» » » » Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море


Авторские права

Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море

Здесь можно скачать бесплатно "Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая документальная литература, издательство Манускрипт, год 1994. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море
Рейтинг:
Название:
Катастрофы в Черном море
Издательство:
Манускрипт
Год:
1994
ISBN:
5-12-003468-3
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Катастрофы в Черном море"

Описание и краткое содержание "Катастрофы в Черном море" читать бесплатно онлайн.



Азово-Черноморский бассейн, на берегах которого живут, трудятся и отдыхают миллионы людей — теплый и спокойный край, но таким он бывает не всегда. Иногда это суровый, штормовой район, где свирепствуют бури, проносятся смерчи, где на протяжении многовековой истории происходили кровопролитные бои и где даже в наше время гибнут суда.

О морских катастрофах, приводящих к гибели кораблей и людей, истории мореплавания и рассказывает эта книга. В основу ее положен большой фактический материал, написана она популярно и рассчитана на-широкий круг читателей.






Личный состав «Москвы», плававший на воде и находившийся в шлюпке, вечером подобрали румынские катера и гидросамолет (7 офицеров и 62 краснофлотца). (В последующем командиру лидера капитан-лейтенанту А.Б. Тухову удалось бежать из концлагеря. В должности командира взвода разведки он сражался в рядах партизанского отряда «Буревестник» на Одесщине и геройски погиб в бою с фашистами 5 марта 1944 г. близ местечка Голованевск, незадолго до освобождения Одессы…).

В 5 ч 55 мин «Харьков» вышел из зоны обстрела, имея скорость 6 узлов. С 7 ч в охранение «Харькова» вступил эсминец «Сообразительный». Чтобы дать кораблю полный ход, надо было ввести в строй котлы, для чего надо было заглушить потекшие водогрейные трубки. Обычно это делается при холодном состоянии котлов, но сейчас требовалось это сделать как можно скорее. Котельные машинисты Петр Гребенников и Петр Каиров, забинтовав лицо и руки, в асбестовых костюмах пробрались в топки еще не остывших котлов (от близких взрывов снарядов потекли трубки еще одного котла). Температура в топках достигала 80°. Пришлось сделать несколько «рейсов», чтобы заглушить все неисправные трубки, и к 8 ч 14 мин корабль смог дать ход 26 узлов. Вечером 25 июня лидер «Харьков» и эсминцы охранения «Сообразительный» и «Смышленый» вошли в Севастополь.

…К августу немецко-румынские войска далеко продвинулись в глубь территории нашей страны. Одесса осталась в тылу немецких армий. В период с 4 августа по 16 октября 1941 г. продолжалась героическая оборона Одессы. Уже в первые дни обороны города для ограждения порта от проникновения вражеских кораблей пришлось затопить пароходы «Петр Великий», «Псков», «Орел», «Плеханов», «Войков». Суда были затоплены путем открытия кингстонов. При уходе из города их подорвали.

Нет возможности рассказать о всех трагических событиях при обороне Одессы и вообще в начальный период войны. Поэтому расскажем только о наиболее крупных потерях, о самых запомнившихся случаях.

Тяжелы были потери в связи с гибелью парохода «Ленин» 27 июня.

Из справочника «Суда Министерства морского флота, погибшие в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», издания 1989 г.:

«Ленин», грузопассажирский пароход, 2713 брт, ЧГМП, капитан И.С.Борисенко (погиб 9.11.41).

Дата и место гибели — вышел из Севастополя в составе конвоя в Новороссийск. По одним данным подорвался на мине, по другим — торпедирован румынской подводной лодкой «Дельфинум», погибло от 600 до 1000 чел.

Из рабочего дневника командующего Черноморским флотом вице-адмирала Ф.С. Октябрьского за 1941 г.:

«28 июля.

1. В 00.05 оперативный дежурный штаба флота доложил, что получено донесение о гибели пассажирского ПХ (пароход) «Ленин», шедшего из Одессы на Кавказ и в 23.00 27.7 затонувшего в районе м. Сарыч. ПХ «Ленин» был загружен людьми и разными грузами. Что за причина гибели ПХ, сколько погибло людей, — не уточняют. На ПХ был наш военный лоцман, в конвое один катер МО-4.

2. Окончательно приняли решение об организации в штабе флота отдела коммуникаций. Дело это очень важное, очень большое, надо руководить всем движением на театре.

29 июля.

1. Принял у себя на БФКП (береговой флагманский командный пункт) капитана ПХ «Ленин» тов. Борисенко и нашего военного лоцмана тов. Свистуна. Оба остались живы после этой ужасной катастрофы. Очень много погибло женщин, стариков и детей. А сколько? Капитан не знал, сколько у него на борту было людей. Это непостижимо, но это так. Будут уточнять в Одессе.

31 июля.

1. Наконец, кое-что уточнили в связи с походом из Одессы на Кавказ ПХ «Ленин». Все шло по линии гражданской и Морфлота. ПХ «Ленин» взял на борт около (точно никто не знает) 1250 пассажиров и 350 т груза (цветные металлы в слитках). На борт прибыл наш военно-морской лоцман тов. Свистун, и ПХ «Ленин» вышел из Одессы.

