» » » » Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море


Авторские права

Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море

Здесь можно скачать бесплатно "Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая документальная литература, издательство Манускрипт, год 1994. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море
Рейтинг:
Название:
Катастрофы в Черном море
Издательство:
Манускрипт
Год:
1994
ISBN:
5-12-003468-3
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Катастрофы в Черном море"

Описание и краткое содержание "Катастрофы в Черном море" читать бесплатно онлайн.



Азово-Черноморский бассейн, на берегах которого живут, трудятся и отдыхают миллионы людей — теплый и спокойный край, но таким он бывает не всегда. Иногда это суровый, штормовой район, где свирепствуют бури, проносятся смерчи, где на протяжении многовековой истории происходили кровопролитные бои и где даже в наше время гибнут суда.

О морских катастрофах, приводящих к гибели кораблей и людей, истории мореплавания и рассказывает эта книга. В основу ее положен большой фактический материал, написана она популярно и рассчитана на-широкий круг читателей.






В 1932 г. греческий пароход «Питеас» водоизмещением 5000 т был выброшен зимним штормом на мель близ Одессы. Корма судна была повреждена. Несмотря на морозные штормы, эпроновцы работали на судне, заделывая пробоины. В марте ледокол «Торос» и два буксира стащили пароход с мели и доставили в Одесский порт.

В ночь с 29 на 30 ноября 1933 г. английский пароход «Полцелла» (водоизмещение 11900 т), стоявший на рейде Новороссийска, ураганной борой сорван с якорей и брошен на каботажный мол. По пробоинам и трещинам вода проникла в трюмы, судно село на грунт при глубине 8,6 м. 27 декабря ЭПРОНу удалось поднять пароход.

Пароход «Харьков» водоизмещением 16300 т, длиной 143,3 м, шириной 18 м с грузом 8900 т зерна и сельхозорудий следовал из Одессы в Лондон. 8 марта 1933 г. в тумане при подходе к Босфору штурман допустил ошибку в прокладке курса, и судно в 7 ч 20 мин выскочило на мель у мыса Карабурун. Турецкий спасательный катер предлагал помощь, капитан отказался. Судно работало задним ходом. Вскоре поднялись ветер и волнение, судно развернуло лагом к берегу, своим же якорем ему пропороло корпус, в трюм попала вода, насосы же забило зерном. Шторм нарастал, ветер достиг 9 баллов, зерно разбухло, вызвало деформацию переборок и палубы. 11 марта судно начало переламываться, ибо лежало на грунте средней частью. Спасательный отряд ЭПРОНа прибыл 21 марта, в него входили ледокол «Торос», пароходы «Восток», «Земляк», «Райкомвод», турецкий спасатель «Адалет».

4 апреля новый шторм фактически разломил судно, 11 апреля его полностью расчленили, и кормовую часть стянули на глубокую воду. Ее оттащили в Босфор на отмель. 11 мая ледоход «Торос» отбуксировал корму в Севастополь.

29 апреля носовую часть стащили с мели, завели в Босфор, подготовили к переходу и отбуксировали в Севастополь. Моряки шутили: самый длинный пароход — «Харьков»: нос в Константинополе, корма в Севастополе.

29 ноября 1933 г. испанское судно «Зарроза» водоизмещением 9250 т приняло 5700 т дизельного топлива и вышло из Батуми в Испанию. Шторм и снегопад усложнили навигацию, судно стало сносить к берегу. Положенные на дно якоря не помогли, судно выбросило на берег. Корпус был поврежден, обломаны трос, лопасти винта. К 15 декабря с берега подали трубопровод и откачали 2000 т дизельного топлива, но новый шторм забросил корму судна еще ближе к берегу. В январе новые штормы повалили судно на левый борт, повредили машинное отделение. Пришлось прорыть канал от судна до глубокой воды, по которому удалось стащить пароход с мели и увести в порт.

Глава VI.

ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА — ВРЕМЯ БОЛЬШИХ КАТАСТРОФ

Вторая мировая война (1941-1945 гг.) нанесла огромный, катастрофический урон не только военным флотам, но и торговому судоходству. Потери кораблей и судов измеряются многими сотнями.

