» » » » Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море


Авторские права

Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море

Здесь можно скачать бесплатно "Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая документальная литература, издательство Манускрипт, год 1994. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море
Рейтинг:
Название:
Катастрофы в Черном море
Издательство:
Манускрипт
Год:
1994
ISBN:
5-12-003468-3
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Катастрофы в Черном море"

Описание и краткое содержание "Катастрофы в Черном море" читать бесплатно онлайн.



Азово-Черноморский бассейн, на берегах которого живут, трудятся и отдыхают миллионы людей — теплый и спокойный край, но таким он бывает не всегда. Иногда это суровый, штормовой район, где свирепствуют бури, проносятся смерчи, где на протяжении многовековой истории происходили кровопролитные бои и где даже в наше время гибнут суда.

О морских катастрофах, приводящих к гибели кораблей и людей, истории мореплавания и рассказывает эта книга. В основу ее положен большой фактический материал, написана она популярно и рассчитана на-широкий круг читателей.






3-4 ноября гису[28] «Гидролог» при испытании гидрографического комплекса площадной съемки на глубине 1800-1850 м в районе между параллелями 44°12' и 44°14’, меридианами 35°57' и 36°00' обнаружил затонувшие судна. Предположительно это лидер «Харьков», эсминцы «Беспощадный» и «Способный». Дальность обнаружения кораблей 6-7 км, координирование по радионавигационной системе «Марс» и космической навигационной системе. Более подробные данные после камеральной машинной обработки. Окончательное подтверждение возможно подводным аппаратом.

Председатель государственной комиссии капитан 1 ранга Раскатов Главный конструктор Каевицер Командир гису «Гидролог» капитан 3 ранга Бербенев Контр-адмирал запаса Митин 5 ноября 1992 г., борт гису «Гидролог»

При расчете маневрирования гису на поиске были учтены данные из разных источников о предполагаемом месте гибели кораблей, которые, кстати, сильно различались между собою. За основу были приняты фактические сведения о местах обнаружения и подъема членов экипажей погибших кораблей. Читатель, очевидно, обратил внимание, что в «Хронике» употребляются не географические координаты, а цифровые квадраты. Они использовались во время войны как для дополнительной скрытности местоположения, так и для упрощения работы с картой и передачи данных. Все Черное море было разбито на квадраты, точнее, прямоугольники через десять минут по широте и пятнадцать минут по долготе. К примеру квадрат 1775 располагался между параллелями 4440' и 44°20' и меридианами 35°45’ и 36°00’. Квадрат 1776 по широте был таким же, но располагался «правее», т.е. восточнее, между меридианами 36°00’ и 36° 15'. Квадраты 1875 и 1876 были южнее упомянутых, между параллелями 44°00' и 44°10'. После анализа мест подъема членов экипажа было рассчитано наиболее вероятное, в том числе и с учетом возможного в этом районе и при той погоде течения и дрейфа, местоположение погибших кораблей. Этот район располагался между параллелями 44°10' и 44°15', меридианами 35°45' и 36°00’ он захватывал частично квадраты 1775, 1776, 1875, 1876.

Но маневрирование гису при поиске предусматривало обследование гораздо большего района, чтобы исключить все возможные ошибки в предполагаемых координатах кораблей. Поиск сложился удачно, и уже на первом галсе были обнаружены подводные цели, которые можно было классифицировать как большие корабли, но, для надежности, гису обследовал весь заданный район. Кроме того, он «окружил» место обнаружения подводных целей галсами со всех направлений, разных дистанций и разных углов наблюдения. Классифицированы эти подводные цели достаточно надежно, в том числе и с использованием вычислительной техники. Лежат они на небольшом расстоянии друг от друга, в 1,5-2 милях. Один из кораблей представляет собой двойную цель — это эсминец «Беспощадный», который перед гибелью разломился на две части. Известно, что командиру отряда капитану 2 ранга Негоде было предъявлено обвинение в том, что он не отправил, пока еще можно было, неповрежденные эсминцы в базу. Но глядя на запись эхографа, где корабли лежат близко друг от друга, невольно возникает мысль, что никто из них не бросил товарища в его и свой смертный час… И это вызывает чувство глубокого уважения к погибшим героям!

Что ждет эти корабли в дальнейшем? Современные средства подводного поиска — автономные подводные аппараты — позволяют произвести подробные обследования кораблей и даже подъем некоторых реликвий из оборудования, но возможно ли это организационно, сказать трудно…

Рассказывают, что Верховный Главнокомандующий после жесткого разговора с адмиралом Н.Г. Кузнецовым пожелал лично поговорить с капитаном 2 ранга Г.П. Негодой. Ничего хорошего от этого вызова Г.П. Негода не ждал. В кабинете И.В. Сталина он замер у входа. Боевой офицер, переживший тяжкую катастрофу, он молча ждал своего приговора. «Как же так вышло?» — без предисловий спросил Сталин. — «Спасал советских людей. Как Вы учили, товарищ Сталин». Сталин помолчал: «Идите, товарищ Негода». Не чувствуя ног, капитан 2 ранга вышел из кабинета. Никто его не задерживал. В те времена от такого визита можно было ожидать чего угодно: отдания под трибунал, разжалования. Назавтра капитану 2 ранга Г.П. Негоде вручили пакет. Он переводился на Тихоокеанский флот.


