» » » » Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море


Авторские права

Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море

Здесь можно скачать бесплатно "Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая документальная литература, издательство Манускрипт, год 1994. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море
Рейтинг:
Название:
Катастрофы в Черном море
Издательство:
Манускрипт
Год:
1994
ISBN:
5-12-003468-3
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Катастрофы в Черном море"

Описание и краткое содержание "Катастрофы в Черном море" читать бесплатно онлайн.



Азово-Черноморский бассейн, на берегах которого живут, трудятся и отдыхают миллионы людей — теплый и спокойный край, но таким он бывает не всегда. Иногда это суровый, штормовой район, где свирепствуют бури, проносятся смерчи, где на протяжении многовековой истории происходили кровопролитные бои и где даже в наше время гибнут суда.

О морских катастрофах, приводящих к гибели кораблей и людей, истории мореплавания и рассказывает эта книга. В основу ее положен большой фактический материал, написана она популярно и рассчитана на-широкий круг читателей.






Наибольший вклад в настоящий разгром немецко-румынской группировки внесла авиация Черноморского флота. Она также оперировала по всей трассе эвакуации.

Как рассказывает в своих мемуарах один из ветеранов генерал (тогда — ст. лейтенант) В.И.Минаков, рано утром 10 мая воздушные разведчики возбужденно доложили командованию:

«— Из Казачьей бухты Севастополя вышел конвой из сорока четырех единиц курсом на юго-запад (270°);

— второй конвой обнаружен в 3-5 километрах западнее Херсонесского маяка: 16 плавединиц, в том числе 2 груженых транспорта».

Такого сосредоточения сил противника нашим летчикам видеть за всю войну не доводилось.

Почти всю авиацию Черноморского флота перенацелили на эти конвои. Вся авиация Черноморского флота — это 404 самолета из 650 наличных на флоте в то время: 66 штурмовиков, 12 торпедоносцев; пикирующие бомбардировщики и топ-мачтовики общим числом 45, 289 истребителей. Позже число самолетов было доведено до 430. Топ-мачтовики — это бомбардировщики, бросавшие бомбы с замедленным взрывателем с высоты топ-мачты. Бомбы, брошенные метрах в 250 от судна, летели по инерции, рикошетировали о воду и пробивали борта судов.

10 мая в 13 ч 40 мин пятерка бомбардировщиков, один из которых ведет старший лейтенант В.И. Минаков, поднимается в воздух. В районе Евпатории появляется охранение — четыре истребителя. Курс — на юг. Под самолетами — столбы дыма высотой сотни метров. Горит Севастополь. Через час штурман вывел группу на конвой. Он невелик — транспорт 6 тысяч т, быстроходная десантная баржа, 3 сторожевых катера. Оказалось, что огромные конвои разделились.

Самолеты атакуют. Прямое попадание в баржу, — и немецкие солдаты барахтаются в море. Стокилограммовая бомба в 2 м от борта транспорта. Повторный заход. Зенитки сторожевиков надрываются. Транспорт стоит без хода, огромный крен на правый борт, в воде большое масляное пятно. Самолеты — все до единого целы — уходят на аэродром. Через час — дома. Командир полка сообщил летчикам: «Ваш транспорт затонул».

Позже выяснилось: транспорт назывался «Тейя», на борту было три с половиной тысячи солдат.{245}

Воздушная охота в течение всего периода эвакуации велась в пределах всей операционной зоны. Другой крупный транспорт — «Тотила» затоплен в тот же день. 10 мая авиация потопила 25 плавединиц с войсками противника.

Существуют разные оценки потерь в связи с гибелью румынских транспортов «Тейя» и «Тотила». По данным адмирала Н.Г. Кузнецова, «гибель транспортов «Тотила» и «Тейя», на которых находились свыше 4 тысяч гитлеровцев, была особо ощутимой. Есть и другие данные о потерях немецкой стороны в связи с этим событием. Вот изложение одной из версий:

«В ночь на 10 мая к Севастополю подошел последний вражеский конвой в составе дизель-электроходов «Тотила», «Тейя» и нескольких десантных барж. Приняв по 5-6 тысяч человек, суда с рассветом вышли в Констанцу. Однако «Тотила» был потоплен авиацией недалеко от мыса Херсонес, «Тейя» же с сильным охранением полным ходом уходила на юго-запад. Через каждые 20 мин кораблям, ее охранявшим, приходилось открывать огонь по атаковавшим советским самолетам. В конце концов они израсходовали весь боезапас. Около полудня торпеда, брошенная с самолета, попала в транспорт, и он' затонул, унося с собой на дно моря около 5 тысяч. Утром 12 мая выгорело и затонуло большое судно «Романия»{246}.

Мы приводим разные сведения о потерях не случайно. В условиях, когда на причалах в ночь на 10 мая скопилось много людей, началась паника, места на судах отвоевывались с боем и многие из них ушли недогруженными из опасений затонуть, получить точные сведения о загрузке судов просто невозможно. О панике и беспорядках на причалах пишут немецкие авторы. 11 мая на полуострове Херсонес оставалось еще до 20 тысяч немецких войск. Суда захватывались штурмом, руководство войсками было утрачено и действовал только «стадный инстинкт». В этот день были потоплены, кроме упомянутых выше, еще транспорты «Данибиус», «Хельга», «Гейзерих», танкер «Фридерикс» и другие. Немецкий морской комендант Крыма в ночь на 12 мая вернул все суда, следующие в Крым, в Румынию и просил усилить аварийно-спасательную службу. В 2 ч 30 мин 12 мая от причалов Херсонеса отошли последние суда. Утром оставшиеся войска во главе с генералом Бёмэ сложили оружие. Командующий 17-ой армией генерал Альмендингер и его штаб ушли из Крыма на торпедных катерах еще в ночь с 10 на 11 апреля.

