Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Катастрофы в Черном море"
Описание и краткое содержание "Катастрофы в Черном море" читать бесплатно онлайн.
Азово-Черноморский бассейн, на берегах которого живут, трудятся и отдыхают миллионы людей — теплый и спокойный край, но таким он бывает не всегда. Иногда это суровый, штормовой район, где свирепствуют бури, проносятся смерчи, где на протяжении многовековой истории происходили кровопролитные бои и где даже в наше время гибнут суда.
О морских катастрофах, приводящих к гибели кораблей и людей, истории мореплавания и рассказывает эта книга. В основу ее положен большой фактический материал, написана она популярно и рассчитана на-широкий круг читателей.
А грузопассажирский теплоход «Василий Чапаев», как и его «однофамилец», погиб тоже в марте и тоже неподалеку от Севастополя. Он шел из Поти с грузом и пополнением в сопровождении эсминца «Шаумян». 23 марта 1942 г. этот маленький конвой был атакован вражескими самолетами. «Василий Чапаев» затонул от попадания торпеды в корму. Погибло 102 человека.
Рис. 29. Местоположения затонувших судов и кораблей, погибших во время обороны Севастополя и в районе Крыма. (По данным справочника «Суда Минморфлота, погибшие в период Великой отечественной войны». — 1989, с дополнением авторов). 1 — танкер «Апшерои»; 2 — пароход «Ленинград»; 3 — пароход «Ураллес»; 4 — пароход «Георгий Димитров»; санитарный транспорт «Абхазия»; госпитальное судно «Грузия»; крейсер «Червома Украина»; эсминец «Свободный»; эсминцы «Быстрый», «Совершенный»; 5 — пароход «Насилий Чапаев»; 6 — санитарный транспорт «Белосток»; 7 — теплоход «Работник»; 8 — пароход «Ленин»; 9 — санитарный транспорт теплоход «Армения»; 10 — эсминец «Безупречный»; 11 — танкер «Михаил Громов», 12 — теплоход «Василий Чапаев».17 апреля 1942 г. погиб еще один санитарный транспорт — «Сванетия», бывшее грузопассажирское судно, однотипный с «Арменией», «Аджарией». Транспорт взял на борт в Севастополе 900 раненых и следовал в Новороссийск в охранении эсминца «Бдительный». Утром они были обнаружены немецким самолетом-разведчиком, в 14.00 на конвой совершили налет восемь Хе-111 и четыре Ю-88, но безрезультатно, корабли сумели уклониться от сброшенных бомб и торпед. В 16.00 в атаку на «Сванетию» вышли девять торпедоносцев и сбросили шесть торпед, две из которых попали в носовую часть транспорта, и в 16.30 он затонул. Было это в центре восточной части Черного моря. Эсминец подобрал из воды 193 человека, остальные погибли.
Корабли погибали не только в море, но и в базах, причем, главной опасностью для них была авиация противника. 13 ноября 1941 г. в Севастополе, напротив Графской пристани, был потоплен крейсер «Червона Украина» (рис. 30). Экипаж крейсера состоял из 852 человек. В предвоенное время крейсер совершил несколько заграничных походов — дважды в Турцию и в Мессину. Одним из предвоенных командиров его был Николай Герасимович Кузнецов, в будущем Нарком Военно-Морского флота, Адмирал Флота Советского Союза.
