Людмила Правоверова - Павел Филонов: реальность и мифы

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Павел Филонов: реальность и мифы"
Описание и краткое содержание "Павел Филонов: реальность и мифы" читать бесплатно онлайн.
Повествуя о встречах с Филоновым, его друзья и недруги вольно или невольно творят мифы о человеке, художнике, учителе. А каков же был реальный Павел Николаевич Филонов?
В предлагаемый сборник включены как известные тексты, так и никогда не публиковавшиеся воспоминания людей, в разные годы встречавшихся с Филоновым. Они помогут воссоздать атмосферу споров, восхищения и непонимания, которые при жизни неизменно сопровождали его. Автобиография и письма художника позволят ознакомиться с его жизненной и творческой позициями, а отзывы в периодических изданиях включат творчество Филонова в общекультурный контекст.
Книга предназначена как для специалистов, так и для широкого круга читателей, интересующихся историей русского авангарда.
«Каково место Филонова в русском искусстве?
Он не живописец, поэтому и провалился в Париже. Лисицкий тоже не живописец, но его космические построения заставили парижан отнестись к нему милостиво. А Филонов для них, наверно, что немецкое — экспрессионизм. Он феноменальный рисовальщик — невероятный. У него была такая маленькая работа, он потом ее раскрасил и испортил. Там были изображены два маленьких заморыша с чахоточными ножками. Гольбейн бы так не нарисовал. Он был маньяк, безумное существо, считал, что главное нарисовать, остальное все приложится.
Вы с ним общались?
Он даже написал обо мне в своем дневнике, о том, что мы с ним разговаривали. Я помню, последняя встреча была очень страшная. Его жену разбил паралич, она не выносила света. Они жили в общежитии на Макартовке (Карповке. — Л.П.). Мы стояли в коридоре и разговаривали, и вдруг она закричала диким голосом, и он пошел к ней. И, представляете, он умер от голода в блокаду, а она пережила его. Он сам себя изнурил голодом. Его жена была старше его на 20 лет — рыжеватая, милая, опрятная и очень гостеприимная женщина. Я пришел к ним, она спекла какой-то пирожок к чаю. Филонов сидит, не ест. Я ему говорю: „Павел Николаевич, что же вы?“, а он: „Я не хочу сбиваться с режима“. Кроме того, была клюква с сахаром, она тогда стоила очень дешево и считалась немыслимым витамином. Он сказал: „Никому не говорите, что это целебная штука. Сразу все расхватают“ — такой благоразумный! А у него на табак и на черный хлеб только и было — так он и жил. Сам был похож на своих персонажей — руки костистые, глаза маниакальные, очень слабый такой, волевое, одержимое существо. У него был один рисунок, почти беспредметный, колесообразные формы и конструкции. Даже невероятно, что человеческая рука такое могла сделать.
Филонов ценил Крученых, хотя он был ему чужой. Крученых заказал ему рисунки к Хлебникову, и Хлебникову эти рисунки очень понравились. Вообще, Филонов был любимым художником Хлебникова. Он написал портрет Хлебникова, и этот портрет пропал. Он, вероятно, отвез его семье в Астрахань, а там не ценили нового искусства. <…>
А как возник Филонов?
Он учился в Академии художеств и был там чужой совершенно. Совершил долгое путешествие по Европе пешком, денег у него не было. Был во многих музеях. Ранние его работы были странные, символические, сновидческие. Рисовал он в Академии так, что старик Чистяков обратил на него внимание». См.: Голубкина-Врубель И. Н. Харджиев: будущее уже настало // Харджиев Н. И. Статьи об авангарде. В 2 т. М.,1997. С. 370–372.
362
Имеется в виду деноминация денег в 1961 году.
363
Слово «газетный» вычеркнуто автором.
364
Кондратьев Павел Михайлович (1902–1985), живописец и график. Учился (1921–1922) в Высших мастерских декоративно-прикладного искусства (бывш. ЦУТР) у А. Е. Карева. Во Вхутемасе — Вхутеине занимался (с 1922) у А. И. Савинова и у М. В. Матюшина. В 1925 начал посещать занятия у П. Н. Филонова. Работал с коллективом МАИ в Доме печати. После раскола коллектива остался с Филоновым, но в 1932 перешел к К. С. Малевичу, не порывая при этом связи с Павлом Николаевичем. В послевоенные годы занимался иллюстрацией. Создал живописные серии «Чукотка», «Снопы» и другие, где развивал традиции своих учителей. В начале 1970-х сблизился с В. В. Стерлиговым и Т. Н. Глебовой.
365
См.: наст. изд., Кибрик Е. А. Творческие пути Изорама.
366
Подробнее о М. П. Цыбасове см.: Соловьева Л. Михаил Цыбасов — ученик Павла Филонова // Русское искусство. 2006. № 2. С. 68–77; Михаил Цыбасов. Каталог выставки. СПб., 2004.
367
Сохранен вариант стихотворения, выписанный Е. Н. Глебовой из газеты. Новая редакция стихотворения под названием «Павел Филонов» опубликована: Вознесенский А. А. Собр. соч. в 5 т. М., 2000. Т. 1. С. 266–267.
