана 2 ранга, а январе следующего уволен в запас.)

Капитан 2 ранга Г.А. Хуршудов в должности старшего помощника был уже около двух лет, но вся предыдущая служба его прошла на речных кораблях Амурской флотилии и только последние два года он командовал бывшим итальянским миноносцем — ”Летным”. Комиссия справедливо так оценила его подготовленность: «Старший помощник командира капитан 2 ранга Хуршудов Г.А. в должности со 2 декабря 1953 г. Боевую и повседневную организацию корабля изучил. Сдал экзамен на самостоятельное управление. Устройство корабля знал неудовлетворительно. В борьбе за жизнь и спасение людей проявил неорганизованность, нерешительность и неспособность управлять людьми и кораблем.

Не было на корабле и командира электромеханической боевой части (БЧ-5) инженер-капитана 2 ранга И.И. Резникова. Это был один из опытнейших инженеров-механиков на флоте, хорошо знавший линкоровскую службу, с первых дней прихода линкора на Черное море служивший на нем, сначала в должности командира дивизиона движения, а с июня 1952 г. — командира БЧ-5. Я хорошо знал Ивана Игнатьевича, еще по линкору «Архангельск», где он был командиром дивизиона движения—это был действительно очень подготовленный и ответственный инженер и офицер, мудрый и уважаемый всеми офицерами человек. Он тоже был в отпуске. Командиром БЧ-5 оставался командир электротехнического дивизиона инженер-капитан 2 ранга Ефим Михайлович Матусевич, в должности с января 1951 г. Подготовленный, умный и отважный инженер-механик вместе с командиром дивизиона живучести инженером-капитан-лейтенантом Юрием Городецким достойно заменил командира БЧ-5 в трагические и сложные минуты катастрофы, сделал все возможное для спасения линкора. Оба они не покинули свой командный пункт и погибли вместе с кораблем, как и начальник технического управления флота инженер-капитан I ранга В.М. Иванов, прибывший на линкор около трех часов, за час с небольшим до гибели корабля. Он тоже остался на посту энергетики и живучести, командном пункте электромеханической боевой части, откуда шло управление борьбой за живучесть.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Катастрофы в Черном море"

Книги похожие на "Катастрофы в Черном море" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Евгений Шнюков

Евгений Шнюков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море"

Отзывы читателей о книге "Катастрофы в Черном море", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.