Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Катастрофы в Черном море"
Описание и краткое содержание "Катастрофы в Черном море" читать бесплатно онлайн.
Азово-Черноморский бассейн, на берегах которого живут, трудятся и отдыхают миллионы людей — теплый и спокойный край, но таким он бывает не всегда. Иногда это суровый, штормовой район, где свирепствуют бури, проносятся смерчи, где на протяжении многовековой истории происходили кровопролитные бои и где даже в наше время гибнут суда.
О морских катастрофах, приводящих к гибели кораблей и людей, истории мореплавания и рассказывает эта книга. В основу ее положен большой фактический материал, написана она популярно и рассчитана на-широкий круг читателей.
Начало войны
Черноморский флот первым начал Великую Отечественную войну: уже в 3 ч 15 мин 22 июня 1941 г.. немецкие самолеты атаковали главную базу флота — Севастополь. Они выставили 44 магнитные мины. На них в первые дни войны подорвались эсминец «Быстрый», паровая шаланда «Днепр», буксир, плавучий кран{191}.
Эсминец «Быстрый» подорвался на магнитной мине при выходе из Севастополя, был сильно поврежден, на нем возник пожар, который удалось потушить. Командир спас корабль, посадив его на отмель у северного входного мыса Севастопольской бухты. К сожалению, повреждения были слишком велики. Вот дневниковые записи командующего Черноморским флотом, тогда вице-адмирала Ф.С.Октябрьского:
«1 июля.
…2. Большое несчастье. Организовали отправку на ремонт в Николаев эсминца «Быстрый»; при выходе за боны, немного уклонившись от оси фарватера, эсминец подорвался на мине. Донной. Корабль приткнулся к мели, но, по-видимому, погибнет. Повреждения подводной части большие. Я ходил на место, смотрел. Продолжается борьба за спасение корабля. 2 июля.
1. ЭМ «БС» (эсминец «Быстрый») в безнадежном состоянии. Решили снимать орудия, подвели кран для съемки пушек. ЭМ разломился на три части и погрузился в воду до верхней палубы».{192}
К концу июля флоту и ученым удалось создать электромагнитный трал, а в дальнейшем наладить систему размагничивания кораблей. Первую магнитную немецкую мину минеры Черноморского флота М.И.Иванов и Н.Д.Квасов с помощью флотских водолазов разоружили (и изучили) 5 июля 1941 г. близ Очакова».{193}
* * *В первые же дни войны, успешно отразив воздушные налеты на главную базу, Черноморский флот начал активные боевые действия в западной части моря, одновременно проводя мобилизацию и предусмотренные планами оборонительные мероприятия. В ударах по противнику участвовала вся бомбардировочная авиация флота, подводные лодки и корабли эскадры. Их действия были направлены на нанесение потерь противнику в кораблях и судах, разрушение портовых сооружений, пресечение морских сообщений противника у болгарского и румынского побережий, а также уничтожение запасов нефти в Констанце, нефтепромышленных объектов в Плоешти.
С этой же целью уже в ночь на 23 июня десять самолетов ВВС флота нанесли удар по Констанце и Сулине. Днем по этим же объектам был нанесен удар уже 98 самолетами. Бомбардировка Констанцы продолжалась 24, 25 и 26 июня.
Подводные лодки начали развертывание на позиции уже в первые часы войны. 25 июня Главком ВМФ приказал нанести удар по Констанце и надводным кораблям.
К решению этой задачи были привлечены два лидера — «Москва» и «Харьков» непосредственно для обстрела; крейсер «Ворошилов», эсминцы «Сообразительный» и «Смышленный» составляли отряд прикрытия. Ударной группой командовал капитан 2 ранга М.Ф.Романов (КП на лидере «Харьков»), отрядом прикрытия и всеми выделенными силами командир отряда легких сил — контр-адмирал Т.А.Новиков (флаг на крейсере «Ворошилов»). Лидером «Харьков» командовал капитан 3 ранга П.А.Мельников, лидером «Москва» — капитан-лейтенант А.Б. Тухов. Экипаж каждого лидера 344 человека.
25 июня около 20 ч ударная группа вышла из Севастополя, а через два с половиной часа вышел и отряд прикрытия. В целях дезинформации лидеры до наступления полной темноты следовали курсом на Одессу и только потом изменили курс на Констанцу. Переход удалось совершить скрытно, и их появление у Констанцы было для противника неожиданным.
Далее события излагаются согласно официальной «Хронике», составленной по первоисточникам (шифртелеграммам, журналам боевых действий, вахтенным журналам и другим документам) непосредственно с окончанием боевых действий на Черном море:
«…26 июня. Переход морем обоих лидеров прошел без всяких помех, и в 4 ч 42 мин с дистанции 140 кабельтовых им прямо по курсу открылся берег. В 4 ч 50 мин на «Харькове», шедшем головным, оборвался параван (параван — это устройство для отвода от борта корабля якорных мин. Он имеет вид стальных «усов», закрепленных на форштевне в подводной части, которые на ходу корабля специальными отводителями-“самолетиками” расходятся в стороны от корабля. Попавшая на эти «усы» якорная мина своим минрепом пересучивается по тросу и отводится от корабля — Л. М.) Корабли поменялись местами и головным стал лидер «Москва». В 5 ч 00 мин лидеры начали поворот на боевой курс 221º, имея ход 26 узлов. В это время у «Харькова» оборвался левый параван. В 5 ч 02 мин «Харьков» открыл огонь по нефтебакам в порту Констанца с дистанции 130 кабельтовых. С третьим залпом «Харькова» открыл огонь и лидер «Москва». На второй минуте стрельбы кораблей береговая батарея противника открыла по ним ответный огонь, но снаряды ложились с большим недолетом. В 5 ч 06 мин открыла огонь крупнокалиберная румынская батарея и третьим залпом накрыла лидер «Москва». («Накрыла» — это не значит, что батарея достигла попаданий, просто часть снарядов ложилась с недолетом, часть — с перелетом, что уже очень опасно — Л.М.)