С началом войны под командованием капитана 1 ранга Н.Е. Басистого крейсер ставил мины на подходах к Севастополю, обеспечивал морские перевозки, участвовал в обороне Одессы. 31 октября 1941 г. он вернулся из своего последнего боевого похода в район Тендры, сняв часть морской пехоты, защищавшую Тендровскую косу, и приступил к выполнению задачи по огневой поддержке оборонявших Севастополь войск. Он был поставлен на якоря и бочки невдалеке от Графской пристани и в течение пяти суток вел артиллерийский огонь по немецким позициям, не меняя своего места,. вместе с другими кораблями эскадры, выделенными для этой цели. Весь день 12 ноября немецкая авиация бомбила огневые точки, город и порт. Более 20 самолетов атаковали крейсер. В него попало 6 бомб. Крейсер принял около 4 тыс. т забортной воды. Почти сутки экипаж боролся за живучесть корабля, но повреждения оказались для него гибельными. Командир корабля капитан 2 ранга И.А. Заруба приказал личному составу покинуть корабль. Около четырех часов ночи 13 ноября «Червона Украина» затонула…
Его орудия вскоре были сняты и поставлены на оборону Севастополя. Из экипажа крейсера были сформированы четыре батареи, до последних дней сражавшиеся с противником: — №№ 112 и 113 на Максимовой даче, № 114 на хуторе Дергачи, № 115 на Мекензиевых горах.{207}
После войны, в январе 1946 г. начался подъем крейсера, длившийся 26 месяцев. После подъема корпус крейсера был отбуксирован в Бакальскую бухту и поставлен там на мелководье, где и находится до сих пор.
А на Графской пристани стоит мемориальная доска из красного гранита с силуэтом крейсера и словами: «Здесь, ведя бой с противником, 12 ноября 1941 года погиб крейсер «Червона Украина»
В составе советского (ныне российского) военно-морского флота есть современный боевой корабль с этим названием, но базируется он, по иронии нынешнего времени, на очень далекой от Украины Камчатке.
* * *Примерно через полгода и почти в этом же месте погиб от ударов авиации эсминец «Свободный». Он прибыл в осажденный Севастополь 10 июня 1942 г., сопровождая, совместно с двумя тральщиками и тремя сторожевыми катерами, транспорт «Абхазия» (капитан М.И. Белуха, в послевоенное время капитан Николаевского морского порта). Транспорт и корабли привезли боеприпасы и продовольствие. «Абхазия» еще не успела разгрузиться, как была атакована самолетами и затонула у причала Сухарной балки. Эсминец успел выгрузить боеприпасы и под прикрытием дымовой завесы открыл огонь из главного калибра по противнику в районе Мекензиевых гор. После стрельбы корабль начал переход к стенке Павловского мыса. В это время он был атакован 15 самолетами противника, 9 бомб попали в корабль. Корабль загорелся, начал терять плавучесть, от огня стали взрываться снаряды в погребах и на зенитных батареях. Поскольку спасти корабль было невозможно командир капитан 3 ранга П.И.Шевченко, получивший тяжелое ранение, приказал экипажу покинуть его. Большая часть личного состава вплавь добралась до берега, но 56 человек погибли… На Павловском мысе сейчас стоит памятник с короткой надписью — «Эсминцу «Свободный». Это был новый эсминец, вступивший в строй в январе 1942 г.
* * *В битве за Севастополь 14 мая 1942 г. погиб и эсминец «Дзержинский». Отряд кораблей в составе крейсера «Красный Крым», эсминцев «Дзержинский» и «Незаможник» шел в Севастополь в очередной поход с пополнением и грузами для защитников города. Весь переход прошел благополучно, но на подходе к берегу корабли вошли в полосу густого тумана. Не имея возможности определить точное место по береговым ориентирам, «Дзержинский», шедший головным в строю, уклонился от оси фарватера и подорвался на мине. Погибло 158 человек… Ныне место гибели эскадренного миноносца нанесено на всех морских картах, и корабли, проходя около этой точки, отдают погибшим морские почести.
Интересна судьба этого корабля. Он был построен в 1917 г. в Николаеве вместе с другими эсминцами типа «Новик», первоначальное название этого корабля — «Калиакрия», в честь победы эскадры адмирала Ф.Ф. Ушакова над турецким флотом у мыса Калиакрия в 1791 г. Эсминец участвовал в первой мировой войне, в декабре 1917 г. вместе с другими кораблями флота ушел в Новороссийск, чтобы не попасть в руки немцев. По приказу Ленина 18 июня 1918 г. вместе с другими кораблями флота был затоплен в Новороссийской бухте. Поднят ЭПРОНом в октябре 1925 г., прошел капитальный ремонт в Николаеве и в августе 1929 г. вошел в состав флота под названием «Дзержинский».
