Юлий Циркин - Испания от античности к Средневековью

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Испания от античности к Средневековью"
Описание и краткое содержание "Испания от античности к Средневековью" читать бесплатно онлайн.
Книга посвящена очень важному периоду истории — времени перехода от античности к Средневековью. В ней рассматривается история Испании с конца III в. до 711-718 гг. В это время Испания сначала была частью Поздней Римской империи, затем она подверглась вторжениям варварских народов, а позже на ее территории образовались самостоятельные варварские королевства — Свевское и Вестготское. Большая часть этого периода соответствует истории Вестготского королевства. Книга впервые в отечественной литературе представляет историю Испании в таком временном масштабе. Она рассчитана на историков — античников и медиевистов, на студентов и преподавателей, а также на широкий круг людей, интересующихся историей.
29
Это предположение (MiitnerF. Vandalen. Col. 305), но очень вероятное.
30
Это доказывается и лингвистическими данными: Martnet A. Le monde germanique et la dispersion des Geimains en Europe à la lumiere des faits linguistiques// Les invasions barbares et le peuplement d'Europe. Paris, 1953. P. 10.
31
В истории происхождения готов и их переселения на южное побережье Балтийского моря, как она передана Иорданом, смешаны историческая реальность и мифологические предания. Может быть, само упоминание трех кораблей является следом готского этногенетического мифа: Петрухин В. Я., Раевский Д. С. Очерки истории… С. 133-134. В таком случае упоминание трех кораблей не надо понимать буквально, а видеть в этом указание на трехчастное деление готского народа на ранней стадии его истории. Отзвуком этого сказания является сохранившаяся еще в XIII в. на острове Готланд легенда о выселении двух третей его жителей из-за невозможности прокормиться всему населению: Alonso-Nunez J. М. Jordanes у la emigraci6n у fama de losgodos// Memorias de historia antgua. XI/XI I — 1990/91. P. 215; Bodelón S. Jordanes у la problemática de la Getica // Memorias de historia antigua. XXI/XXII — 2001/01. P. 52. Сходную легенду о начале эмиграции на юг будущих лангобардов передает Павел Диакон (I, 3).
32
Тацит (Germ. 2) говорит, что песнопения — единственный вид истории у германцев. Трудно сказать, насколько были распространены такие песнопения в VI в., когда Иордан писал свое произведение, но чрез цепь посредников они явно дошли до него.
33
Деление на эти две группы Иордан приписывает Дицинею. Между тем Дициней — персонаж дако-гетской истории, и это хорошо вписывается в общее для того времени соединение истории готов и гетов (Carbo Garcia J. R. Godos у getas en la historiografia de la Tardoantiguedad у Medievo// SHHA. 2004. Vol. 22. P. 196. Однако приписывание возникновения какого-либо явления тому или иному мифическому или, как в данном случае, чужому персонажу не отменяет существования самого явления. Так что то, что Дициней в реальности не имел отношения к готам, не мешает признанию существования самого деления этого народа на две различные социальные группы.
34
Поэтому утверждение, что Острогота является лишь легендарным эпонимным героем (Heather P. J. Goths and Romans. P. 22-23), принять без дополнительных обоснований нельзя.
35
Существует мнение, что держава Эрманариха в действительности охватывала толь ко Северное Причерноморье: Петрухин В.Я., Раевский Д. С. Очерки истории… С. 135-136. Но и в таком случае она была довольно обширной. В любом случае эта держава выходила за пределы территорий, населенных самими готами.
36
В настоящее время среди ученых все более утверждается мысль, что не только вестготы, но и готы вообще до окончательного поселения на территории империи не были народом, обладающим своей национальной идентичностью, но лишь неоднородной массой самых разных этнических и социальных элементов (например, Guzman Armario F.J. Germanismo о romanismo? //Anuario de estudios medievaJes. 2005. Vol. 35,1. P. 3-23; Heather P. Empires and Barbarians. London, 2009. P. 4. Однако это противоречит данным источников и в таком виде принято быть не может. К тому же эта точка зрения далеко не является общепринятой.
37
Не исключено, что собственно вестготы появляются уже после гуннского нашествия, но и в этом случае между тервингами и вестготами существует несомненная связь: Heather Р J. Goths and Romans. P. 15—17.
38
В связи с этим английский ученый отмечает, что и бургундские правители в IV в. назывались родственным словом hendinos.
39
Существует мнение, что это были готы, жившие в Крыму: Gschwanter О. Op. cit. S. 175-176.
40
Вероятнее всего, арианство стало «готской верой» в 70-х гг. IV в., когда вестготы перешли Дунай в поисках спасения от гуннов: Rousseau Ph. Visigothic Migration and Settle ment, 376-418 // Historia. 1992. Vol. 41, 3. P. 347-348.
