» » » » Людмила Правоверова - Павел Филонов: реальность и мифы


Авторские права

Людмила Правоверова - Павел Филонов: реальность и мифы

Здесь можно скачать бесплатно "Людмила Правоверова - Павел Филонов: реальность и мифы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Искусство и Дизайн, издательство Аграф, год 2008. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Людмила Правоверова - Павел Филонов: реальность и мифы
Рейтинг:
Название:
Павел Филонов: реальность и мифы
Издательство:
Аграф
Год:
2008
ISBN:
978-5-7784-0353-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Павел Филонов: реальность и мифы"

Описание и краткое содержание "Павел Филонов: реальность и мифы" читать бесплатно онлайн.



Повествуя о встречах с Филоновым, его друзья и недруги вольно или невольно творят мифы о человеке, художнике, учителе. А каков же был реальный Павел Николаевич Филонов?

В предлагаемый сборник включены как известные тексты, так и никогда не публиковавшиеся воспоминания людей, в разные годы встречавшихся с Филоновым. Они помогут воссоздать атмосферу споров, восхищения и непонимания, которые при жизни неизменно сопровождали его. Автобиография и письма художника позволят ознакомиться с его жизненной и творческой позициями, а отзывы в периодических изданиях включат творчество Филонова в общекультурный контекст.

Книга предназначена как для специалистов, так и для широкого круга читателей, интересующихся историей русского авангарда.






330

Постановление ЦК ВКП (б) от 13 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций».

331

Пакулин Вячеслав Владимирович (1900–1951), живописец, график, художник театра. Член объединений и участник выставок: «Объединение новых течений» (с 1922) и «Круг художников» (1926–1932, член-учредитель и председатель общества). С 1932 — член правления ЛОСХа.

332

О событиях, которые привели к снятию Э. Э. Эссена, см.: наст. изд., Покровский О. В. Тревогой и пламенем.

333

Филонов П. Н. Дневники. С. 264–271.

334

Филонов П. Н. Указ. соч. С. 272–273.

335

П. Н. Филонов изложил план, очень близкий тому, что ранее он сформулировал в докладе «…Я буду говорить». См.: Филонов. Художник. Исследователь. Учитель. В 2 т. М., 2006. С. 125–139.

336

Серов Владимир Александрович (1910–1968), живописец. Подробнее см.: наст. изд., Глебова Т. Н. Воспоминания о Павле Николаевиче Филонове.

337

См.: прим. № 333.

338

Рощин А. И., искусствовед, автор очерка о П. Н. Филонове. См.: Рощин А. И. «Формула весны» // Подвиг века. Л., 1969. С. 109–112.

339

Е. Н. Глебова не совсем точно воспроизводит рассказ О. К. Матюшиной. На самом деле речь шла о том, что Филонов выработал в себе способность так погружаться в работу, что уже не замечал посторонних звуков, даже и громких. См.: наст. изд., Матюшина О. К. Призвание.

340

В 1891 году известный журналист, историк и знаток Петербурга В. О. Михневич приобрел участок между набережной реки Карповки и улицей Литераторов (ныне ул. Профессора Попова). В 1899 по завещанию Михневича большая часть участка перешла Литературному фонду для устройства общежития для больных и нуждающихся писателей. Позднее часть территории, остававшаяся в собственности вдовы Михневича, была выкуплена литератором П. И. Вейнбергом, а в 1904–1905 годах по его же проекту было возведено общежитие Литературного фонда (Дом литераторов), где за небольшую плату нуждающиеся могли получить комнату. В 1919 году комендантом Дома стал художник П. А. Мансуров, с которым Филонов познакомился в предвоенные годы. По его протекции Филонов поселился в комнате на втором этаже, где и прожил до конца дней.

341

См.: наст. изд., Покровский О. В. Тревогой и пламенем.

342

П. Н. Филонов. «Лики». 1940. Бумага, дублированная на ватман и холст, масло. 64 × 56. ГРМ. На обороте авторская надпись: начал 17 мая 1940 г., перенесена на дублировочный холст.

343

П. Н. Филонов. «Лики». 1940. Бумага, масло. 57,5 × 52. ГРМ. На обороте авторская надпись: Начато 12 апр. 1940 г.

344

Серебрякова Мария Николаевна, жена Анатолия Эсперовича.

345

Тощаков Николай Аркадьевич (1902—?), писатель. Первые шаги на литературном поприще относятся к 1923–1924 годам. В 1934 году, увидев «Калевалу», попросил Филонова поручить кому-либо из мастеров аналитического искусства сделать обложку для его книги «Полярная магистраль», так как ему не понравился вариант, предложенный издательством. Заказ был передан М. П. Цыбасову. См.: Филонов П. Н. Дневники. С. 230–231.

346

Правильно, Коваленко Николай Миронович (1904–1986), живописец, график. В 1925 поступил в Киевский единый художественный рабфак. С 1930 (с перерывами) учился в ИНПИИ, в мастерской Д. Н. Кардовского. Выбыл из института по своему желанию. В «Дневниках» Филонова указывается дата, когда он дал Коваленко «постановку на сделанность» — 10 февраля 1935 года.

347

В оригинале текст находился на листе № 54. См.: Глебова Е. Н. Воспоминания о брате // ОР ГТГ. Ф. 151. Ед. хр. 6.

348

Очевидно, речь идет об Архиве художественных произведений при Загорском историко-художественном музее-заповеднике (1951–1958), позднее — Архив художественных произведений при МК СССР (1958–1986).

349

Миколентная бумага, которая используется в хранении графики и в реставрации.