В июне 1942 г. погибло 4 санитарных транспорта, перевозивших в осажденный Севастополь войска и вывозивших из него раненых. И опять — огромные, пожалуй, самые большие за войну человеческие жертвы…
2 июня в 40 милях к югу от Ялты погиб танкер «Михаил Громов», шедший из Туапсе в Севастополь с грузом бензина в охранении двух тральщиков и двух сторожевых катеров. Он подвергся «звездному» налету 12 торпедоносцев. От попадания торпеды судно загорелось, начались взрывы, в результате транспорт переломился в средней части и затонул. Корабли охранения спасали экипаж из горящей воды, большую часть удалось поднять, погибло 6 человек.
Два больших санитарных транспорта — «Абхазия» (около 5 тыс. т водоизмещением) и «Грузия» (такой же) погибли в самом Севастополе. «Абхазия», доставившая пополнение и боеприпасы, была затоплена у причала Сухарная в результате попадания девяти авиабомб, погибло 8 членов экипажа. В этот же день, 13 июня на подходе к Севастополю авиацией противника был поврежден санитарный транспорт «Грузия», на борту которого находилось около 4 тысяч пополнения и 1300 т груза. Потеряв ход, он на буксире сопровождавшего эсминца был отбуксирован в Севастополь, но при подходе к Минной стенке для выгрузки вновь был атакован авиацией. Две бомбы попали в судно, сдетонировал боезапас, теплоход, разломившись на две части, затонул. Большинство находившихся на судне погибло…
Последним транспортом, погибшим у Севастополя, был санитарный транспорт «Белосток», водоизмещением около 2 тыс. т. Он же был и последним транспортом, прорвавшимся в Севастополь… На обратном пути из Севастополя в районе Балаклавы «Белосток» был атакован торпедными катерами и затонул от попадания торпеды. На борту его находились 375 раненых и 43 эвакуируемых. Корабли охранения, не сумевшие помешать атаке торпедных катеров, спасли 75 раненых, 3 пассажира и 79 человек экипажа. Остальные, около 400 человек, погибли…
Вскоре, в последнем походе в Севастополь, погиб эскадренный миноносец «Безупречный». Вместе с лидером «Ташкент» он вез в Севастополь бойцов, снаряды, продовольствие и другие грузы. Вышел он из Новороссийска в 12.35 26 июня. Вечером, около 19 ч на подходе к Крымскому полуострову корабль был атакован более чем двадцатью самолетами «Ю-88». От прямых попаданий эсминец сначала лишился хода, затем, переломившись, затонул. Командир корабля капитан 3 ранга П.М. Буряк остался на мостике и скрылся под водой вместе с эсминцем… Вскоре в район гибели «Безупречного» прибыл лидер «Ташкент», вышедший на полтора часа позднее. Единственно, чем он мог помочь плавающим морякам и пехотинцам — сбросить на воду спасательные круги, пояса. Лидер подвергся атаке пикировщиков, и командир не имел права рисковать кораблем и тысячью бойцов. К утру следующего дня на воде осталась небольшая группа, среди которой был и сын командира Володя Буряк, служивший на эсминце юнгой-зенитчиком. Около полудня в районе неожиданно всплыла подводная лодка «М-112» (командир старший лейтенант С.Н. Хаханов), возвращавшаяся из Севастополя на Кавказ, но на воде было только два человека. Еще через сутки другая подводная лодка, «М-118» (командир капитан-лейтенант С.С.Савин), подобрала последнего человека, продержавшегося на воде более 50 ч. Всего вместе с пассажирами погибло более 550 человек.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Катастрофы в Черном море"
Книги похожие на "Катастрофы в Черном море" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море"
Отзывы читателей о книге "Катастрофы в Черном море", комментарии и мнения людей о произведении.