В составе Черноморского флота Советского Союза к началу войны было более 300 боевых кораблей, катеров и вспомогательных судов, в том числе Л линкор, 5 крейсеров, 16 эскадренных миноносцев и лидеров, 47 подводных лодок, 15 тральщиков, 4 канонерские лодки, 2 сторожевых корабля, 84 торпедных катера, минный заградитель, 10 катеров-охотников.

В частности, в боевом составе флота были такие крупные боевые корабли:

— линейный корабль «Севастополь». Его водоизмещение 30395 т, главный калибр — двенадцать 305-миллиметровых орудий, противоминный — 16 орудий калибра 120 мм и 32 зенитных орудия и пулеметы. Линкор построен на балтийском заводе, вступил в строй Балтийского флота в 1914 г. под названием «Севастополь». В 1921 г. его переименовали в «Парижскую коммуну», а в 1943 г. вернули прежнее название. В 1929 г. линкор перешел на Черное море и вступил в состав Морских сил Черного моря;

— крейсер «Ворошилов» (типа «Киров») водоизмещением 9950 т, с девятью орудиями 180-миллиметрового калибра, шестью 100-миллиметровыми и 25 зенитными орудиями и пулеметами. Вступил в строй в июне 1940 г.;

— крейсер «Молотов (типа «Максим Горький») вступил в строй за неделю до начала войны. Водоизмещение его 9760 т, главный калибр — девять 180-миллиметровых орудий, противоминный и зенитный калибр — такой, как на «Ворошилове». Принимал на борт два гидросамолета, взлетавшие с катапульт, садившиеся в воду;

— крейсер «Красный Кавказ». Заложен в 1913 г., но вступил в строй в 1932 г. До 1926 г. назывался «Адмирал Лазарев». Его водоизмещение 9030 т, главный калибр — четыре 180-миллиметровые орудия, противоминный — двенадцать 100-миллиметровых и 22 зенитных орудия и пулемета. Имел на вооружении два гидросамолета с одной катапультой. В 1942 г. удостоен гвардейского звания;

— крейсер «Красный Крым», заложен в 1913 г., вступил в строй Морских сил Балтийского моря в 1928 г. До 1925 г. назывался — «Светлана», затем был переименован в «Профинтерн». Под этим названием в 1929 г. совместно с линкором «Парижская коммуна» перешел на Черное море. В 1939 г. переименован в «Красный Крым». Его водоизмещение 7999 т, имел пятнадцать орудий 130-миллиметрового калибра, шесть 100-миллиметрового и 21 зенитную пушку и пулемет. Нес два гидросамолета. В 1942 г. крейсеру присвоено гвардейское звание;

— крейсер «Червона Украина» (до 1922 г. — «Адмирал Нахимов»). Заложен в 1913 г., вступил в строй в 1927 г., водоизмещение 8400 т, артиллерийское вооружение — пятнадцать 130-миллиметровых и восемь 100-миллиметровых орудий;

— лидер «Ташкент» построен в Италии по заказу Советского Союза, заложен в 1935 г., вступил в строй в 1939 г. Его водоизмещение 3200 т, имел шесть 130-миллиметровых орудий, шестнадцать зенитных пушек. Развивал скорость 44 узла;

— лидеры «Москва» и «Харьков» (типа «Ленинград»). Оба заложены в 1932 г. и вступили в строй в 1938 г. Водоизмещение 2693 т, имели пять орудий 130-миллиметрового калибра, шесть зенитных пушек и шесть зенитных пулеметов. Развивали ход до 43 узлов. Лидеры были самые быстроходные большие корабли Черно-морского флота за всю его трехсотлетнюю, в том числе и современную, историю;

— шесть эскадренных миноносцев типа «Гневный» («Бдительный», «Безупречный», «Беспощадный», «Бодрый», «Бойкий», «Быстрый»). Все они вступили в строй в 1939 г. Их водоизмещение 2402 т, главный калибр — четыре 130-миллиметровых орудия, зенитное вооружение — два 76,2-миллиметровых, три 37-миллиметровых орудия и четыре 12,7-миллиметровых пулемета. Развивали скорость 38,6 узла;

