» » » » Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море


Авторские права

Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море

Здесь можно скачать бесплатно "Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая документальная литература, издательство Манускрипт, год 1994. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море
Рейтинг:
Название:
Катастрофы в Черном море
Издательство:
Манускрипт
Год:
1994
ISBN:
5-12-003468-3
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Катастрофы в Черном море"

Описание и краткое содержание "Катастрофы в Черном море" читать бесплатно онлайн.



Азово-Черноморский бассейн, на берегах которого живут, трудятся и отдыхают миллионы людей — теплый и спокойный край, но таким он бывает не всегда. Иногда это суровый, штормовой район, где свирепствуют бури, проносятся смерчи, где на протяжении многовековой истории происходили кровопролитные бои и где даже в наше время гибнут суда.

О морских катастрофах, приводящих к гибели кораблей и людей, истории мореплавания и рассказывает эта книга. В основу ее положен большой фактический материал, написана она популярно и рассчитана на-широкий круг читателей.






Начало войны

Черноморский флот первым начал Великую Отечественную войну: уже в 3 ч 15 мин 22 июня 1941 г.. немецкие самолеты атаковали главную базу флота — Севастополь. Они выставили 44 магнитные мины. На них в первые дни войны подорвались эсминец «Быстрый», паровая шаланда «Днепр», буксир, плавучий кран{191}.

Эсминец «Быстрый» подорвался на магнитной мине при выходе из Севастополя, был сильно поврежден, на нем возник пожар, который удалось потушить. Командир спас корабль, посадив его на отмель у северного входного мыса Севастопольской бухты. К сожалению, повреждения были слишком велики. Вот дневниковые записи командующего Черноморским флотом, тогда вице-адмирала Ф.С.Октябрьского:

«1 июля.

…2. Большое несчастье. Организовали отправку на ремонт в Николаев эсминца «Быстрый»; при выходе за боны, немного уклонившись от оси фарватера, эсминец подорвался на мине. Донной. Корабль приткнулся к мели, но, по-видимому, погибнет. Повреждения подводной части большие. Я ходил на место, смотрел. Продолжается борьба за спасение корабля. 2 июля.

1. ЭМ «БС» (эсминец «Быстрый») в безнадежном состоянии. Решили снимать орудия, подвели кран для съемки пушек. ЭМ разломился на три части и погрузился в воду до верхней палубы».{192}

К концу июля флоту и ученым удалось создать электромагнитный трал, а в дальнейшем наладить систему размагничивания кораблей. Первую магнитную немецкую мину минеры Черноморского флота М.И.Иванов и Н.Д.Квасов с помощью флотских водолазов разоружили (и изучили) 5 июля 1941 г. близ Очакова».{193}

* * *

В первые же дни войны, успешно отразив воздушные налеты на главную базу, Черноморский флот начал активные боевые действия в западной части моря, одновременно проводя мобилизацию и предусмотренные планами оборонительные мероприятия. В ударах по противнику участвовала вся бомбардировочная авиация флота, подводные лодки и корабли эскадры. Их действия были направлены на нанесение потерь противнику в кораблях и судах, разрушение портовых сооружений, пресечение морских сообщений противника у болгарского и румынского побережий, а также уничтожение запасов нефти в Констанце, нефтепромышленных объектов в Плоешти.

С этой же целью уже в ночь на 23 июня десять самолетов ВВС флота нанесли удар по Констанце и Сулине. Днем по этим же объектам был нанесен удар уже 98 самолетами. Бомбардировка Констанцы продолжалась 24, 25 и 26 июня.

Подводные лодки начали развертывание на позиции уже в первые часы войны. 25 июня Главком ВМФ приказал нанести удар по Констанце и надводным кораблям.

К решению этой задачи были привлечены два лидера — «Москва» и «Харьков» непосредственно для обстрела; крейсер «Ворошилов», эсминцы «Сообразительный» и «Смышленный» составляли отряд прикрытия. Ударной группой командовал капитан 2 ранга М.Ф.Романов (КП на лидере «Харьков»), отрядом прикрытия и всеми выделенными силами командир отряда легких сил — контр-адмирал Т.А.Новиков (флаг на крейсере «Ворошилов»). Лидером «Харьков» командовал капитан 3 ранга П.А.Мельников, лидером «Москва» — капитан-лейтенант А.Б. Тухов. Экипаж каждого лидера 344 человека.

25 июня около 20 ч ударная группа вышла из Севастополя, а через два с половиной часа вышел и отряд прикрытия. В целях дезинформации лидеры до наступления полной темноты следовали курсом на Одессу и только потом изменили курс на Констанцу. Переход удалось совершить скрытно, и их появление у Констанцы было для противника неожиданным.