Кто были пассажиры? Эвакуированные семьи — женщины, старики, дети, это примерно половина, а вторая половина пассажиров — мобилизованные, которые отправлялись по директивам в учебные центры армии. По всем данным, ориентировочно погибло до 900 человек. Все говорит за то, что лоцман с капитаном, идя ночью прибрежным фарватером на Ялту и боясь, чтобы не вылезти на скалы (им все казалось, что они очень близко от берега), сильно взяли вправо и задели наше минное заграждение. Взрыв был под мостиком корабля. Корабль после взрыва держался на воде всего 5-7 минут».{196}

Более подробно обстоятельства катастрофы вскрылись на следствии и в судебном разбирательстве, где обвиняемыми были военные лоцманы лейтенант И.И. Свистун и А.И. Штепенко (последний был лоцманом на транспорте «Ворошилов», шедшем в этом же караване).

Военный лоцман лейтенант Свистун (высшее гидрографическое образование, окончил Высшее военно-морское училище им. Фрунзе в 1940 г.), после перевода транспорта из Ялты в Ак-Мечеть (название порта Черноморское в те годы, расположен на западном берегу Крымского полуострова) получил приказание пересесть на «Ленин» и в составе каравана провести его в Ялту. «Ленин» только что пришел из Одессы под проводкой другого лоцмана. Подождав транспорт «Ворошилов», а также еще две шаланды, караван начал движение в Ялту. На «Ворошилове» часто выходила из строя машина, и с прибытием в район Севастополя по приказанию оперативной службы он был поставлен на якорь на рейд бухты Казачья. «Ленин» продолжил движение без него, но из района мыса Фиолент, тоже по приказанию оперативной службы, был возвращен в Казачью бухту, чтобы все же захватить «Ворошилов» с собой, вероятно, из соображений нехватки кораблей охранения для каждого транспорта. «Ворошилов» ввел машину к вечеру 27 июля и около 19 ч транспорты начали движение. Не доходя Балаклавы в караван был включен еще один транспорт — «Грузия», вступивший в строй вторым за «Лениным». После поворота на последний курс ФВК (фарватер военных кораблей) на траверзе мыса Сарыч в 23.33 произошел взрыв в носовой части парохода «Ленин», от которого он вскоре затонул. Шедшие за ним «Грузия» и «Ворошилов» отвернули, один влево, другой вправо и застопорили машины. Спасением занимались сопровождавший караван катер МО-4 «025» и шлюпки с «Грузии» и «Ворошилова», к сожалению, спущенные с опозданием, через 30-40 мин («Ленин» шлюпки спустить не успел).

На следствии был вскрыт ряд серьезных организационных и технических упущений в подготовке парохода «Ленин» к плаванию и организации лоцманской проводки:

— почти вся основная навигационная техника на пароходе «Ленин» — эхолот, оба лага — была неисправна, а вблизи магнитного компаса установили два орудия и не определили после этого изменившуюся девиацию (отклонение от направления на магнитный полюс) магнитного компаса, так что показания его были неточными;

— караван был сформирован неудачно — «Ленин» и «Грузия» имели хороший, около 15 узлов, ход, а «Ворошилов» со своей неисправной машиной давал всего только 5 узлов, «Ленину» приходилось неоднократно стопорить ход, что сбивало и без того затрудненное счисление;

— подробной карты минной обстановки военному лоцману выдано не было;

— манипулируемое навигационное оборудование по маршруту перехода не было заказано и введено в действие, а на «Ленине» не было инфракрасного бинокля или пеленгатора.

Все это и заставило лейтенанта Свистуна неоднократно настаивать на постановке «Ленина» на якорь, чтобы дождаться светлого времени и осуществить переход днем. К сожалению, его обоснованные просьбы не были удовлетворены…

Приговор военного трибунала был чрезвычайно суров — высшая мера наказания. Второй военный лоцман — младший лейтенант Штепенко, шедший на «Ворошилове» (как выяснилось во время следствия, малограмотный судоводитель с непонятным низшим морским образованием, случайный человек в военно-лоцманской службе, к тому же полуслепой и впервые вышедший в море в качестве военного лоцмана), был осужден к заключению условно, хотя чисто профессиональная его вина была гораздо больше — он вообще не вел навигационной прокладки, а слепо следовал в кильватер «Ленину». Лейтенант же Свистун в этих сложных условиях, при неисправных приборах, ночью, без береговых огней все же вел караван по фарватеру… Но, очевидно, мера наказания определялась не степенью вины, а тяжестью последствий происшествия: это была первая катастрофа транспортного судна с гибелью большого числа людей, среди которых было много детей, женщин и стариков…

Большинство читателей, естественно, только понаслышке знакомы с такими понятиями, как военно-лоцманская служба, манипуляторная служба, манпункт — это область знаний и действий узкого круга специалистов-гидрографов, которая не афишируется, особенно в мирное время, так как связана с безопасностью плавания по фарватерам среди минных полей, с расположением этих фарватеров в своих минных заграждениях, что, естественно, является строгой тайной.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Катастрофы в Черном море"

Книги похожие на "Катастрофы в Черном море" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Евгений Шнюков

Евгений Шнюков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море"

Отзывы читателей о книге "Катастрофы в Черном море", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.