— пять эсминцев типа «Новик» — «Дзержинский» (до 1926 г. «Калиакрия»), «Железняков» (до 1925 г. — «Корфу», затем до 1939 г. — «Петровский»){189}, «Незаможник» (до 1923 г. — «Зантс», затем до 1926 г. — «Незаможный»), «Шаумян» (до 1925 г. — «Левкас»), «Фрунзе» (до 1925 г. «Быстрый»). Все они были заложены в 1913-1915 гг., вступили в строй в разное время, от 1915 до 1925 г. Водоизмещение их 1760 т, вооружение по 4 орудия 102 мм, одно 76,2 мм, два пулемета. Развивали скорость до 33 узлов;

— один эсминец самого последнего типа — «Смышленый» (типа «Сторожевой»), вступил в строй в ноябре 1940 г. Его водоизмещение 2529 т, имел четыре 130-миллиметровых орудия, три 76,2, две 45-и две 37-миллиметровые пушки, а также два пулемета. Развивал ход 38 узлов.

Еще четыре эсминца типа «Сторожевой» вступили в строй флота вскоре после начала войны: с июня 1941 г. — по январь 1942 г. — «Свободный», «Совершенный», «Сообразительный», «Способный», Таким образом, всего во время войны в разное время на флоте было шестнадцать плавающих эскадренных миноносцев и три лидера. Был еще один эсминец — «Огневой» (до мая 1941 г. он назывался «Опасный»). Он был заложен в 1939 г., спущен на воду в 1940 г., но в строй вступил только в мае 1945 г. и в боевых действиях участия не принимал.

В течение войны флот пополнялся также тральщиками, катерами разных классов, в том числе и по ленд-лизу. Кроме того, в боевых действиях на море участвовали практически все суда и плавсредства пароходств, портов и разных ведомств. Одни были мобилизованы и воевали под военно-морским флагом, другие привлекались для обеспечения перевозки войск, высадки десантов и других военных нужд. Поэтому точную цифру участвовавших в войне на море определить и назвать вряд ли возможно, да и нет особой необходимости: все они воевали, получая повреждения, погибали…

В состав Черноморского флота к началу войны входила также и Дунайская флотилия (5 мониторов, 22 бронекатера, 7 катеров-тральщиков и другие катера). Часть ее кораблей в отдельные периоды войны воевала и погибала, как и корабли других речных флотилий, в бассейне Черного и Азовского морей (Пинская, Днепровская, Донская, Кубанская и др.).

Черноморский флот потерял в ходе войны 212 боевых единиц, в том числе крейсер «Червона Украина», 11 эсминцев, все три лидера, 28 подводных лодок, 2 сторожевых корабля, 20 тральщиков, 54 охотника за подводными лодками, 60 торпедных катеров, 43 сторожевых катера. В это число не включены потери речных боевых кораблей, большая часть которых погибла на реках. Количество погибших судов вспомогательного флота превышает 300 единиц. Чтобы «привязать» эти потери к месту и времени, очень коротко вспомним динамику боевых действий на Черном и Азовском морях. 22 июня 1941 г. немецкая авиация нанесла удар по Севастополю и Измаилу. На южном фланге советского фронта в начале войны Дунайская флотилия совместно с сухопутными войсками не только отразила первые атаки противника, но 20-26 < июня осуществила несколько тактических десантов и овладела противоположным берегом Дуная на протяжении 70 км. Это был первый в истории войны десант. Почти месяц флотилия и сухопутные войска вели активные боевые действия, не позволяя врагу форсировать Дунай. В какой-то степени этот эпизод перекликается с действиями пограничников на самом северном участке фронта — на полуострове Рыбачий, где граница осталась неприкосновенной с первого до последнего дня войны.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Катастрофы в Черном море"

Книги похожие на "Катастрофы в Черном море" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Евгений Шнюков

Евгений Шнюков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море"

Отзывы читателей о книге "Катастрофы в Черном море", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.