350

Anonymous. The Art of Russia… That Nobody Sees// Life (Chicago), 1960, 28 March, p. 102–104.

351

Правильно: Хржановский Юрий Борисович.

352

Постоянная картинная галерея открылась в Новосибирске 27 декабря 1958 года в здании Западно-Сибирского филиала Академии строительства и архитектуры.

353

Петров Всеволод Николаевич (1912–1978), историк искусства, критик, автор книг и статей о русском и советском искусстве. Заместитель председателя секции искусствоведения и критики ЛОСХа(1951–1969).

354

Алиханов Абрам Исаакович (1904–1970), физик, академик АН СССР. Под его руководством создан первый в СССР тяжеловодный ускоритель. Алиханьян Артем Исаакович (1908–1978), физик, автор трудов по физике атомного ядра и космических лучей. Член-корреспондент АН СССР. Лауреат государственных премий (1941, 1948, 1970). Брат А. И. Алиханова.

355

П. Н. Филонов. «Живая голова». 1926. Бумага, холст, масло. 105,5 × 72.5. ГРМ. Есть еще одна работа с таким названием: «Живая голова». 1923. Холст, масло. 85 × 78. Предположительно, именно она под названием «Голова в бытии процесс становления» упоминается в каталоге «Выставки картин художников Петрограда всех направлений за пятилетний период деятельности. 1918–1923».

356

П. Н. Филонов. «Человек в мире». 1925. Бумага, холст, масло. 107 × 71,5. ГРМ. В «Дневнике» Филонова есть запись от 13 июля 1934 года: «Взял из Русского [музея] 15 своих работ, бывших в Москве на выставке „15 лет советского искусства“ („Художники РСФСР за XV лет“. — Л.П.). Одну из этих работ, „Человек в мире“, мне вернули в следующем виде: картина (она написана маслом на целом листе александрийской бумаги) разорвана надвое, а одна из половин также надвое. <…> Сторож Русского музея — силач Новомлинский, получавший вещи в Москве, сдавая их мне, сказал, что кто-то из администрации выставки — женщина, — фамилии ее он не назвал, говорила ему при сдаче вещей в Москве: „Вещь разорвана нечаянно. Мы можем ее реставрировать. За порчу Филонов, если захочет, может получить денежное вознаграждение“». См.: Филонов П. Н. Указ. соч. С. 246.

357

П. Н. Филонов. «Пейзаж. Дома». 1925. Холст, масло. 44 × 35. ГРМ. И. А. Пронина высказала предположение, что пейзаж был выполнен Филоновым для того, чтобы продемонстрировать ученикам принцип работы «точь-в-точь». См.: Пронина И. А. О реализме Филонова: Биографические мотивы в творчестве художника // Experiment/Эксперимент. Т. 11 (2005). С. 49–50.

358

П. Н. Филонов. «Рабочие». 1915–1916. Бумага, акварель, чернила, тушь, перо. 51,8 × 49,6.

359

П. Н. Филонов. «Рабочие». Бумага, тушь, акварель. 46 × 50,5. Картинная галерея Армении.

360

Долгое время в большинстве публикаций и в документах называлась дата рождения Филонова — 27 декабря 1882 г. (8 января 1883 г. по н. ст.), в том числе и в хронике его жизни, помещенной в каталоге выставки в ГРМ (1930), и в сборнике Experiment. С. I. Мемуаристы (Е. А. Кибрик, Е. Н. Глебова) указывают иную дату: 21 января. Эта же дата названа и в дневниках Е. А. Серебряковой. «22.1. 1927. …Вчера в 6 час пришел П.Н., оживленный, красивый. Поздравила его с днем рождения». См.: Experiment/Эксперимент. Т. 11 (2005). С. 144. В каталоге выставки 2006 года указана дата: 8 (21) января 1921 года. См.: Павел Филонов: Очевидец незримого. СПб., 2006. С. 315.

361

Это уточнение позволяет предположить, что искусствоведом, имя которого Е. Н. Глебова тактично не называет, был Н. И. Харджиев. С Филоновым Харджиев познакомился в 1932 году. В «Дневниках» есть записи: «15 [июня 1932 года]. Днем 14 получил открытку от В. Н. Аникиевой — она просит сообщить по телефону, можно ли ей привести ко мне приезжего из Москвы т. Харджиева, желающего повидаться со мною. Пятнадцатого они пришли ко мне оба к 8 ч. <…> Мне пришлось удовлетворить любознательность т. Харджиева — литературоведа, как он себя называет, относительно русского футуризма до и после революции и дать оценку главнейших его представителей: Крученых, Хлебникова, Маяковского, Малевича, Татлина, Матюшина, Каменского, с кем мне приходилось видеть[ся] и отчасти работать». См.: Филонов П. Н. Указ. соч. С. 150. 11 или 12 декабря 1933 года Харджиев приходил расспросить Филонова о том, как он «по просьбе Маяковского делал постановку его трагедии „Владимир Маяковский“ в театре Неметти в 1913–1914 гг.» (Там же. С. 228.) Последняя запись о визите Харджиева датируется 20 декабря 1938 года. О посещениях мастерской Филонова сообщал и сам Харджиев, дав художнику весьма негативную характеристику. В интервью И. Голубкиной-Врубель он так отвечал на вопросы:


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Павел Филонов: реальность и мифы"

Книги похожие на "Павел Филонов: реальность и мифы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Людмила Правоверова

Людмила Правоверова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Людмила Правоверова - Павел Филонов: реальность и мифы"

Отзывы читателей о книге "Павел Филонов: реальность и мифы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.