Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Катастрофы в Черном море"
Описание и краткое содержание "Катастрофы в Черном море" читать бесплатно онлайн.
Азово-Черноморский бассейн, на берегах которого живут, трудятся и отдыхают миллионы людей — теплый и спокойный край, но таким он бывает не всегда. Иногда это суровый, штормовой район, где свирепствуют бури, проносятся смерчи, где на протяжении многовековой истории происходили кровопролитные бои и где даже в наше время гибнут суда.
О морских катастрофах, приводящих к гибели кораблей и людей, истории мореплавания и рассказывает эта книга. В основу ее положен большой фактический материал, написана она популярно и рассчитана на-широкий круг читателей.
Вскоре, в последнем походе в Севастополь, погиб эскадренный миноносец «Безупречный». Вместе с лидером «Ташкент» он вез в Севастополь бойцов, снаряды, продовольствие и другие грузы. Вышел он из Новороссийска в 12.35 26 июня. Вечером, около 19 ч на подходе к Крымскому полуострову корабль был атакован более чем двадцатью самолетами «Ю-88». От прямых попаданий эсминец сначала лишился хода, затем, переломившись, затонул. Командир корабля капитан 3 ранга П.М. Буряк остался на мостике и скрылся под водой вместе с эсминцем… Вскоре в район гибели «Безупречного» прибыл лидер «Ташкент», вышедший на полтора часа позднее. Единственно, чем он мог помочь плавающим морякам и пехотинцам — сбросить на воду спасательные круги, пояса. Лидер подвергся атаке пикировщиков, и командир не имел права рисковать кораблем и тысячью бойцов. К утру следующего дня на воде осталась небольшая группа, среди которой был и сын командира Володя Буряк, служивший на эсминце юнгой-зенитчиком. Около полудня в районе неожиданно всплыла подводная лодка «М-112» (командир старший лейтенант С.Н. Хаханов), возвращавшаяся из Севастополя на Кавказ, но на воде было только два человека. Еще через сутки другая подводная лодка, «М-118» (командир капитан-лейтенант С.С.Савин), подобрала последнего человека, продержавшегося на воде более 50 ч. Всего вместе с пассажирами погибло более 550 человек.
«Голубой крейсер» — так называли самый быстроходный корабль Черноморской эскадры лидер «Ташкент» за голубоватый цвет его окраски — в последние пять дней обороны Севастополя трижды прорывался в осажденный город. Его огромная скорость — 44 узла (80 км в час) была рекордной для Черного моря. Особенно тяжелым был последний рейс{208} лидера, успешно прорвавшегося в блокированный Севастополь. В 23.15 26 июня он начал разгрузку, а в 2 ч 15 мин 27 июня, приняв на борт более 2300 человек раненых и эвакуированных (при норме в 800), вышел из Севастополя. На борт его было погружено полотно панорамы Рубо «Оборона Севастополя в 1854-1855 гг».. С рассветом и в течение всего дня «Ташкент» был атакован 96 бомбардировщиками, которые сбросили свыше 300 бомб. Благодаря умелому маневрированию командира капитана 3 ранга В.Н. Ерошенко ни одна бомба прямо не попала в корабль, но от близких разрывов корпус был значительно поврежден, лидер принял на борт 1900 т забортной воды, получил значительный дифферент на нос и мог двигаться только малым ходом. На корабле погибло 30 человек из числа пассажиров. Навстречу ему были высланы эсминцы «Сообразительный» и «Бдительный», спасательное судно «Юпитер», торпедные и сторожевые катера, усилено истребительное прикрытие. В 20.30 лидер был отбуксирован в Новороссийск. Он был последним крупным кораблем, которому удалось прорваться в Севастополь за несколько дней до его оставления нашими войсками. Через несколько дней корабль был потоплен немецкой авиацией в Новороссийском порту{209} (рис. 31).
Удивительно, но факт: «Расследование установило: локатор показывал групповую цель почти за двадцать минут до появления самолетов над городом. Однако оперативный дежурный ПВО, а за ним и начальник района посчитали приближавшиеся самолеты своими на том лишь основании, что они шли над берегом по маршруту, которым должны были возвращаться наши бомбардировщики, улетевшие в Крым. Не перехваченные истребителями, не встреченные заградительным огнем, «юнкерсы» смогли прицельно сбросить бомбы». Два офицера были сурово наказаны, но цена их ошибки была огромна: погиб лидер «Ташкент», эсминец «Бдительный», транспорт «Украина», свыше ста моряков, из них три четверти на «Ташкенте».
Три сбитых «юнкерса» были слишком малой расплатой за это злодеяние»{210}.
Из личных записей вице-адмирала Ф.С. Октябрьского за эти дни:
«26 июня.
2. Тяжелый день! Погиб ЭМ “Безупречный”, шедший с личным составом 142 стрелковой бригады. Погибла ПЛ 1Д-214. Первый — от бомбежки в 70 милях на зюйд-ост от Херсон, маяка. ПЛ, видимо, потопили ТК (торпедные катера — Л.М.) при ее переходе из Севастополя в Новороссийск.
3. Наша авиация совершенно парализована, противник не дает работать, выпускает по тысяче снарядов по аэродрому (подразумевается единственный оставшийся к тому времени Херсонесский аэродром — Л.М.), очень много бьет наших самолетов. Вчера на аэродроме 4 самолета сжег и 13 повредил.
27 июня.