Около 5 ч 10 мин командир ударной группы решил отходить, и на лидер «Москва» был передан сигнал: «Начать отход. Дым». В 5 ч 12 мин «Москва» начала отход, одновременно ставя дымовую завесу. «Харьков», шедший без паравана, держался кильватерной струи «Москвы». В 5 ч 13 мин «Москва» легла на зигзаг, с целью сбить, пристрелку вражеских батарей. В это время с «Харькова» заметили на берегу в районе нефтегородка большой пожар.
В 5 ч 14 мин «Харьков» прекратил артиллерийский огонь по берегу, выпустив 154 фугасных снаряда. («Москва» прекратила огонь в 5 ч 12 мин с поворотом на курс отхода — Л.М.) В момент поворота лидеров на курс отхода из Констанцы вышли 3 миноносца противника и открыли огонь по нашим кораблям, но их залпы ложились с большим недолетом. В 5 ч 20 мин с лидера «Харьков» был передан сигнал на лидер «Москва»: — «Больше ход. Идти прямым курсом». В 5 ч 21 мин на «Харьков», была получена квитанция по УКВ на этот сигнал. В тот же момент на лидере «Москва» раздался взрыв, и из-за дымовой завесы поднялся столб огня и дыма высотой 30 м. «Харьков», отвернув, обошел место взрыва с севера…»{194}
Контр-адмирал-инженер В.Я. Красиков, обобщив опыт личного состава электромеханической службы флота и судоремонтных предприятий, рассказывает о последних минутах лидера «Москва»{195}:
«Сразу же после взрыва представилась следующая картина. Обшивка и набор корпуса с левого борта, в районе первого и второго котельных отделений, разрушены. Надломленная в районе первого котельного отделения носовая часть (место скользящего шва), удерживаемая обшивкой правого борта, развернулась вправо форштевнем к корме и креном на левый борт так, что виден был боковой киль, а мостик, первая труба и мачты оказались в воде.
Быстро погружаясь, носовая часть увлекла за собой и кормовую, создавая у нее дифферент на нос и крен до 10° на правый борт. Левый гребной винт некоторое время вращался в воздухе. Часть команды плавала в воде.
События на корабле развивались очень быстро. Командир корабля взрывной волной был сброшен за борт. Офицеры и матросы БЧ-5 прилагали все усилия для спасения корабля. Носовая часть корабля плавала боковым килем вверх и носом к корме, на 1,5 м выступая над уровнем воды. Кормовая часть плавала с дифферентом. Первое машинное отделение было под водой. Борьба за непотопляемость была бесполезной. В это время с кормового мостика помощник командира лейтенант Л.И. Приваленков подал команду: «Покинуть корабль».
Услышав эту команду, командир БЧ-5 приказал … сбросить пробковые матрацы, вынести койки из 5-го кубрика, а из КП-1 по переговорным трубам передал приказание на боевые посты: «Всем наверх». Вскоре носовая часть корабля затонула. Дифферент кормовой части достиг 40°, и она, заняв вертикальное положение, также погрузилась в воду.
От момента получения кораблем повреждения до момента гибели прошло 4-5 мин. Место гибели корабля III = 44°02’, Д = 28°50’, Глубина около 40-45 м.
Из спасательных средств на воде были спасательные круги, матрацы, аварийный лес, дымшашки и единственная шлюпка, в которой разместились 17 человек.
Предполагая оказать помощь личному составу лидера «Москва», лидер «Харьков» подошел к месту гибели с севера, но близкие разрывы снарядов и появившийся самолет вынудили его изменить решение, и в 5 ч 28 мин он начал отход. При резком развитии хода в котле № 1 вследствие нарушения циркуляции воды лопнула водогрейная трубка, и «Харьков» снизил скорость до 6 узлов. Это совпало с близким разрывом двух снарядов. Пришлось устранять повреждения. О гибели лидера «Москва» капитан 2 ранга М.Ф. Романов доложил командиру группы поддержки.
Личный состав «Москвы», плававший на воде и находившийся в шлюпке, вечером подобрали румынские катера и гидросамолет (7 офицеров и 62 краснофлотца). (В последующем командиру лидера капитан-лейтенанту А.Б. Тухову удалось бежать из концлагеря. В должности командира взвода разведки он сражался в рядах партизанского отряда «Буревестник» на Одесщине и геройски погиб в бою с фашистами 5 марта 1944 г. близ местечка Голованевск, незадолго до освобождения Одессы…).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Катастрофы в Черном море"
Книги похожие на "Катастрофы в Черном море" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море"
Отзывы читателей о книге "Катастрофы в Черном море", комментарии и мнения людей о произведении.