Людмила Правоверова - Павел Филонов: реальность и мифы

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Павел Филонов: реальность и мифы"
Описание и краткое содержание "Павел Филонов: реальность и мифы" читать бесплатно онлайн.
Повествуя о встречах с Филоновым, его друзья и недруги вольно или невольно творят мифы о человеке, художнике, учителе. А каков же был реальный Павел Николаевич Филонов?
В предлагаемый сборник включены как известные тексты, так и никогда не публиковавшиеся воспоминания людей, в разные годы встречавшихся с Филоновым. Они помогут воссоздать атмосферу споров, восхищения и непонимания, которые при жизни неизменно сопровождали его. Автобиография и письма художника позволят ознакомиться с его жизненной и творческой позициями, а отзывы в периодических изданиях включат творчество Филонова в общекультурный контекст.
Книга предназначена как для специалистов, так и для широкого круга читателей, интересующихся историей русского авангарда.
379
На 3-й выставке «Союза молодежи» (4 декабря 1911–10 января 1912) экспонировались картины Д. Д. Бурлюка со следующими названиями: «Моменты разложения плоскостей и элементы ветра и вечера, интродуцированные в приморский пейзаж (Одесса), изображенный с 4-х точек зрения»; «Барышня» — свободн[ый] рисунок (цветовая инструментовка — красочный гиперболизм); «Портрет студента» (тюркский стиль, красочный гиперболизм); «Лейт-линия, концепированная по ассирийскому методу и принцип протекающей раскраски». И уж совсем экзотическое название дал своему полотну В. Д. Бурлюк — «Чукурюк». О том, как рождались все эти глубокомысленные словосочетания, см.: Лифшиц Б. К. «Полутораглазый стрелец». М., 1991. С. 57–58.
380
И. Е. Репин официально вышел в отставку с должности руководителя мастерской в ВХУ при ИАХ в ноябре 1907 года, его сменил Д. Н. Кардовский.
381
Отношение П. Н. Филонова к искусству предшественников не совпадало с мнением других мастеров авангарда. Так, он высоко ценил творчество передвижников К. А. Савицкого, В. И. Сурикова. См.: Филонов П. Н. Декларация Мирового расцвета // Жизнь искусства. 1923, № 20, 22 мая. С. 16–18.
382
Скалон Александр Васильевич (1874–1942), живописец, портретист, жанрист. Учился в ВХУ при ИАХ (1894–1902).
383
Покаржевский Петр Дмитриевич (1889–1968), живописец, педагог, путешественник, коллекционер. Учился в Киевском художественном училище (1905–1910), в батальной мастерской ВХУ при ИАХ у Н. С. Самокиша (1910–1916). Принимал участие в деятельности военно-художественного отряда на фронтах 1-й мировой войны. Работал в Художественном музее в Туле. Профессор МХИ им. В. И. Сурикова.
384
В РГАЛИ хранятся рукопись и авторизованный машинописный экземпляр мемуаров П. Д. Покаржевского (Ф. 3003. Оп. 1. Ед. хр. 24). На рукописи стоит авторская дата — 20 марта 1968. Для настоящего издания выбран фрагмент, где воспроизводится атмосфера в ВХУ в годы учебы там П. Н. Филонова (Указ. соч. С. 15–20, 27–28).
385
То есть с программой МХИ им. В. И. Сурикова.
386
Киплик Дмитрий Иосифович (1865–1942), живописец, автор жанровых картин и портретов. Участник выставок МОЛХ, Академии художеств, Санкт-Петербургского общества художников. Профессор ВХУ при ИАХ (1910–1915, руководитель мастерской техники декоративной живописи), Вхутемаса — ИЖСА (1923–1942). Автор трудов по технологии живописи.
387
П. Д. Покаржевский занимался в батальной мастерской ВХУ при ИАХ, которой руководил Н. С. Самокиш.
388
См.: наст. изд., Критика, Исаков С. К. Филонов.
389
Бубнова Варвара Дмитриевна (1886–1983), график, акварелист, литограф, ксилограф. Посещала Рисовальную школу ИОПХ (1903–1907). Училась в ВХУ при ИАХ (1907–1914). Жена художника В. Матвейса (Владимира Ивановича Маркова) (1911–1914). Член «Союза молодежи» (с 1912), участвовала в выставках с 1910. Училась в Археологическом институте (1913–1915), изучала древнерусское искусство и письменность. В 1922–1958 годах жила в Японии. Автор многочисленных станковых произведений. Иллюстрировала книги русских писателей для японских издательств.
390
Фрагменты главы «Моя Академия» из книги: Бубнова В. Д. Уроки постижения: Воспоминания, статьи, письма. М., 1994. С. 44–68.
391
Речь идет о Школе Я. С. Гольдблата. Подробнее см.: наст. изд., Бучкин П. Д. О том, что в памяти.
392
Савинский Василий Евменьевич (1859–1937), живописец, рисовальщик, педагог. Ученик П. П. Чистякова. Преподавал в Академии художеств до конца жизни. Был прекрасным мастером академического рисунка.
393
Творожников Алексей Иванович (1850–1913), гравер. Окончил Академию художеств в 1894 году по ксилографии. В Рисовальной школе ИОПХ вел класс гравирования (с 1897) и общий класс (до 1913).