1. 05.30. Доложили, что 20 самолетов противника 20 минут назад, т.е. только начался рассвет, прошли от Сарыча на зюйд. Видимо, уже ищут наши корабли. Как бы не поймали ЛД «ТШ» (лидер «Ташкент» — Л.М.).
2. 07.15. Ерошенко (командир «Ташкента» — Л.М.) донес, что терпит бедствие. Видимо, бомбят или торпедируют. Гибнет ЛД «Ташкент», такой красавец! Ей богу, готовы молиться, только бы ЛД остался жив, ведь там до 2000 людей! Раненых до 1500, граждан 100 и до 350 чел. экипажа корабля. Корабль должен остаться жить. (Там панорама!)
3. 14.00 Ерошенко донес в 8.50, что получил две пробоины, принял 850 тонн воды, имеет 12 узлов, находясь в 60 милях от Новороссийска.
4. 20.30. «ТШ» идет со скоростью 8 узлов. К 22.00 будет в Новороссийске. 1000 раненых снял ЭМ «Сообразительный», доступ воды прекращен, буксир откачивает. ЛД идет своим ходом в охранении 2-х ЭМ, катеров, авиации. На ЛД пикировало 86 самолетов.
5. Тов. Фадеев доложил, что посланные два МО-4 (морские охотники — Л.М.) на подъем людей с ЭМ «Безупречный» ничего не нашли. Обнаружили в этом месте плавающее бревно, бочку, железный буй, один труп. Все погибли».
И далее характеризует обстановку в Севастополе в последние дни его обороны: «28 июня.
1. Пленные показывают, что противник готовит общее наступление с целью к исходу дня 28.06 взять город. Посмотрим!
2. Доложили, что ЛД «ТШ» в 20 ч прибыл в Новороссийск.
3. 16.00. Все наши части: 25 СД, 8 БрМП, 3 ПМП — отошли на второй основной рубеж обороны Севастополя. Теперь последний этап борьбы. Мы должны удержаться на этом рубеже, дальше отходить некуда.
29 июня.
1. 04.40. Прибыли два БТЩ (базовых тральщика — Л.М.), 4 ПЛ, 14 «Дугласов», все разгрузились, ушли, взяв раненых.
2. Сегодня какая-то ночь особенная. Всю ночь противник вел огонь, идет сплошная канонада. Видимо, боезапас подвезли или готовят вновь наступление.
3. Донесли, что в районе мыса Фиолент появились до 10 каких-то катеров. Наша БС-18 осветила прожектором, открыла огонь, 5 катеров потопила, 5 рассеяла, один человек выплыл на берег. Уточняют, что за пленный.
3. Три дня назад вышла к нам из Новороссийска ПЛ С-32 и до сих пор не прибыла. Тревожусь.
5. Резервов нет, боезапаса нет. Видимо, дело идет к тому, что противник ворвется в город.
30 июня.
ББ-35 (береговая батарея № 35, расположенная в районе Херсонесского мыса, куда переведен КП вице-адмирала Октябрьского — Л.М.)
1. За вчерашний день противник сделал более 1500 самолетных налетов, был, просто говоря, ужас.
2. Послал телеграмму т. Сталину об обстановке, то же Кузнецову, Буденному. Указал, что продержимся не больше двух-трех дней, просил разрешения эвакуировать в ночь на 1.07 хотя бы часть ответственных командиров и граждан на Большую землю, последнее просил и Буденного.
3. Приказал ПЛ Л-23 и Щ-209 лечь на грунт у ББ-35 и ждать особого приказа.
4. Отправил часть людей вчера, отправляю сегодня на самолетах, подлодках. Положение тяжелое. Надо бы побольше вывезти людей. На чем? Притивник все топит. Противник прорвался на Куликово поле, Малахов курган, даже вокзал, Исторический бульвар. Бои идут на улицах города.
6. Самый тяжелый вопрос — это вывоз раненых, их очень много, 29-30-го раненых даже подобрать не везде удалось.{211}
Бывший нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов{212} вспоминает события конца июня:
«В последние дни июня обстановка в Севастополе резко ухудшилась. В это время командующий оборонительным районом Ф.С. Октябрьский вместе с членом Военного совета Н.М.Кулаковым телеграфировал: «Москва — Кузнецову; Краснодар — Буденному, Исакову. Противник прорвался с Северной стороны на Корабельную. Боевые действия приняли характер уличных боев. Оставшиеся войска сильно устали, хотя большинство продолжает героически драться.
Противник резко увеличил нажим авиацией, танками. Учитывая сильное снижение огневой мощи, надо считать, что в таком положении мы продержимся максимум 2-3 дня…»
Об этой телеграмме мне, доложили в 14 ч 30 июня. Хотя Севастопольский район оперативно подчинялся маршалу Буденному (главкому Северо-Кавказского направления — Л.М.), я понимал, что моя обязанность, прежде всего, — своевременно дать ответ. Армейское командование в Краснодаре еще болезненно переживало недавнюю неудачу на Керченском полуострове. По опыту эвакуации Таллина я полагал, что главком едва ли примет решение сам, не запросив Ставку.. Времени же для запросов и согласования уже не оставалось. По обстановке было ясно: Севастополь придете оставить. Переговорив по телефону со Сталиным, я в 16 часов 40 минут послал Военному совету Черноморского флота телеграмму о том, что эвакуация разрешена.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Катастрофы в Черном море"
Книги похожие на "Катастрофы в Черном море" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море"
Отзывы читателей о книге "Катастрофы в Черном море", комментарии и мнения людей о произведении.