Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Катастрофы в Черном море"
Описание и краткое содержание "Катастрофы в Черном море" читать бесплатно онлайн.
Азово-Черноморский бассейн, на берегах которого живут, трудятся и отдыхают миллионы людей — теплый и спокойный край, но таким он бывает не всегда. Иногда это суровый, штормовой район, где свирепствуют бури, проносятся смерчи, где на протяжении многовековой истории происходили кровопролитные бои и где даже в наше время гибнут суда.
О морских катастрофах, приводящих к гибели кораблей и людей, истории мореплавания и рассказывает эта книга. В основу ее положен большой фактический материал, написана она популярно и рассчитана на-широкий круг читателей.
В сентябре 1944 г. закончились боевые действия на Черном море, но не закончилась война для военных лоцманов, так же как и для тральных сил. Еще несколько послевоенных лет военная лоцманская проводка была основным видом обеспечения безопасного плавания гражданских судов в районах минных полей. К примеру, военный лоцман Констанцского района Н.З. Болтнев за три года (1944-1947) провел 355 судов, из них 130 крупнотоннажных.
А за все время военных действий на Черном море по фарватерам в минных полях военными лоцманами проведено более 30 тысяч судов и кораблей.
Проходили годы, десятилетия после окончания войны, боевой опыт ее хранился в памяти участников, в том числе и гидрографов, частично обобщался, а с уходом его носителей — и терялся, к сожалению. Когда к 10-летию окончания войны в Гидрографии Черноморского флота задумали восстановить ее трехсотлетнюю историю, в том числе и за годы Великой Отечественной войны, пришлось тщательно, по крупицам собирать данные о военных годах. Это было не легче, чем, допустим, восстановить историю гидрографического изучения моря в прошлом веке. Когда мы столкнулись с военнолоцманскими делами, поговорили с оставшимися в живых ветеранами-лоцманами, гидрографами-черноморцами военных лет, возникло большое сомнение в справедливости такого сурового наказания, которое понес лейтенант И.И.Свистун. Всплыли версии о торпедной атаке на «Ленин» (кто-то из очевидцев видел вроде следы торпед, идущих на транспорт), о возможном подрыве на плавающей мине… Запросили мы военную прокуратуру, но получили ответ, что оснований для пересмотра дела Свистуна нет… Было это в начале восьмидесятых годов.
Тем не менее, эпизод с лейтенантом И. Свистуном, справедливость его сурового наказания поставлены под сомнение.{198} Прошло еще почти десять лет, и снова в Гидрографии вернулись к этому вопросу, учитывая новую обстановку. Военный трибунал, рассмотрев заново дело о гибели транспорта «Ленин», на основании подробного и обоснованного экспертного заключения Гидрографии флота, признал лейтенанта И.И. Свистуна полностью невиновным в гибели транспорта…
Оставшиеся в живых родные И. Свистуна получили это радостное, но запоздавшее на полвека с лишним известие…
* * *Во время обороны Одессы Черноморский флот обеспечивал морские коммуникации, артиллерийские корабли эскадры постоянно обстреливали позиции немецко-румынских войск, помогали отражать их наступление. В сентябре немецким самолетам-торпедоносцам удалось потопить два транспорта — «Днепр» и «Армения» на коммуникациях между Одессой и Крымом.
Непосредственно с обороной Одессы связана гибель эскадренного миноносца «Фрунзе». Это был один из старейших кораблей военного флота, построенный еще в 1915 г. Эскадренные миноносцы типа «Новик» были одними из лучших в мире периода первой мировой войны, они развивали высокую для того времени скорость до 33 узлов, были первыми эсминцами, котлы которых работали на жидком топливе. Всего было построено 53 корабля этого типа, в Великой Отечественной войне участвовало 17 единиц, в том числе 5 на Черном море.
В середине сентября положение Одессы стало особенно тяжелым, немецко-румынские войска приблизились к городу на дальность оружейного выстрела и начали интенсивный обстрел. Чтобы улучшить обстановку, были спланированы и осуществлены контрудар сухопутных войск с одновременной высадкой морского десанта на фланг и в тыл противника, в район Григорьевского лимана (сейчас в нем порт Южный, построенный в послевоенное время). Общее руководство десантной операцией, в которой участвовали крейсеры и эсминцы эскадры, возлагалось на командующего эскадрой контр-адмирала Л.А. Владимирского. При следовании в район Одессы из Севастополя эсминец «Фрунзе», флагманский корабль эскадры на период операции, в районе Тендровской косы обнаружил поврежденную и гонящую канонерскую лодку «Красная Армения» и подошел к ней для спасения личного состава, сам был атакован пикировщиками «Ю-87» и потоплен. Часть экипажа была снята находившимся в районе буксиром, но вскоре был потоплен и буксир. Оставшиеся в живых вплавь добирались до берега, фашистские самолеты обстреливали и даже сбрасывали бомбы на плывущих. Контр-адмирал Л.А. Владимирский был ранен, спасен и на торпедном катере прибыл в район высадки уже в ходе ее, перейдя на крейсер «Красный Кавказ», с которого, как и с крейсера «Красный Крым», высаживались на корабельных плавсредствах морские пехотинцы. Высадка была удачной, действия на берегу успешными, что позволило на определенное время стабилизировать обстановку в районе осажденной Одессы. Эффективен был артиллерийский огонь при поддержке действий десанта на берегу с крейсеров и эсминцев «Бойкий», «Беспощадный» и «Безупречный». Десантная операция развивалась далее своим чередом.