394
А. В. Уханова, присутствовавшая при этом визите, пишет: «Жутко было подниматься по черной лестнице до чердака. Вошли на чердак, кругом пыль вековая, по пыли проложены доски, указавшие путь к низкой двери, мы постучали. Дверь открыла немолодая женщина, очень худая, сгорбившаяся и очень плохо и неряшливо одетая. Она показала на другую дверь, из которой вышел Филонов, тоже плохо одетый. Он ввел нас к себе. Комната как гроб, скат крыши и слуховое оконце, дающее скудный свет. На стенах гвоздиками прибиты картинки, но какие страшные. Сине-зеленые, черные переплетшиеся фигуры, эксцентричные и даже неприличные в своем движении. Их было так много… и всюду кошки. Кошки на кровати, если можно назвать кроватью кучу какого-то грязного тряпья, кошки на столе, на плите, ходят по крыше». См.: Филонов. Художник. Исследователь. Учитель. В 2 т. М., 2006. Т. 2. С. 31.
395
Крученых Алексей Елисеевич (1886–1968), писатель, литературовед, филолог. Один из активных деятелей русского авангарда. Член объединения «Гилея» (1910-е). Инициатор издания литографических книг футуристов.
396
Глава книги: Крученых А. Е. Наш выход. К истории русского футуризма. М., 1996. С. 63–66.
397
Речь идет о футуристических спектаклях, состоявшихся в Санкт-Петербурге в Театре на Офицерской (театр Неметти, театр Луна-Парка). Подробнее см.: наст. изд.: Глебова Е. Н. Воспоминания о брате. Прим. № 73, Жевержеев Л. И. Воспоминания; Томашевский К. Владимир Маяковский.
398
А. Е. Крученых в мемуарах (датированы 1945) вспоминает:
«В 1913 г. Маяковский, заметив в одной из комнат, занимаемых Е. Гуро и ее сестрой, картину Филонова, висевшую на стене и занавешенную марлей, спросил:
„Зачем это?“
Хозяйки дома молчали. Тогда я сказал:
— Вам не ясно зачем? Чтоб была тайна!
Маяковский:
— Да, если не в картине, то хоть сбоку!»
См.: Крученых А. Е. Из воспоминаний о Маяковском (рукопись) // РГАЛИ. Ф. 1334. Оп. 1. Ед. хр. 41. Л. 46.
399
См.: наст. изд., Филонов П. Н. Автобиография.
400
В 1920-е годы П. Н. Филонов воспроизвел для своих учеников принцип оформления спектакля, набросав общее решение, композицию, но и эти рисунки то ли пропали, то ли существуют в запасниках как работы «без названия», каких много в наследии художника. В отличие от утраченных филоновских работ, эскизы его соавтора по оформлению спектакля, И. С. Школьника, были восстановлены Л. Т. Чупятовым. Они изображают город с причудливой путаницей улиц, трамваев, вывесок, телеграфных столбов. Очевидно, именно их описал А. Бродский в рецензии на спектакль: «Все это забирается друг на друга и напоминает один из моментов Вавилонского столпотворения». См.: Бродский А. Театральная жизнь Петербурга // Маски. 1913–1914. № 3. По свидетельству П. М. Ярцева задник был всего один и ставился в прологе и эпилоге спектакля. См.: наст. изд., Критика. Ярцев П. М. Театр футуристов.
401
По заказу Крученых Филонов выполнил одиннадцать рисунков к двум стихотворениям В. Хлебникова («Ночь в Галиции», «Перуну») для сборника стихов поэта, вышедшего в издательстве М. В. Матюшина «Журавль». См.: Хлебников В. В. Изборник стихов. 1907–1914. Пг., 1914. Он переписал тексты от руки, ввел орнаментальные украшения отдельных букв. Получив «Изборник стихов», Хлебников написал Крученых: «Кланяйтесь Филонову. Спасибо за хорошие рисунки». См.: Хлебников В. В. Собр. соч. Л., 1933. Т. 5. С. 349. В статье «Открытие художественной галереи», опубликованной в Астрахани в издании «Красный воин» под псевдонимом «Вех» (1918, № 85, 20 декабря), Хлебников пишет о «прекрасном страдальческом Филонове, малоизвестном певце городского страдания». См.: Хлебников В. В. Творения. М., 1986. С. 618.
402
П. Н. Филонов. «Охотник». 1913. Бумага, акварель, чернила, кисть, перо. Частное собрание.
403
Каверин В. А. «Художник неизвестен» и другие произведения. Иерусалим. 1982. С. 205.
404
Филонов П. Н. Про́певень о про́росли миро́вой. Пг., 1915. С. 23.
405
В искусстве 1920-х годов лидирующие позиции в формировании новой эстетики заняли конструктивисты: В. Е. Татлин, Л. С. Попова, Эль Лисицкий, братья Г.А. и В. А. Стенберги, архитекторы братья А.А., В.А., Л. А. Веснины, А. М. Родченко, В. Ф. Степанова. Станковые виды изобразительного искусства отрицались ими как не отвечающие требованию времени. Филонов был последовательным противником идей конструктивизма в их крайней форме, и в этом он не был одинок. Против крайностей конструктивизма выступали многие объединения, в том числе знаменитый ОСТ, в который вошли молодые художники, принадлежащие к послереволюционному поколению.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Павел Филонов: реальность и мифы"
Книги похожие на "Павел Филонов: реальность и мифы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Людмила Правоверова - Павел Филонов: реальность и мифы"
Отзывы читателей о книге "Павел Филонов: реальность и мифы", комментарии и мнения людей о произведении.