Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Катастрофы в Черном море"
Описание и краткое содержание "Катастрофы в Черном море" читать бесплатно онлайн.
Азово-Черноморский бассейн, на берегах которого живут, трудятся и отдыхают миллионы людей — теплый и спокойный край, но таким он бывает не всегда. Иногда это суровый, штормовой район, где свирепствуют бури, проносятся смерчи, где на протяжении многовековой истории происходили кровопролитные бои и где даже в наше время гибнут суда.
О морских катастрофах, приводящих к гибели кораблей и людей, истории мореплавания и рассказывает эта книга. В основу ее положен большой фактический материал, написана она популярно и рассчитана на-широкий круг читателей.
К середине ноября 1920 г. войска Врангеля вынуждены были покинуть Крым. Эта эвакуация дорого обошлась Черноморскому флоту. Армия Врангеля увела в базу французского флота в Северной Африке — в Бизерту — 157 кораблей и судов Черноморского флота! В их числе — новый линкор «Генерал Алексеев» (бывш. «Воля»), броненосец «Георгий Победоносец», крейсер «Генерал Корнилов» (бывш. «Очаков»), эсминцы «Беспокойный», «Гневный», «Дерзкий», «Поспешный», «Капитан Сакен», «Жаркий», «Звонкий», «Зоркий», 4 подводных лодки, 2 тральщика, вспомогательные суда{178}. На переходе к Босфору в Черном море во время шторма погиб эсминец «Живой». Был уведен весь основной боевой состав флота. Накануне ухода из Николаева, где строились два новых крейсера — «Адмирал Нахимов» (будущая «Червона Украина») и «Адмирал Лазарев» (будущий «Красный Кавказ») была предпринята попытка увести оба крейсера в Крым, а затем в Константинополь. Крейсер «Адмирал Нахимов» отбуксировали в Одессу. Перед уходом из Одессы 8 февраля 1920 г. корабли белых взяли «Адмирал Нахимов» на буксир, но при неумелой буксировке посадили на мель. Вскоре красным удалось снять крейсер с мели. Крейсер «Адмирал Лазарев» остался в Николаеве — у белых не хватило буксиров{179}.
Уведенные в Бизерту военные корабли Черноморского флота были интернированы французским правительством. Флот ушел — и был безвозвратно потерян для Родины. Берега Черного моря остались почти беззащитными.
В списке кораблей и судов, уведенных Врангелем в Бизерту, нет эскадренного броненосца (линкора) «Ростислав»{180}. Его нет и в списке семи кораблей, погибших в боях с красными. Два миноносца упомянуты, броненосец — нет{181}. Говорится, правда, о плавбатарее, но она погибла в низовьях Днепра.
После долгих литературных поисков картина несколько прояснилась.
…Броненосец «Ростислав» — один из кораблей, создававшихся по программе строительства броненосных сил на Черном море в прошлом столетии. Он был заложен 6 мая 1895 г., вступил в строй в 1899 г. До сентября 1907 г. именовался в официальных документах эскадренным броненосцем, позже линейным кораблем. Водоизмещение корабля составляло, по одним данным, 8880 т. по другим — 10300 т. Длина его равнялась 105,2 м, ширина 20,7 м, осадка 6,7 м. Он был хорошо вооружен: четыре 254-миллиметровые орудия (по другим данным — 6), 8 орудий калибром 152 мм, 12—47 мм, 14—37 мм, 6 торпедных аппаратов{182} (рис. 25).
Броненосец нес свою нелегкую службу в составе Черноморского флота. Особые успехи на его долю не выпадали. Более того, в 1908 г. линкор протаранил и буквально разрезал на две части свою же подводную лодку «Камбала», в 1909 г. поднятую с глубины 58 м{183}. Линкор активно участвовал в первой мировой войне. В составе эскадры он участвовал в известном бою с «Гебеном» и «Бреслау» у мыса Сарыч 18 ноября 1914 г. В этом бою «Ростислав» стрелял по «Бреслау». Линкор неоднократно выходил вместе с другими кораблями Черноморской эскадры к берегам Турции, в частности, в 1916 г. поддерживал десантные операции Приморского отряда Кавказской армии на реке Архаве. 2 сентября того же 1916 г. во время стоянки в румынском порту Констанца корабль подвергся атаке нескольких самолетов. В него попали две бомбы, пострадало 16 человек экипажа. Позже линкор базировался на Одессу, но в связи с приближением к городу немецких войск был переведен в Севастополь. В 1919 г., когда Севастополь находился под контролем советской власти, линкор был частично разоружен по приказу П. Е. Дыбенко (17.06.1919 г.). С него сняли ряд артиллерийских систем, но главный калибр остался{184}. К этому времени корабль считался уже устаревшим, но впоследствии участвовал в составе врангелевского флота в операциях против красных войск.
Как сообщала срочная и секретная разведсводка штаба действующего отряда судов и укрепленного района Красной армии, о состоянии Черноморского флота Врангеля от 22.08. 1920 г. после общей информации по флоту, «…броненосец «Ростислав» прибуксирован катером «Черномор» в Керченский пролив; на нем действует лишь шесть шестидюймовых орудий»[24]. Линкор фактически использовался только как плавучая батарея{185}.
