Иоанн Кронштадтский - Дневник. Том IV. 1862. Душеполезные наставления. Познай самого себя

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Дневник. Том IV. 1862. Душеполезные наставления. Познай самого себя"
Описание и краткое содержание "Дневник. Том IV. 1862. Душеполезные наставления. Познай самого себя" читать бесплатно онлайн.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Дневник, том IV. Душеполезные наставления. Познай самого себя.
† Пред начинающимся искушением не советуйся с своею плотию и кровию (Ср.: Гал. 1, 16), как поступить, но тотчас обрати мысль свою к Евангелию и ищи там руководства, как тебе поступить в искушении, и вообще на все свои душевные расположения, желания, чувствования, на все слова и дела ищи руководства и основания в Священном Писании или в тайнике своей совести — и чего не одобряет Слово Божие или совесть, того и не имей и не делай. Слово Божие свет душевным стезям нашим (Ср.: Пс. 118, 105). Крепко усиливайся исполнять не свою волю, а Божию.
† Иной раздражается из–за несоблюдения чистоты какой–либо вещи или из–за разбития, или из–за пролития какой–либо жидкости, или из–за несшития какой–либо одежды. Но что дороже? Не дороже ли соблюдение чистоты души своей, сохранение в целости души своей, мира душевного? Ныне вы, фарисеи, внешнее сткляницы и блюда очищаете, внутреннее же ваше полно есть лицемерия и всякия неправды. Фарисее слепый! Очисти прежде внутреннее сткляницы, да и внешнее их будет чисто (Ср.: Мф. 23, 25–26).
† При искушениях наших диавол ищет своего плода в нас, а Бог — Своего. Диавол вписывает наши внутренние расположения в свою книгу, а Ангел — в свою. Но увы! Диавол всегда больше находит в нас своего плода, нежели Господь; диавол больше вписывает соответственных себе расположений, мыслей, слов и дел, чем Ангел Божий — соответственных Богу. — Увы нам! Увы нам! Братия!
† Диавол хитер и силен: придет врасплох, пустит головешку горящую в сердце: тлей себе, попели душу, — да и убежит сам. На то и сказано: трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити (1 Пет. 5, 8).
† Для чего все подвижники сильно постились? Для того чтобы беспрепятственнее сражаться с диаволом, который удобно побеждает ядущих и пиющих чрез пристрастие плоти к пище и питию.
† Святые, поелику они один дух с Господом (1 Кор. 6, 17), — как Дух Святой вездесущи, потому, призываемые с живою верою в сущего везде и исполняющего вся Духа Святого [415] и с уверенностию, что они в Нем и Он в них (Ср.: Ин. 17, 21, 23), как один Дух, — является и с быстротою молнии на помощь, особенно же Преблагая, Пресвятая, Пречудная Госпожа нас всех, Владычица Богородица. Если же они так просты и вездесущи в Боге, как Бог Прост и Вездесущ, то они и святы, как Свят освятивший и содержащий их в святости Дух Божий.
† Итак, о Владычица, Ты Свята, как Свят освятивший Тебя Духом Своим чрез Сына Своего Бог Отец.
Святые Божии человеки! Вы все святы (как Свят Дух Божий), насколько души ваши могли вместить безмерной святыни Духа. — Вы в Духе Святом вездесущи и, с верою и любовию призываемые, как Бог в Троице, пребыстро являетесь к нам на помощь.
Говори помыслу скупости, когда частые гости будут вкушать с твоего стола: не мое это — Божье; наг изыдох из чрева мапгере моея, наг и отыду тамо (Иов. 1, 21). Господня земля, и исполнение ея (Пс. 23, 1).
† Инии трудишася, и вы в труд их внидосте (Ин. 4, 38). Мы неохотно допускаем, чтоб другие одолжались нам, положим, деньгами, хлебом–солью, чаем–сахаром, особенно — если часто прибегают к нам за одолжением, между тем сами весьма часто одолжаемся другим во многих случаях жизни и пользуемся даром многими удовольствиями, приготовленными нам от других. Например, я гуляю в прекрасном, многодревесном, убранном многими цветами и перерезанном широкими, чистыми, сухими дорожками саду. Я получаю в этом саду большую пользу для тела и великое эстетическое удовольствие. — Разве я не одолжил этим, прежде всего, моему Господу, Который возрастил этот сад, а потом — добрым, трудолюбивым людям, которые озаботились развести этот сад, не пощадив издержек и трудов для пользы и удовольствия общества, — и особенно этим людям, в низкой доле рожденным, которые, подобно пчелам, трудятся не для себя, а для пользы и удовольствия других? Так, я чувствую себя много одолженным для них и готов излить чувство моей благодарности добрым людям. Но этого мало. Для того чтобы развести прекрасный сад, требовались большие издержки на покупку деревьев, на работы в саду. Я должен благодарить, но справедливости, и вещественно. Но вещественной благодарности от меня не требуют и не принимают. Так что же? Ужели остаться совсем неблагодарным вещественно нет, не оставайся, а потерпи великодушно и сам долги на должниках своих, которые как гости или как родственники, или как бедные приходят к тебе одолжаться твоим хлебом–солью, твоим чаем–сахаром, — и не только потерпи, совсем прости им долги их, не считай их себе должными, считай их посещение, их ядение и питие у тебя за обыкновенное, житейское дело, как ты за обыкновенное, не требующее вознаграждения дело считаешь — посещать сады, чужие или общественные, или дышать воздухом, пользоваться светом; ибо все — Божие, не наше.