368
Филонов П. Н. Идеология аналитического искусства // Филонов: Каталог. Л., 1930. С. 41.
369
Крученых А. Е. Сон о Филонове // Ковчег: Литературный журнал. Париж. 1978. № 1. С. 44.
370
Бучкин Петр Дмитриевич (1886–1965), живописец, рисовальщик, акварелист, офортист. Учился в ВХУ при ИАХ (1904–1912). Член общества им. А. И. Куинджи (с 1914). Преподавал в ИЖСА (1936–1940), Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В. И. Мухиной (с 1947).
371
Главы из книги: П. Д. Бучкин. О том, что в памяти. Записки художника. Л., 1963. С. 35–54. Чтобы воссоздать атмосферу ВХУ при ИАХ в годы учебы в нем Филонова, для публикации выбраны и фрагменты, повествующие о педагогах и системе преподавания в ВХУ.
372
П. Д. Бучкин занимался в ЦУТР (1899–1904) у В. Е. Савинского, Н. А. Кошелева, А. Н. Новоскольцева. Ушел из Училища за два года до окончания, когда оставалось сдать общеобразовательные предметы.
373
Гольдблат Яков Семенович (1860—?), живописец. Содержал Рисовальные классы (Классы живописи, рисования, скульптуры), субсидируемые Академией художеств (1898–1917).
374
Зайденберг Савелий Моисеевич (1862–1942), живописец. Учился в ИАХ (1885–1891). Содержал рисовальный класс, где готовил начинающих художников к поступлению в ВХУ.
375
Залеман Гуго Романович (Робертович) (1859–1919), скульптор и педагог. Академик, действительный член ИАХ. Учился в ИАХ (1877–1884), позднее там же преподавал.
376
В натурном классе ВХУ преподавание велось по системе «дежурств»: ежемесячно преподаватели сменялись в соответствии с графиком. Кроме того, в училище, как и во всех художественных заведениях России, была принята система так называемых категорий в оценке работ учащихся, согласно которой они расставлялись в порядке категорий (номеров) от первой и до последней. Недостатки такой организации занятий были очевидны и педагогам, и учащимся. Так, Я. Ф. Ционглинский был убежден, что система дежурств является «одной из главных причин, подсекающих в корень живой успех школы. Преподавателям, едва завязавшим нравственные нити с учеником, приходится с ним расстаться на месяц, на два или три; получается что-то вроде сизифова труда, где скала все скатывается вниз, и в итоге является обоюдное равнодушие. Учение сводится со стороны профессоров к механической почти корректоре работ учеников, а со стороны ученика — к ловле категорий, необходимых для того, чтобы покинуть постылые классы, которые могли бы столь благотворное влияние оказывать на всю его жизнь». (Цит. по кн.: Молева Н. М., Белютин Э. М. Русская художественная школа второй половины XIX — начала XX века. М., 1967. С. 292). На практике же вокруг каждого из педагогов сосредотачивалась определенная группа учащихся, с которыми они преимущественно и занимались, наблюдая за их работой и в «недежурные месяцы».
377
Мясоедов Петр Евгеньевич (1867–1913), живописец, педагог. Учился в МУЖВЗ, затем в ИАХ, ВХУ при ИАХ (1891–1897). С 1899 преподавал в ВХУ.
378
Чистяков Павел Петрович (1832–1919), живописец и педагог. В разное время у него занимались В. М. Васнецов, И. Е. Репин, В. Д. Поленов, В. И. Суриков, В. А. Серов, М. А. Врубель и др. Своим ученикам Чистяков внушал, что рисунок, живопись и композиция должны превращаться в метод познания реального мира. Отличие непрофессионала от художника состояло для Чистякова в том, что первые ограничиваются собственно познавательным началом искусства, которое они постигают, знакомясь с основами изобразительной грамоты, тогда как для художника этот этап становится лишь первым шагом к обобщению познанного. Возможно, что именно уроки Чистякова и «чистяковцев» способствовали формированию некоторых положений аналитического метода Филонова.
379
На 3-й выставке «Союза молодежи» (4 декабря 1911–10 января 1912) экспонировались картины Д. Д. Бурлюка со следующими названиями: «Моменты разложения плоскостей и элементы ветра и вечера, интродуцированные в приморский пейзаж (Одесса), изображенный с 4-х точек зрения»; «Барышня» — свободн[ый] рисунок (цветовая инструментовка — красочный гиперболизм); «Портрет студента» (тюркский стиль, красочный гиперболизм); «Лейт-линия, концепированная по ассирийскому методу и принцип протекающей раскраски». И уж совсем экзотическое название дал своему полотну В. Д. Бурлюк — «Чукурюк». О том, как рождались все эти глубокомысленные словосочетания, см.: Лифшиц Б. К. «Полутораглазый стрелец». М., 1991. С. 57–58.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Павел Филонов: реальность и мифы"
Книги похожие на "Павел Филонов: реальность и мифы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Людмила Правоверова - Павел Филонов: реальность и мифы"
Отзывы читателей о книге "Павел Филонов: реальность и мифы", комментарии и мнения людей о произведении.