Вот суммарные итоги операции против немецко-румынского флота, осуществлявшего эвакуацию немецко-румынских войск из Крыма. Было потоплено 102 судна и боевых корабля противника из 200 задействованных в операции. Более 60 судов и кораблей было повреждено.{247} «По свидетельству румынского главного морского штаба тоннаж судов, потопленных и поврежденных за время эвакуации (из Крыма), составляет 82,8% от общего тоннажа немецких, румынских и венгерских судов, находившихся к этому времени на Черном море».{248}

Со ссылкой на оперативную сводку штаба 17-ой немецкой армии № 2346 от 13 мая 1944 г. в печати военных лет сообщалось, что в период с 3 по 13 мая 1944 г. 42 тысячи немецко-румынских солдат и офицеров погибли или пропали без вести во время эвакуации из Крыма.{249} Из 42 тысяч — 37 тысяч немецких и 5 тысяч румынских военнослужащих.

Адмирал Н.Г. Кузнецов в своих мемуарах называет цифру в 78 боевых кораблей и судов.{250}

Публикации военных лет оценивают потери в 191 судно (Г.Д. Дьяченко, 1944).

Позднейшие немецкие источники склонны преуменьшать эти цифры. Немецкий официальный историк адмирал Ф.Руге признает потерю только 50 транспортов и кораблей{251}. По сведениям А. Хильгрубера, при эвакуации из Крыма погибло 57 судов и 15 было повреждено. В отечественной исторической литературе приведен анализ немецких источников и показана фальсификация данных. Так, по немецким источникам, на 1 апреля 1944 г. в Крыму находилось 128434 немецких военнослужащих. К 14 мая в порты Румынии вывезены 96888 человек. Потери, по этим данным — 31546 человек, но в этом же документе они оцениваются в 38854 человека, из которых утонуло 8100 человек. Оказывается, однако, что данные эти фальсифицированы, ибо в число прибывших включены не только немецкие, но и румынские войска (40209 человек)! Очевидно, что потери людского состава, а, следовательно, и плавсредств, были гораздо большими!{252}

Не случайно командующий группой армий «Южная Украина» генерал Шернер обвинил командование немецким флотом на Черном море в трусости и бездеятельности. Он утверждал, что немецкий флот оказался не в состоянии обеспечить вывоз последних войск, многие суда вернулись порожняком, и потребовал прокурорского расследования эвакуации немецко-румынских войск морем. Командующий военно-морским флотом Германии адмирал К. Дениц отверг эти обвинения и наградил военно-морских офицеров орденами. Он утверждал, что большего сделать было просто невозможно.

Дальнейшее наступление советских вооруженных сил уже в начале сентября 1944 г. лишило немецкий флот в Черном море последних баз. Он оказался в естественной географической ловушке. Одним из последних прибежищ немецкого флота на Черном флоте была Варна. Именно в Варненском заливе немецкие моряки затопили все свои наличные морские силы. Наши водолазы обнаружили здесь 76 кораблей и судов немецкого флота, в том числе военные транспорты, быстроходные десантные баржи, охотники за подводными лодками. Некоторые из них были вскоре подняты, например транспорт «Франкфурт» водоизмещением 1500 т, некоторые боевые корабли{253}. Три подводные лодки германское командование затопило у берегов, Турции{254}.

Немецко-румынский флот на Черном море перестал существовать

Глава VII.

КАТАСТРОФЫ В МИРНЫЕ ГОДЫ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Самая кровопролитная в истории человечества война закончилась. В текущем году исполняется пятьдесят лет со дня окончания войны на берегах Черного и Азовского морей. По-прежнему штормит Черное море, происходят навигационные ошибки, дают знать о себе последствия войны. Вот наиболее заметные трагические события последних десятилетий: крупнейшая катастрофа с линкором «Новороссийск»; столкновение парохода «Нахимов» с теплоходом «Васёв», гибель большого противолодочного корабля «Отважный». Наряду с катастрофами происходили аварии многих торговых судов. Так, в 1949 г. прозвучало еще одно эхо войны: в Черном море, у Севастополя на мине подорвался теплоход «Анатолий Серов» водоизмещением 5 тыс.т. В 1951 г. теплоход «Бакинский комсомолец» (1200 т) при выходе из Новороссийска опрокинулся на большой зыби из-за смещения груза (зерно). В 1959 г. на траверзе Сочи затонул теплоход «Краснодон» из-за аварии гребного вала. Примеры печальных происшествий этим не исчерпываются.

В 1972 г. невдалеке от Одессы, на рекомендованном курсе между Ильичевском и Одессой столкнулись болгарский транспорт «Лом» и судно Черноморского пароходства «Моздок». Столкновение было настолько сильным, что оба судна затонули на месте столкновения. Длительное время этот район был опасен для плавания, так как глубина над затонувшими судами была незначительная (затонули они на глубине 22 м). В дальнейшем «Моздок» был поднят. «Лом» получил такие повреждения, что поднять его не удалось. Чтобы обезопасить плавание на рекомендованном курсе, водолазы срезали все выступающие части судна, доведя глубину над ним до 18,6 м. Успешно трудились после войны эпроновцы. С морского дна были подняты многие суда; часть из них введена в строй и работает. Аварии, иногда сопровождаемые человеческими жертвами, нередки и в маленьком капризном Азовском море. Расскажем о наиболее крупных происшествиях последних пятидесяти лет в Азовском и Черном морях.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Катастрофы в Черном море"

Книги похожие на "Катастрофы в Черном море" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Евгений Шнюков

Евгений Шнюков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море"

Отзывы читателей о книге "Катастрофы в Черном море", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.