Людмила Правоверова - Павел Филонов: реальность и мифы

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Павел Филонов: реальность и мифы"
Описание и краткое содержание "Павел Филонов: реальность и мифы" читать бесплатно онлайн.
Повествуя о встречах с Филоновым, его друзья и недруги вольно или невольно творят мифы о человеке, художнике, учителе. А каков же был реальный Павел Николаевич Филонов?
В предлагаемый сборник включены как известные тексты, так и никогда не публиковавшиеся воспоминания людей, в разные годы встречавшихся с Филоновым. Они помогут воссоздать атмосферу споров, восхищения и непонимания, которые при жизни неизменно сопровождали его. Автобиография и письма художника позволят ознакомиться с его жизненной и творческой позициями, а отзывы в периодических изданиях включат творчество Филонова в общекультурный контекст.
Книга предназначена как для специалистов, так и для широкого круга читателей, интересующихся историей русского авангарда.
444
Низен (наст. фам. Гуро) Екатерина Генриховна (1874–1972), литератор, переводчица.
445
Речь идет о 5-й выставке «Союза молодежи», оказавшейся последней в истории объединения. Она была открыта с 10 ноября 1913 по 12 января 1914 по адресу: Невский проспект, дом 73. Составной частью в нее вошла посмертная выставка Е. Г. Гуро, скончавшейся 23 апреля (6 мая) 1913 года.
446
Возможно, речь идет о картине К. С. Малевича «Крестьянка с ведрами и ребенком». 1912. Холст, масло. 73 × 73. Городской музей, Амстердам. В каталоге выставки она включена в группу произведений, названную «Заумный реализм».
447
В каталоге выставки «Союза молодежи» названы следующие работы М. В. Матюшина: «Красный звон», «Прощенный звон».
448
Все произведения Филонова были представлены на выставке как работы без названия: две «Картины», «Полукартина», «Проект лубочной картины», «Рисунок», «Эскиз», шесть раскрашенных рисунков.
449
В картине П. Н. Филонова «Крестьянская семья (Святое семейство)», 1914, ГРМ, облику Девы Марии приданы черты О. К. Громозовой. См.: Ковтун Е. Ф. Павел Филонов. От веры к атеизму // Мѣра. 1994. № 1. С. 115. П. А. Мансуров в письме Ковтуну высказал предположение: «Филонов был <…> к ней идеально неравнодушен. И на многих его композициях женщины с лицами и особенно с глазами Ольги Константиновны». См.: Там же.
450
Сборник «Трое», подготовленный Крученых, Малевичем и Матюшиным и посвященный памяти Е. Г. Гуро, вышел в августе 1913 года.
451
Сборник произведений Е. Г. Гуро «Небесные верблюжата» вышел в 1914 году.
452
На средства М. В. Матюшина в принадлежавшем ему издательстве «Журавль» в 1915 году вышла книга К. С. Малевича «От кубизма к супрематизму» (на обложке поставлен 1916 год и не указано название издательства).
453
Хлебников В. В. Время мера мира. Пг., 1916.
454
Так в публикации. На самом деле «Пропевень о проросли мировой».
455
В очерке «О Владимире Маяковском» О. К. Матюшина пишет о своем участии в спектаклях футуристического театра: «На следующий день, придя к назначенному часу в театр, я в полутьме ничего не могла различить. Постепенно привыкнув к темноте, я заметила Филонова с кистью в руке, Гулливером шагающего по неоконченным холстам декораций». См.: Матюшина О. К. О Владимире Маяковском // Маяковскому. Сборник воспоминаний и статей. Л., 1940. С. 29–30.
456
Ошибка автора. На самом деле К. С. Малевич был призван в армию лишь в июле 1916 года. Служил в 56-ом запасном пехотном полку (Москва, Вязьма, Смоленск).
457
Съезд комитетов деревенской бедноты Северной области проходил с 3 по 6 февраля 1918 года во Дворце искусств (бывш. Зимнем Дворце) в Петрограде.
458
Матюшина О. К. Песнь о жизни. Л., 1975. С. 94, 96–98, 109–110.
