Юлий Циркин - Испания от античности к Средневековью

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Испания от античности к Средневековью"
Описание и краткое содержание "Испания от античности к Средневековью" читать бесплатно онлайн.
Книга посвящена очень важному периоду истории — времени перехода от античности к Средневековью. В ней рассматривается история Испании с конца III в. до 711-718 гг. В это время Испания сначала была частью Поздней Римской империи, затем она подверглась вторжениям варварских народов, а позже на ее территории образовались самостоятельные варварские королевства — Свевское и Вестготское. Большая часть этого периода соответствует истории Вестготского королевства. Книга впервые в отечественной литературе представляет историю Испании в таком временном масштабе. Она рассчитана на историков — античников и медиевистов, на студентов и преподавателей, а также на широкий круг людей, интересующихся историей.
Querol. — Querolus sive Aulularia
Ruf. Hist. eccl. — Rufus. Historia ecclesiastica
Salv. Gub. Dei — Salvianus Massiliensis. De gubernatione Dei
SHA, Alex. — Scriptores Historiae Augusti, Alexander Severus
SHA, Carac. — Scriptores Historiae Augusti, Antoninus Caracacallus
SHA, Marc. — Scriptores Historiae Augusti. Vita Marci Antonini
SHHA — Studia historica. Historia Antigua
Sid. Ap. Carm. — Sidonius Apollinarius. Carmina
Sid. Ap. Ep. — Sidonius Apollinarius. Epistula 577.
Chron. — Chronica monachi Silonensis
Socr. — Socratis. Historia ecclesiastica
Soz. — Hermias Sozomenus. Historia ecclesiastica
Sulp. Sev. Chron. — Sulpicii Seven Chronicon
Tac. Ann. — Cornelii Taciti Annales
Tac. Germ. — Cornelii Taciti De origine et situ Germanorum
Taio. Ep. ad Quir. — Taio. Epistula ad Quiricum
Them. Or. — Themistii Orationes
Ven. Fort. Carm. — Venatius Fortunatus. Carmina
Vict. Vit. — Victor Vitensis. Historia persecutorum Africanae provinciae
Vit. Patr. Emer. — Vitas sanctorum partum Emeritensium
Vita S. Aemil. — Braulio. Vita Sancti Aemiliani
Vita Fruct. — Valerius Bergidensis. Vita Sancti Fructuosi
Zon. — Ioannes Zonaras. Epitome historiarum
Zos. — Zosimi Historia nova
ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ И МОНОГРАФИИ
ВДИ — Вестник древней истории
AEArq. — Archivo espanol de arqueologia
AJA — American Journal of Archaeology
АРА — Acta Praehistorica et Archaeologica
BSAA — Boletin de la Sociedad de Arqueologia у Arte
HAE — Hispaniae Antiquae Epifraphica
HE — Historia de España. Madrid, 1982
JRS — Journal of Roman Studies
Kleine Pauly — Der Kleine Pauly. Lexikon der Antike
Los Visigodos — Los Visigodos. Murcia, 1986
MM — Madrider Mitteilungen
RE — Real-Enzyklopadie der klassischen Altertumswissenschaft
REA — Revue des Etudes anciennes
RLGA — Reallexikon der germanischen Altertumer
Visigothic Spain — Visigothic Spain. Oxford, 1980.
L’Reunion — L’Reunion de argueologia cristiana-hispaña. Barcelona, 2000.
Примечания
1
Это, однако, не означает, что старая теория катастрофы исчезла полностью. Ее крупнейший представитель А. Пиганьоль считал, что римская цивилизация, начавшая возрождаться после кризиса III в., не умерла своей смертью, а была убита германскими нашествиями: Piganiol A. L'Empire Chretien. Paris, 1947. В последнее время эта теория снова появляется в европейской науке: Селунская Н. А. Осень Средневековья и поздняя античность: как антиковеды и медиевисты историю делили //Диалоги со временем. М., 2004. Вып.№ 13. С. 246.
2
Таков, например, взгляд Л. Мюссе: Варварские нашествия на Европу: германский натиск. СПб., 2006. С. 278.
3
Речь идет не только о культуре, как материальной, так и духовной, как это иногда представляется (Селунская Н. А. Осень Средневековья… С. 237), но и об историческом процессе во всей его целостности. Отметим также, что представление о поздней древности развивается во всей западной (европейской и американской) историографии, а не только англоязычной.
4
В советской историографии считалось непреложным, что крушение Западной Римской империи являлось концом древней истории, а история варварских королевств, включая, естественно, Вестготское, относится исключительно к Средневековью и является сферой исследования медиевистики. Об этом см., например: Крих С. В. «Революция рабов» в советской историографии XX века//Диалог со временем. М., 2006. Вып. 17. С. 236.
5
Может быть, эта монография уже опубликована, но это мне, к сожалению, неизвестно.
6
Надо все же заметить, что некоторая неопределенность существует до сих пор. Так, статьи по различным аспектам варварской Испании публикуются как вантиковедческих, так по традиции и в медиевистических журналах.