41
Существует точка зрения, что термин rex появился у латинских авторов в результате ошибочной фонетической транскрипции германского reiks (Jimenez Garnica A. М. Sobre rex y regnum… P. 59). Но думается, что это наименование скорее отражает новую стадию политического развития германцев.
42
Хотя существует мнение, что Афины тоже были захвачены Аларихом: Dannenbauer Н. Die Enstehung Europas. P. 199.
43
Иордан (Get. 160) именно родственными чувствами Атаульфа объясняет то, что тот не тронул Гонория на своем пути из Рима в Галлию. Иордан считает, что в это время Атаульф уже женился на Галле Плацидии, хотя в данном случае он явно ошибается.
44
Возможно, что аланы, присоединившиеся к германцам и вместе с ними вторгнувшиеся в Испанию, принадлежали не к кавказским аланам, а к какой-то другой группе этого народа: Кузнецов В. Новые исследования по истории западноевропейских алан // Alanica III. Владикавказ, 1995. С. 99. Полагают, что эта группа аланов еще в III в. отделилась от основной массы и перебралась в долину Дуная: Vanke К. Alanen // RLGA. Bd. I, 2. S. 128.
45
Существует мнение, что в данном случае подразумевается не Феодосии, а Константин (Arce J. Barbaras у romanos… P. 59). Однако в это время Геронтий, стоявший за спиной Максима, активно воевал с Константином и его сыном, а сам Максим был провозглашен императором в пику именно Константину и Константу. В этих условиях Максим и Геронтий едва ли признавали Константина августом, с которым они делили бы власть. Несколько ранее Константин добился от Гонория признания себя равноправным с ним императором, правившим заальпийскими землями. Видимо, Геронтий рассматривал свою креатуру как непосредственного преемника Константина.
46
Иордан, как и другие не находившиеся в Испании писатели, говорит только о вандалах.
47
По-видимому, им даже не нужно было особенно стараться, так как тесное соседство двух народов, живущих в сравнительно ограниченной и не очень благоприятной области, толкало их на взаимную вражду. Ср.: Томпсон Э. А. Римляне и варвары. С. 141.
48
Незадолго до этого, в 418 г., Гонорий или стоявший за его спиной Констанций принял меры по упорядочению гражданского управления в Южной Галлии, нарушенного входе недавних узурпации и варварских грабежей, для чего в Арелате был созван съезд властей и крупных собственников Семи провинций. Восстановление гражданского управления в Испании могло быть следующим шагом ра- веннского правительства по возрождению нормального управления диоцезами и провин циями.
49
Проспер Тирон (1278) и в тех же выражениях Павел Диакон (Hist. Rom. XIII, 6) говорят о неопытности и небрежности Кастина, но он уже имел за своими плечами войну с франками, да и сам его ранг говорит о какой-то предшествующей карьере. Вероятно, в таком отзыве Проспера (а Павел, несомненно, лишь воспроизводит его мнение) отражается и впечатление от поражения Кастина, и его последующее поведение противника императора Валентиниана.
50
Несмотря на поражение, Кастин сохранил свою должность и после смерти Гонория сыграл решающую роль в избрании новым императором Иоанна: Demandt A. Magister militum. Sp. 635.
51
Впрочем, надо заметить, что такое наименование Южной Испании возникло не сразу и название «Бетика» существовало еще долго. Только арабы, назвав Испанию по имени одного из народов, ранее ее занимающих, а именно вандалов, распространили это название: Garcia Sanjuan A. El significado geografico del toponomo al-Andalus en las fuentes arabes // Anuario de estudios medievales. 2003. An. 33/1. P. 9-10. Некоторые филологи вообще полагают, что название «Андалусия» вообще не связано с вандалами: PietJ. M. Toponimia germariica// Enciclopedia linguistica hispariica. Madrid, 1960. T. I. P. 535.
52
В примечании к этому месту (ibid.) Apce приводит и другие мнения. Из этого видно, что вопрос о личности Андевота далек от решения.
53
Его имя скорее германское или кельтское, и можно думать, что Андевот возглавлял какой-то отряд вандалов, оставшихся в Бетике после ухода основной массы в Африку. Но надо иметь в виду, что в это время уже много германцев находилось на римской службе и подобные имена были распространены и в римской среде. Уже говорилось, что многие испанские латифундисты носили неримские имена. Так что основываясь только на имени, никаких выводов об Андевоте делать невозможно.
54
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Испания от античности к Средневековью"
Книги похожие на "Испания от античности к Средневековью" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Юлий Циркин - Испания от античности к Средневековью"
Отзывы читателей о книге "Испания от античности к Средневековью", комментарии и мнения людей о произведении.