Далее события излагаются согласно официальной «Хронике», составленной по первоисточникам (шифртелеграммам, журналам боевых действий, вахтенным журналам и другим документам) непосредственно с окончанием боевых действий на Черном море:

«…26 июня. Переход морем обоих лидеров прошел без всяких помех, и в 4 ч 42 мин с дистанции 140 кабельтовых им прямо по курсу открылся берег. В 4 ч 50 мин на «Харькове», шедшем головным, оборвался параван (параван — это устройство для отвода от борта корабля якорных мин. Он имеет вид стальных «усов», закрепленных на форштевне в подводной части, которые на ходу корабля специальными отводителями-“самолетиками” расходятся в стороны от корабля. Попавшая на эти «усы» якорная мина своим минрепом пересучивается по тросу и отводится от корабля — Л. М.) Корабли поменялись местами и головным стал лидер «Москва». В 5 ч 00 мин лидеры начали поворот на боевой курс 221º, имея ход 26 узлов. В это время у «Харькова» оборвался левый параван. В 5 ч 02 мин «Харьков» открыл огонь по нефтебакам в порту Констанца с дистанции 130 кабельтовых. С третьим залпом «Харькова» открыл огонь и лидер «Москва». На второй минуте стрельбы кораблей береговая батарея противника открыла по ним ответный огонь, но снаряды ложились с большим недолетом. В 5 ч 06 мин открыла огонь крупнокалиберная румынская батарея и третьим залпом накрыла лидер «Москва». («Накрыла» — это не значит, что батарея достигла попаданий, просто часть снарядов ложилась с недолетом, часть — с перелетом, что уже очень опасно — Л.М.)

Около 5 ч 10 мин командир ударной группы решил отходить, и на лидер «Москва» был передан сигнал: «Начать отход. Дым». В 5 ч 12 мин «Москва» начала отход, одновременно ставя дымовую завесу. «Харьков», шедший без паравана, держался кильватерной струи «Москвы». В 5 ч 13 мин «Москва» легла на зигзаг, с целью сбить, пристрелку вражеских батарей. В это время с «Харькова» заметили на берегу в районе нефтегородка большой пожар.

В 5 ч 14 мин «Харьков» прекратил артиллерийский огонь по берегу, выпустив 154 фугасных снаряда. («Москва» прекратила огонь в 5 ч 12 мин с поворотом на курс отхода — Л.М.) В момент поворота лидеров на курс отхода из Констанцы вышли 3 миноносца противника и открыли огонь по нашим кораблям, но их залпы ложились с большим недолетом. В 5 ч 20 мин с лидера «Харьков» был передан сигнал на лидер «Москва»: — «Больше ход. Идти прямым курсом». В 5 ч 21 мин на «Харьков», была получена квитанция по УКВ на этот сигнал. В тот же момент на лидере «Москва» раздался взрыв, и из-за дымовой завесы поднялся столб огня и дыма высотой 30 м. «Харьков», отвернув, обошел место взрыва с севера…»{194}

Контр-адмирал-инженер В.Я. Красиков, обобщив опыт личного состава электромеханической службы флота и судоремонтных предприятий, рассказывает о последних минутах лидера «Москва»{195}:

«Сразу же после взрыва представилась следующая картина. Обшивка и набор корпуса с левого борта, в районе первого и второго котельных отделений, разрушены. Надломленная в районе первого котельного отделения носовая часть (место скользящего шва), удерживаемая обшивкой правого борта, развернулась вправо форштевнем к корме и креном на левый борт так, что виден был боковой киль, а мостик, первая труба и мачты оказались в воде.

Быстро погружаясь, носовая часть увлекла за собой и кормовую, создавая у нее дифферент на нос и крен до 10° на правый борт. Левый гребной винт некоторое время вращался в воздухе. Часть команды плавала в воде.

События на корабле развивались очень быстро. Командир корабля взрывной волной был сброшен за борт. Офицеры и матросы БЧ-5 прилагали все усилия для спасения корабля. Носовая часть корабля плавала боковым килем вверх и носом к корме, на 1,5 м выступая над уровнем воды. Кормовая часть плавала с дифферентом. Первое машинное отделение было под водой. Борьба за непотопляемость была бесполезной. В это время с кормового мостика помощник командира лейтенант Л.И. Приваленков подал команду: «Покинуть корабль».

Услышав эту команду, командир БЧ-5 приказал … сбросить пробковые матрацы, вынести койки из 5-го кубрика, а из КП-1 по переговорным трубам передал приказание на боевые посты: «Всем наверх». Вскоре носовая часть корабля затонула. Дифферент кормовой части достиг 40°, и она, заняв вертикальное положение, также погрузилась в воду.

От момента получения кораблем повреждения до момента гибели прошло 4-5 мин. Место гибели корабля III = 44°02’, Д = 28°50’, Глубина около 40-45 м.

Из спасательных средств на воде были спасательные круги, матрацы, аварийный лес, дымшашки и единственная шлюпка, в которой разместились 17 человек.

Предполагая оказать помощь личному составу лидера «Москва», лидер «Харьков» подошел к месту гибели с севера, но близкие разрывы снарядов и появившийся самолет вынудили его изменить решение, и в 5 ч 28 мин он начал отход. При резком развитии хода в котле № 1 вследствие нарушения циркуляции воды лопнула водогрейная трубка, и «Харьков» снизил скорость до 6 узлов. Это совпало с близким разрывом двух снарядов. Пришлось устранять повреждения. О гибели лидера «Москва» капитан 2 ранга М.Ф. Романов доложил командиру группы поддержки.

Личный состав «Москвы», плававший на воде и находившийся в шлюпке, вечером подобрали румынские катера и гидросамолет (7 офицеров и 62 краснофлотца). (В последующем командиру лидера капитан-лейтенанту А.Б. Тухову удалось бежать из концлагеря. В должности командира взвода разведки он сражался в рядах партизанского отряда «Буревестник» на Одесщине и геройски погиб в бою с фашистами 5 марта 1944 г. близ местечка Голованевск, незадолго до освобождения Одессы…).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Катастрофы в Черном море"

Книги похожие на "Катастрофы в Черном море" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Евгений Шнюков

Евгений Шнюков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море"

Отзывы читателей о книге "Катастрофы в Черном море", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.