В ноябре 1920 г. белая армия потерпела поражение. Как уже отмечалось, при эвакуации белые испытывали острый недостаток, в буксирах. Поэтому были брошены недостроенные суда в Николаеве. Буксировать старый линкор не было возможности. Надо полагать, поэтому у белого командования в Керчи возникла идея парализовать все судоходство на юге, перекрыв фарватер Керченского пролива. Именно для перекрытия Керченского пролива в ноябре 1920 г. линкор был затоплен в северной части его акватории. По данным керченских гидрографов, координаты затопленного корабля: ш. 45°25,2'; д. 36º37,8'; глубина воды в точке затопления 8,4 м. Эта точка расположена в 1300 м к северо-востоку от Варзовки. Иными словами, закрыть выход судов из Азовского моря в Черное корпусом линкора врангелевцам не удалось. Причин этого может быть несколько. Надо полагать, сыграли свою роль паника, нервная обстановка эвакуации и низкая квалификация команды. Не исключено и неприятие командой акции, предусматривающей нанесение вреда собственной Родине. Дальнейшая судьба линкора недостаточно выяснена. По устным рассказам ветеранов, в тридцатых годах эпроновцам удалось поднять часть остававшегося на линкоре вооружения, срезать палубу и надстройки. Но вот в документах об этом указано совсем иное:
«…Особо стоит производившаяся в этом году (речь идет о 1928 г.) отдельной партией работа по подъему старого черноморского броненосца, затопленного белыми при отступлении. На палубе его было до 14 футов воды, башни и надстройки подходили близко к поверхности моря, рубки и крепкие железные мачты некоторое время возвышались над водою, но потом поломаны ледоходом. По обследовании оказалось, что сильными нажимами льдов продырявлена в нескольких местах верхняя палуба и надломан на значительном протяжении борт броненосца…
…Крайне осложняло работу глубокое (до 4 сажен) вхождение судна в грунт… На зиму работы прекратились…»{186}. Следующей весной выяснилось, что подъем корабля в условиях того времени стал невозможным.
Таким образом, не исключено, что броненосец остается на грунте до сих пор и поднять его при современной технике, очевидно, можно. А это — сотни и даже, вероятно, тысячи тонн легированной броневой стали и другие богатства[25]. Мощный (до 25 м) слой илов Керченского пролива скрывает их от человека, но размыть илы особого труда не составит. Берег рядом, а акватория пролива относительно укрыта.
* * *Подводя итоги первой мировой войны, Наркомвоенмор Украины М. Ф. Фрунзе отмечал: «На долю морского флота выпали особенно тяжелые удары. В результате мы лишились большей и лучшей части материального состава, огромного большинства опытных и знающих командиров…, и, наконец, потеряли основное ядро рядового краснофлотского состава. В сумме это означает, что флота у нас нет{187}.
Мирные годы после первой мировой войны были ознаменованы постоянным нарастанием судоходства; и, как следствие этого, пропорционально возраставшими авариями или потерями судов из-за навигационных ошибок, штормов, туманов, технических неисправностей, неправильных действий капитанов или команды. Суда попадали в катастрофические положения ежегодно, но по счастливому стечению обстоятельств, иногда удавалось избегать катастроф. Разумеется, потери в мирные годы были несравнимы с потерями военных лет. Возросшая роль ЭПРОНа привела к тому, что практически ни одна аварийная ситуация не обходилась без участия его специалистов. Эпроновцам были известны точки погребения 50 военных кораблей и 300 торговых судов{188}. К началу войны ЭПРОН поднял на Черном море более ста боевых кораблей и судов общим водоизмещением 60 тыс. т.
В этот тоннаж входили торговые суда и боевые корабли. Большой 9200 т водоизмещением товаро-пассажирский пароход «Петр Великий» по пути в Одессу подорвался на мине в Варненском заливе в феврале 1920 г. и затонул при глубине 20 м.
В 1931 г. после аварии затонула подводная лодка Черноморского флота АГ-21. В точке гибели глубина моря была всего 35 м, что позволило ЭПРОНу вскоре поднять корабль.
В сентябре 1931 г. английский теплоход «Кинг Эдгар» (водоизмещением 8500 т) сел на мель у острова Березань. Откачав 500 т топлива, его удалось относительно легко стащить с мели, избежав фатального развития событий.
В 1932 г. греческий пароход «Питеас» водоизмещением 5000 т был выброшен зимним штормом на мель близ Одессы. Корма судна была повреждена. Несмотря на морозные штормы, эпроновцы работали на судне, заделывая пробоины. В марте ледокол «Торос» и два буксира стащили пароход с мели и доставили в Одесский порт.
В ночь с 29 на 30 ноября 1933 г. английский пароход «Полцелла» (водоизмещение 11900 т), стоявший на рейде Новороссийска, ураганной борой сорван с якорей и брошен на каботажный мол. По пробоинам и трещинам вода проникла в трюмы, судно село на грунт при глубине 8,6 м. 27 декабря ЭПРОНу удалось поднять пароход.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Катастрофы в Черном море"
Книги похожие на "Катастрофы в Черном море" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море"
Отзывы читателей о книге "Катастрофы в Черном море", комментарии и мнения людей о произведении.