Эвакуация немецко-румынских войск — дорога на дно

К началу апреля 1944 г. немецкая 17-я армия, состоявшая из пяти немецких и семи румынских дивизий, общей численностью до 200 тысяч человек, была блокирована в Крыму. Против нее наступали 4-й Украинский фронт и Приморская армия. Они насчитывали около 470 тысяч человек. Судьба Крыма была предрешена. В этот момент резко оживилось движение судов между портами Крыма и Румынии. В марте по этому маршруту следовало 44 конвоя, в апреле — уже 141. В этой связи из портов Кавказа в Скадовск была перебазирована вторая бригада торпедных катеров. Авиация, торпедные катера, подводные лодки резко усилили активность на путях движения немецко-румынских караванов. Результаты не замедлили сказаться. В порту Судак бомбардировщики потопили 5 быстроходных десантных барж, юго-западнее Херсонеса 2 танкера, 3 транспорта, 3 охотника за подводными лодками, ряд кораблей был поврежден. Двадцать выходов совершили в море подводные лодки. Итог — 2 потопленных транспорта и 2 быстроходных десантных баржи. Баржи — хорошо вооруженные корабли водоизмещением до тысячи тонн. 268 раз выходили в море торпедные катера. Планомерная эвакуация немецко-румынских войск была нарушена.{241} К началу мая большая группа немецко-румынских войск — 72 тысячи человек с 2 тыс. орудий — сосредоточилась в районе Севастополя как последнем плацдарме эвакуации. 5 мая советские войска начали штурм Севастополя. На пятый день штурма город пал. Вот характеристика сложившейся ситуации немецким генералом К. Типпельскирхом: «Остатки трех немецких дивизий и большое число разрозненных групп немецких и румынских солдат бежали к Херсонесскому маяку, подступы к которому они обороняли с отчаянностью обреченных… Зажатые на узком клочке земли, подавленные непрерывными воздушными налетами и измотанные атаками намного превосходящих сил противника, немецкие войска, потерявшие всякую надежду вырваться из этого ада, не выдержали».{242} Немецкое командование прилагало все усилия для эвакуации своих войск. Весь наличный тоннаж немецкого, румынского, венгерского флота был брошен на спасение крымской армии. Для Черноморского флота наступило горячее время. Все его силы были брошены на коммуникации Севастополь — порты Румынии (Констанца, Сулина, Мангалия). Как правило, силы флота действовали во взаимодействии друг с другом (рис. 41). Большие надводные корабли были готовы принять участие в операции, но их берегли. Из Скадовска в бухту Караджа, а затем в Евпаторию и Ялту 15-19 апреля были перебазированы две бригады торпедных катеров, часть из которых была вооружена ракетными установками — «катюшами». Особенно активно катера действовали вблизи Севастополя. Только с 9 по 12 мая катерники выполнили 268 катеро-выходов, большей частью ночью.{243} Уже в апреле катера действовали против фашистских конвоев и быстроходных десантных барж по всему южному периметру Крыма. Но «главная работа» пришлась на конец апреля и первые 13 дней мая 1944 г. Катера усиленно маневрировали, атакуя с темной стороны горизонта; заглушая моторы, устраивали засады на коммуникациях противника (рис. 42). Успешно применялись не только торпеды, но и ракетное оружие. Атаковывались не только конвои, но и суда, стоявшие не рейде у Севастопольских бухт, вспомогательные средства, перевозившие немецкие войска на стоявшие на рейде суда. После падения Херсонесского плацдарма катера захватывали плоты, шлюпки, другие мелкие плавсредства, на которых 12 и 13 мая пытались бежать немецкие и румынские солдаты. В период с 8 апреля по 12 мая двумя соединениями торпедных катеров уничтожено 12 транспортов, 22 быстроходных десантных и иных барж, свыше 10 катеров. Многим вражеским кораблям и плавсредствам были нанесены повреждения.{244}

Рис. 41. Действия Черноморского флота и войск 4-го Украинского фронта в завершающий период Крымской операции 7—12 мая 1944 г. (Из книги: «Краснознаменный Черноморский флот», 3-е издание. — М.: Воениздат. — 1987. — С. 261.) 

Подводные лодки ежедневно выходили на позиции по всей трассе эвакуации, вплоть до прибрежных вод Румынии. В апреле ежедневно действовали 7-9 лодок, в пик эвакуации 19 апреля в море патрулировало ежедневно 12 лодок, к концу апреля — 13. В свой актив подводники записали за время всей Крымской операции 8 транспортов и 5 кораблей, ряд судов был поврежден (рис. 43).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Катастрофы в Черном море"

Книги похожие на "Катастрофы в Черном море" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Евгений Шнюков

Евгений Шнюков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море"

Отзывы читателей о книге "Катастрофы в Черном море", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.