» » » » Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море


Авторские права

Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море

Здесь можно скачать бесплатно "Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая документальная литература, издательство Манускрипт, год 1994. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море
Рейтинг:
Название:
Катастрофы в Черном море
Издательство:
Манускрипт
Год:
1994
ISBN:
5-12-003468-3
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Катастрофы в Черном море"

Описание и краткое содержание "Катастрофы в Черном море" читать бесплатно онлайн.



Азово-Черноморский бассейн, на берегах которого живут, трудятся и отдыхают миллионы людей — теплый и спокойный край, но таким он бывает не всегда. Иногда это суровый, штормовой район, где свирепствуют бури, проносятся смерчи, где на протяжении многовековой истории происходили кровопролитные бои и где даже в наше время гибнут суда.

О морских катастрофах, приводящих к гибели кораблей и людей, истории мореплавания и рассказывает эта книга. В основу ее положен большой фактический материал, написана она популярно и рассчитана на-широкий круг читателей.






Кстати, есть в акте комиссии по взрыву на «Марии» один абзац, который в какой-то степени перекликается с показаниями Сгибнева. В акте говорится: «…Показания мичмана Мечникова, на вахте которого съехали последние четыре мастеровых Путиловского завода, работавшие в бомбовом погребе 1 башни, находятся в противоречии с показаниями нескольких нижних чинов, которые утверждают, что в ночь с 6 на 7 октября после 10 часов вечера они видели двух мастеровых. Установить в точности справедливость этого показания или опровергнуть его не представляется возможным».{175}

К сожалению, в своем тщательнейшем расследовании А. Елкин не связал этот раздел акта с конкретными обстоятельствами подрыва погреба диверсантами, как не привел и динамику действий Сгибнева и Феоктистова при выполнении диверсионного акта. Надо полагать, что в архивах ЧК по делу Вермана должны быть конкретные подробности. Почему не сделал этого А. Елкин, сейчас сказать невозможно, но вот это обстоятельство и оставляет пусть малое, но чувство незавершенности расследования, вызывает определенную долю сомнения. Поэтому-то и названы приведенные ранее выводы А. Елкина о причинах взрыва на «Марии» почти окончательными. Кроме того, закономерен и вопрос, на который ответа тоже нет: почему диверсанты ждали целый год, даже больше, после выхода «Марии» из Николаева, если, по их словам, совершить диверсию не составляло особого труда? Логично было бы осуществить ее вскоре после прихода в Севастополь, не дав линкору целый год участвовать в боевых действиях и даже нанести повреждения одному из немецких крейсеров. Далее, есть ли данные, что Сгибнев и Феоктистов действительно были в Севастополе в составе «гарантийной бригады», как бы назвали сейчас, линкора «Императрица Мария». Как «выдержали» исполнители диверсионной акции много лет в России, зная, что их в Швейцарии ожидает огромная по тем временам сумма в 80 тыс. рублей золотом? Перебраться в Швейцарию в те смутные годы труда не составляло. Почему организатор диверсии Верман награжден только в 1926 г., через десять лет? На пунктуальных немцев это не похоже, тем более, что факт взрыва, конечно, стал известен немецкому командованию в самое кратчайшее время, да и сам Верман в 1918 г. во время оккупации Николаева немцами служил в портовой комендатуре. Наконец, время разоблачения Вермана и проведения следствия — 1933-1934 гг. — в свете, как выражаются юристы, «новых открывшихся обстоятельств» в стиле работы органов ЧК, ставит под сомнение достоверность использованных А. Елкиным архивных документов ЧК.

Словом, не на все возможные вопросы есть ответы, поэтому для любознательного читателя, любителя настоящей и полной исторической истины — обширное поле деятельности.

Какова дальнейшая судьба «Императрицы Марии»?