† Но упомянутое наше одолжение есть ничтожное одолжение в сравнении с тем, которым мы одолжаемся Господу в Его Церкви, в Его святом Слове, в Таинствах, в Богослужении, в творениях святых отцов. Церковь — это сад Эдемский, это земной рай, и в этом раю нам позволено гулять ежедневно несколько раз, вдыхать духовное его благоухание и рвать плоды его — прощение грехов, освящение, укрепление, духовную пищу и питие, исцеление недугов души и тела; в этом раю нам позволено рвать и вкушать даже плоды Древа Животного, то есть Тело и Кровь Христа Жизнодавца. — Кроме всего этого, вспомним еще наше одолжение обществу гражданскому, в котором мы живем, как мы одолжены ему, благотворным его законам, учреждениям, в особенности — воспитательным учреждениям: и все это больше даром; и после всего этого не должны ли мы охотно одолжать всех ищущих нашего одолжения, по мере нашей возможности, и за обыкновенное дело иметь — прощение долгов должником нашим (Мф. 6, 12) в ту силу, что мы сами безмерно много обязаны частным и общественным учреждениям и в особенности Господу Богу — в благодатных Его средствах просвещения, очищения, освящения, утешения, укрепления, исцеления и спасения?
† Если диавол будет возмущать и теснить и жечь сердце твое хулою на Божию Матерь и святых, помяни, что они на небесах, куда ничто не может внити скверно или нечисто (Ср.: Откр. 21, 27) и куда диавольская, мечтательная мерзость, например хула его, не простирается. Ибо он не вездесущ, а только есть князь власти воздушной (Еф. 2, 2), только на земле сей и в веке сем он действует и оскверняет неосторожных своею мерзостию — всяким видом греха; а все свято почившие совершенно свободны от него и чужды уже всякого греха, и согрешить уже не могут (Ср.: 1 Ин. 3, 9).
† Слава тебе, Госпоже, яко вразумила мя еси, темного, и от лукавых и хульных помысл [416] избавила мя еси.
† Умерщвляю тело мое и порабощаю (1 Кор. 9, 27), говорит Апостол, а мы делами своими говорим: ласкаю тело мое всячески и делаю его господином над душою своею. — Что же мы? Язычники не христиане.
† Чтобы легко, животворно и с благоговением стоять в храме, не надо стоять с праздным умом и сердцем, но настроить мысли и сердце свое хоть к такой молитве: Господи! Я живу Тобою, дышу Тобою, мыслю, чувствую, верую, надеюсь, люблю Тобою. Слышу Тобою, вижу Тобою, двигаюсь Тобою, просвещаюсь Тобою; мирен, весел Тобою; богат или живу в довольстве, сыт и одет Тобою. — Все у меня Твое. Потому за все благодарю Тебя, славлю Тебя, величаю Тебя и молю Тебя: по грехам моим не лиши меня милостей Твоих, но обрати мя на путь покаяния [417] и даруй мне совершенно благоугодить Тебе, Создателю моему, Отцу моему, Благодетелю моему.
† Не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем изо уст Божиих (Мф. 4, 4; Втор. 8, 3). И опыт говорит нам, что не о хлебе едином жив будет человек: ибо жизнь от хлеба — жизнь низшая, чувственная, мало пользующая душу, но о всяком глаголе, исходящем изо уст Божиих. И как еще жив–тο бывает человек от глагола Божия! Преисполнен жизнию, так что в преизбытке этой жизни говорит: что ми есть на небеси? и от Тебе что восхотех на земли? Изчезе сердце мое и плоть моя! Боже сердца моего, и часть моя, Боже, во век (Пс. 72, 25 26). И тако не пецыся, что тебе есть и пить; всех бо сих языцы ищут (Ср.: Мф. 6, 31, 32), люди не ведущие Бога и не имеющие упования (Ср.: Еф. 2, 12). Жизнь тебе нужна? Вот, Я — твоя жизнь.
† Высшую небес Владычицу мира [418], то есть высшую Херувимов и Серафимов, ибо иод небом разумеются Силы небесные.
† Церковь, как водоем, исполняется Духом Святым, или как сионская горница, исполненная дыханием бурным, символом Духа Святого, и ниспустившимися огненными языками (Деян. 2, 2–3). Этим она отличается от обыкновенных жилищ человеческих. В церкви, так сказать, плаваешь в благодати Божией; одет весь благодатию Божиею; носишься, как дитя на руках <матери>, благодатию Божиею. В мире же суета, полнота князя власти воздушныя (Ср.: Еф. 2, 2). Поэтому несправедливы те, которые говорят, что все равно <где> молитва Богу: дома или в церкви.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Дневник. Том IV. 1862. Душеполезные наставления. Познай самого себя"
Книги похожие на "Дневник. Том IV. 1862. Душеполезные наставления. Познай самого себя" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Иоанн Кронштадтский - Дневник. Том IV. 1862. Душеполезные наставления. Познай самого себя"
Отзывы читателей о книге "Дневник. Том IV. 1862. Душеполезные наставления. Познай самого себя", комментарии и мнения людей о произведении.