7
Существует точка зрения, что противниками Максимиана в Испании, как и в Галлии, были багауды: Blazguez J. M. Nuevosestudios sobre la romanizacion. Madrid, 1989. P. 457-458. Однако никаких реальных свидетельств действий багаудов в Испании нет приблизительно до середины V в.
8
Проблема создания диоцезов и префектур довольно спорная. Наряду с изложенной существует точка зрения, что диоцезы были созданы одновременно с новыми провинция ми в 293 г. (Barnes Т. D. The New Empire… P. 225). Что касается префектов претория, то, вероятно, с самого начала один префект претория находился при особе каждого императора, но в качестве управляющих определенными территориями в составе нескольких диоцезов они появляются только во времена Константина.
9
Причиной присоединения Тингитанской Мавретании к диоцезу Испании было, вероятно, стремление правительства лучше защитить пролив у Геркулесовых Столпов: Le Glay M. Grandeza у caida… 2002. P. 418.
10
Правда, Констанций направил к Магненцию бывшего консула Филиппа с предложением мира и предоставления тому возможности управлять землями за Альпами, т. е. префектурой Галлией (Zos. II, 46, 2-3). Но это посольство явно имело целью лишь выигрыш времени для лучшей подготовки к войне и, может быть, разведку сил противника (The Prosopography… P. 696).
11
Эти консулы не были признаны на Востоке, где год обозначался по именам предыдущих консулов, но это не меняет сути объявления консулами на Западе Магненция и Гаизона.
12
Тициан был назначен префектом Рима 27 февраля 350 г. (Pigagnol A. L'empire Chretien. Paris, 1947. P. 85), т. е. менее чем через полтора месяца после провозглашения самого Магненция императором.
13
Речь идет не столько о самом Валентиниане, которому в то время было всего 12 лет, сколько о западном правительстве, фактически возглавляемом его матерью Юстиной.
14
Так, против казни Присциллиана и некоторых его сторонников выступил Мартин Турский (Greg. Tur. X, 31).
15
He исключено, что новая провинция и была территорией родины Максима.
16
Возможно, он это сделал в подражание Феодосию, который в это время назначил августом своего второго сына Гонория (Ensslin W. Maximus. Sp. 2550).
17
Зосим по ошибке называет вместо Геронтия некоего Теренция: Demandt A. Magister militum // RE. 1970. SptBd. XII. Sp. 648.
18
Зосим (VI, 4, 1) даже говорит о δυναστεία родственников Гонория в Испании.
19
В отличие от самой Испании в Тингитанской Мавретании существовал настоящий лимес, что было связано с постоянной угрозой этой провинции со стороны берберских племен: Arce J. La «Notitia Dignitatum»… P. 607-608.
20
Имения многих латифундистов были расположены в разных провинциях. Например, Святая Мелания владела имениями в Испании, Италии, Сицилии, Африке, Нумидии и даже Британии: Petit P. Le Bas-Empire. P. 168.
21
Позже родственники Феодосия и Гонория, как мы видели, сумели организовать собственные армии, что говорит о значительности их имений.
22
Даже в Бетике большинство первых владельцев латифундий имело доримские имена: Pabon J. М. Sobre los nombres… P. 159—160.
23
Семья будущего императора Феодосия уже около 320 г. была христианской: Stroheker К. F. Germanentum… S. 59.
24
Исключением являются, пожалуй, северные горные районы, где язычество оставалось живым еще много веков спустя.
25
Впрочем, уже в своем послании собравшимся в Бурдигале епископам Максим довольно ясно дал понять, что для него лично ересь Присциллиана несомненна.
26
Существуют сомнения, был ли сам Ариовист свевом: Christ К. Caesar und Ariovist // Chiron. 1974. Bd. 4. S. 157.
27
Сторонники тождества квадов и свевов полагают, что при перечислении автором биографии Марка Аврелия германских народов между квадами и свевами не надо ставить запятую, так что два названия относятся к одному народу (Schonfeldt. Suebi. Col. 572). Однако при этом не объясняется, почему квады в данном случае так выделяются. Гораздо логичнее принять, что речь идет об обычном перечислении племен, и квады и свевы занимают в этом перечне свое особое место.
28
Археологи с трудом нащупывают следы алан в Западной Европе и поэтому иногда вообще считают сведения древних историков об участии алан во вторжениях на Запад мифом. Однако постепенно аланы на Западе начинают проступать и археологически: Кузнецов В. А. Аланы на Западе. Археологическая реальность или миф? // Российская археология. 1996. № 4. С. 71-78. Это еще раз доказывает, что нынешнее состояние археологических знаний не может служить доказательством неверности письменных источников.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Испания от античности к Средневековью"
Книги похожие на "Испания от античности к Средневековью" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Юлий Циркин - Испания от античности к Средневековью"
Отзывы читателей о книге "Испания от античности к Средневековью", комментарии и мнения людей о произведении.