А «Фрунзе» до сегодняшнего времени лежит на грунте в нескольких милях южнее Тендровской косы как подводный памятник погибшим в десанте морякам… Н.П. Чикер рассказывает, как велись поиск и изъятие секретных документов, находившихся на эсминце: «…Под вечер 24.10.41 в район вышел СК-128 (сторожевой катер — Л.М.), на борту которого находился корабельный инженер Р.Н. Михайлов с двумя водолазами, чтобы найти и изъять секретные документы… Утром 25 октября водолаз Спиридонов осмотрел каюту командира, другие каюты, штурманскую рубку, радиорубку, но ничего не нашел. В правом борту под мостиком обнаружил большую пробоину. На грунте водолаз наткнулся на туго набитую наволочку, к которой для тяжести были привязаны настольная лампа, увесистое пресс-папье и другие металлические предметы. В этом узле и находились разыскиваемые документы… Вскоре из Севастополя пришел торпедный катер с представителем штаба, которому и передали документы».{199}
В послевоенное время эсминец «Фрунзе» несколько раз обследовался водолазами, в последний раз — в 1983 г. по заданию Гидрографической службы флота аквалангистами одного из причерноморских любительских клубов. Лежит он на глубине § м, а наименьшая глубина над ним 1,6 м. Так как он представляет определенную опасность для мореплавания, то огражден светящимся буем. Точное место нахождения — широта 46°13'23, долгота 31°36'28. В четырех милях к юго-западу от эсминца лежит на грунте и канонерская лодка «Красная Армения»…
Интересны записи в дневнике командующего Черноморским флотом вице-адмирала Филиппа Сергеевича Октябрьского, сделанные им в те дни:
«21 сентября.
1. Особую неприятность доставляет нам все время авиация противника. Сегодня потопила МН «Ударный» (монитор — Л.М.) в районе Покровки. На МН погиб и его командир. Это лучший монитор Дунайской флотилии. Сегодня потоплены авиацией еще две баржи, поврежден МЗ (минный заградитель — Л.М.) Дун. флотилии «Колхозник», поврежден бронекатер.
2. Получил донесение еще тяжелее. На Тендре погибла наша КЛ (канонерская лодка — Л.М.) отдельного дивизиона канлодок «Армения», в 15 ч якобы потоплен все той же авиацией ЭМ «Фрунзе» (эскадренный миноносец — Л.М.), на котором ушел сегодня командующий эскадрой Л.А. Владимирский в Одессу и с ним НШ OOP (начальник штаба Одесского оборонительного района — Л.М.) капитан 1 ранга Иванов.
Перед самой войной при посещении Измаила, Дунайской флотилии я жил на МН «Ударный», беседовал с его личным составом. Замечательные там были краснофлотцы и их боевой командир тов. Прокофьев (кажется, так его фамилия, надо будет еще проверить).
3. Все корабли в море, все в движении по десантной операции, а о том, что произошло в районе Тендры, пока толком ничего не добился. Но одно как будто ясно, что «Фрунзе» погиб в районе Тендры, о судьбе товарища Владимирского и тов. Иванова ничего не известно. Кто спасся, — тоже не известно. Дал приказание десантную операцию не приостанавливать. Командовать операцией назначил С.Г. Горшкова, высадку десанта провести до 03.00. 22 сентября, а затем крейсером уходить в ГБ (главную базу — Л.М.), чтобы до рассвета уйти из этого района.
Командиру дивизии ЭМ тов. Пермскому с тремя эсминцами «БП», «БО», «БЗ» («Беспощадный», «Бойкий», «Безупречный») остаться в районе высадки для поддержки артогнем высаженного десанта.
Да, еще раз подтвердилось, что прохлопали мы с аэродромом на Тендре. Надо было раньше думать. (Подразумевается, что отсутствие аэродрома на Тендровской косе не позволило организовать надежное воздушное прикрытие кораблей в ее районе, что облегчило действия немецкой авиации — Л.М.)
23 сентября.
1. Многое прояснилось с гибелью ЭМ «Фрунзе» и другими вопросами. Десантная операция в Григорьевке прошла исключительно успешно. Задача полностью выполнена. Не только ликвидировали обстрел порта и входа в порт Одесский, что требовала Ставка, но и улучшили общее положение под Одессой, а стрелявшие по порту орудия просто забрали наши краснофлотцы.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Катастрофы в Черном море"
Книги похожие на "Катастрофы в Черном море" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море"
Отзывы читателей о книге "Катастрофы в Черном море", комментарии и мнения людей о произведении.