Правительство России устроило своего рода конкурс проектов по подъему линкора. Участвовали в нем итальянцы и японцы. Правда, осмотрев корабль, итальянцы отказались от участия в конкурсе. А победил в нем проект академика А. Крылова. Суть его сводилась к следующему: заделав пробоины, закачивать корабль воздухом, в перевернутом положении поднять на поверхность, в таком же виде ввести в док, отремонтировать, вывести, на чистой воде перевернуть на прямой киль, снова поставить в док и произвести окончательный ремонт. Так и начали действовать. Уже к концу 1916 г. кормовые отсеки были загерметизированы, корма всплыла на поверхность, но возникла проблема с носовой частью — по мере ее отжатия корабль начал валиться на бок. Потребовалось закачать внутрь корабля около 2000 т песка для остойчивости. В 1917 г. линкор всплыл на поверхность и был отведен ближе к доку и на мелкое место для подготовки к постановке в док. В док линкор был доставлен 21 мая 1919 г., когда в Севастополе была Красная армия, где и оставался до 1923 г. К этому времени доковые подушки (деревянные подставки под корабль — Л. М.) подгнили, подошва дока стала давать трещины, и в интересах сохранения дока линкор вывели из дока и поставили на мель у самого выхода из Севастопольской бухты, где он оставался еще три года. В 1927 г. линкор снова ввели в док и в перевернутом состоянии разобрали на металлолом.{176}

Рассказывая о судьбе «Императрицы Марии»[23], мы как бы заглянули на несколько лет вперед. Между тем, флоту предстояло еще пережить революционные события 1917 г. и гражданскую войну.

Главные беды ожидали Черноморский флот именно в гражданскую войну.

Развитие событий привело в конце концов к Брестскому миру. По условиям мира Крым немецкой оккупации не подлежал. Тем не менее, не считаясь с договором, 18 апреля 1918 г. германские войска вторглись в Крым. Завязалась сложная политическая борьба. Между тем, германские войска вплотную подошли к Севастополю. 29 апреля 14 эсминцев и миноносцев, вспомогательный крейсер, несколько транспортов ушли в Новороссийск. 30 апреля линкоры «Свободная Россия» (бывшая «Екатерина Великая») и «Воля» (бывший «Александр III»), 3 эсминца, подводные лодки и другие корабли двинулись в Новороссийск. Германские оккупанты открыли с высот Северной стороны артиллерийский огонь по уходящим судам. Линкоры и эсминец «Дерзкий» прорвались, эсминец «Гневный» был подбит и выбросился на берег, остальные корабли вернулись в бухту.

В Севастополе остались 6 старых броненосцев, бригада крейсеров, 3 новых эсминца типа «Новик», 9 малых миноносцев, 14 подводных лодок, вспомогательный флот.

В Новороссийске сосредоточилось основное боевое ядро флота: 2 линкора, 10 эсминцев, 7 миноносцев, 10 сторожевых катеров, 30 транспортов. Германское командование, угрожая срывом Брестского мира, потребовало выдачи флота.

В этих условиях было принято трудное решение об уничтожении Черноморского флота. Этому решению подчинилась часть моряков. 18 июня 1918 г. буксиры вывели из Цемесской бухты линкор «Свободная Россия». Над ним был поднят сигнал: «Погибаю, но не сдаюсь». Эсминец «Керчь» приблизился к линкору и выпустил 5 торпед. Прогремели взрывы, и линкор исчез с поверхности воды. Команды выстроенных на внешнем рейде эсминцев и миноносцев «Калиакри», «Гаджибей», «Пронзительный», «Фидониси», «Капитан-лейтенант Баранов», «Лейтенант Шестаков», «Сметливый», «Стремительный», номерной миноносец, несколько транспортов открыли кингстоны и затопили свои корабли. Матросы на берегу, сняв бескозырки, наблюдали за гибелью эскадры. Эскадренный миноносец «Керчь» ушел к Туапсе и передал радиограмму: «Всем. Всем. Всем. Погиб, уничтожив те корабли Черноморского флота, которые предпочли гибель позорной сдаче Германии. Эскадренный миноносец «Керчь»{177}. Эсминец «Громкий» был затоплен командой у берегов Крыма. Первый акт трагедии флота состоялся. Неподчинившаяся приказу Председателя Совнаркома Ленина и председателя ВЦИК Свердлова часть эскадры — линкор «Воля» и несколько миноносцев ушли в Севастополь. Флот, сосредоточившийся в Севастополе, попал под контроль германских оккупантов.

В конце 1918 г. вместо германских оккупантов контроль, при внешнем сохранении у власти лидеров белого движения, установили англо-французы. 23 ноября английские и французские военные корабли вошли в Новороссийск, через несколько дней — в Севастополь и Одессу. До катастрофы белого движения и захвата Крыма войсками Красной армии в течение почти года Антанта хозяйничала на Черном море. В 1919 г. белая армия оставила Одессу, затопив при этом подводную лодку «Пеликан» Англичане утопили в 1919 г. на рейде близ Севастополя российские подводные лодки «Орлан», «Гагара», «Карп», «АГ-21», «Судак», «Лосось», «Налим», «Кит», «Кашалот», «Нарвал», «Скат», подводный минный заградитель «Краб», на минах которого у Босфора подорвался в свое время крейсер «Бреслау». В спешке лодки были затоплены на небольших глубинах порядка 30-60 м. В 20-х годах многие из них удалось поднять экспедиции подводных работ особого назначения.

Превосходство белых на море, при поддержке флота Антанты (8 линкоров, 17 крейсеров, 47 эсминцев), было бесспорным. Поэтому сражения во время гражданской войны велись лишь в локальных бассейнах — в Днепро-Бугском лимане, в Азовском море. Известны сражения у Кривой косы и у Обиточной косы в 1920 г., когда три канонерские лодки и три сторожевых корабля красных столкнулись с несколькими кораблями белых. Сражение закончилось гибелью белой канонерской лодки «Салгир». На северо-западе Черного моря красными была захвачена и позже отпущена французская канонерская лодка «Скарн», подорвался на мине итальянский эсминец «Раккия» (1920 г.).

К середине ноября 1920 г. войска Врангеля вынуждены были покинуть Крым. Эта эвакуация дорого обошлась Черноморскому флоту. Армия Врангеля увела в базу французского флота в Северной Африке — в Бизерту — 157 кораблей и судов Черноморского флота! В их числе — новый линкор «Генерал Алексеев» (бывш. «Воля»), броненосец «Георгий Победоносец», крейсер «Генерал Корнилов» (бывш. «Очаков»), эсминцы «Беспокойный», «Гневный», «Дерзкий», «Поспешный», «Капитан Сакен», «Жаркий», «Звонкий», «Зоркий», 4 подводных лодки, 2 тральщика, вспомогательные суда{178}. На переходе к Босфору в Черном море во время шторма погиб эсминец «Живой». Был уведен весь основной боевой состав флота. Накануне ухода из Николаева, где строились два новых крейсера — «Адмирал Нахимов» (будущая «Червона Украина») и «Адмирал Лазарев» (будущий «Красный Кавказ») была предпринята попытка увести оба крейсера в Крым, а затем в Константинополь. Крейсер «Адмирал Нахимов» отбуксировали в Одессу. Перед уходом из Одессы 8 февраля 1920 г. корабли белых взяли «Адмирал Нахимов» на буксир, но при неумелой буксировке посадили на мель. Вскоре красным удалось снять крейсер с мели. Крейсер «Адмирал Лазарев» остался в Николаеве — у белых не хватило буксиров{179}.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Катастрофы в Черном море"

Книги похожие на "Катастрофы в Черном море" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Евгений Шнюков

Евгений Шнюков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море"

Отзывы читателей о книге "Катастрофы в Черном море", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.