459
Милашевский Владимир Алексеевич (1893–1976), рисовальщик, акварелист, живописец. Автор пейзажей, портретов. Иллюстратор. Учился в реальном училище в Саратове (1903–1910), где учителем рисования был художник В. В. Коновалов, у которого в свое время занимались многие известные живописцы: В. Э. Борисов-Мусатов, П. И. Уткин и др. Занимался рисунком и живописью в Харькове в студии А. Грота и Э. Штейнберга (1911–1913). Учился в Петербурге в ВХУ при ИАХ на архитектурном отделении (1913–1915). В 1920-е годы входил в объединение «13». В собственном творчестве культивировал виртуозность линейного рисунка.
460
Милашевский В. А. Вчера, позавчера. Воспоминания художника. Л., 1972. С. 81, 84–87.
461
Очевидно, Милашевский имеет в виду последнюю выставку «Союза молодежи» (10 ноября 1913 года-10 января 1914 года).
462
Тархов Николай Александрович (1871–1930), живописец. Посещал частную мастерскую К. А. Коровина в Москве; частные студии в Париже. Член объединений: СРХ (1903–1910), «Мир искусства» (1910–1921). С 1899 года жил в Париже. Его работы насыщены светом, мажорны по мировосприятию, для них характерно соединение импрессионистических принципов с элементами пуантелизма. Персональная выставка Тархова состоялась в помещении журнала «Аполлон» в октябре 1910 года. В 1911 году Русский музей приобрел у художника картину «Материнство. Гармония в розовом». 1909.
463
В. А. Милашевский преувеличивает размеры увиденных им произведений П. Н. Филонова, сравнивая с картиной К. П. Брюллова «Последний день Помпеи» (456,5 × 651). За всю жизнь у Филонова не было средств для приобретения такого огромного холста. Самое крупноформатное его полотно «Формула вечной весны». Холст, масло. 249 × 283.
464
В каталоге выставки все экспонировавшиеся произведения Филонова не имеют названий («Картина», «Полукартина», «Картина», 6 раскрашенных рисунков, «Проект лубочной картины», «Рисунок», «Эскиз»), Отчасти проясняет ситуацию список произведений Филонова, опубликованный в каталоге выставки 1929 года. В. А. Милашевский мог видеть: «Пир королей». Холст, масло. 178 × 213; «Мужчина и женщина». Бумага, масло. 150 × 115. Возможно, в названии одного из полотен было указано общее название цикла «Ввод в Мировый Расцвет».
465
На выставке экспонировали свои произведения: Н. И. Альтман, Д.Д. и В. Д. Бурлюки, М. В. Матюшин, К. С. Малевич и др.
466
Пунин Николай Николаевич (1888–1953), искусствовед, теоретик искусства, художественный критик. Сотрудник ИЗО Наркомпроса (1918–1921); возглавлял Отдел общей идеологии Гинхука 1923–1926); руководил художественной частью ГФЗ, сотрудник ГРМ (1920-е — 1930-е), организовал в Музее отделение новейших течений в искусстве; один из организаторов искусствоведческого факультета в ИЖСА.
467
Фрагмент мемуаров Н. Н. Пунина «Квартира № 5» // Панорама искусств 12. М., 1989. С. 191.
468
Марков Владимир Иванович (наст. фамилия и имя Матвейс Вольдемар) (1877–1914), художник, теоретик искусства. Один из лидеров «Союза молодежи».
469
В 1918 году И. С. Школьник был членом Коллегии по делам искусств ИЗО Наркомпроса, заведующим театрально-декорационной секцией. В 1920 году при секции им была организована мастерская, в 1920 году переименованная в Декоративный институт. Школьник возглавил его. В 1919 году стал профессором-руководителем декорационного класса ПГСХУМ.
470
В. И. Марков был автором книг «Искусство острова Пасхи» (1914), «Искусство негров» (1918). Его программные статьи «Свирель Китая», «Принципы творчества в пластических искусствах. Фактура» были опубликованы в сборнике «Союз молодежи», редактором которых он был.
471
В 1915 году М. Ф. Ларионов и Н. С. Гончарова выехали во Францию по приглашению С. П. Дягилева. В Россию не возвращались.
472
Кузьмин Николай Васильевич (1890–1987), график, иллюстратор, мемуарист. Учился на графическом факультете Вхутемаса — Вхутеина (1922–1924). Участник объединения «13». Один из самых удачных иллюстраторов произведений А. С. Пушкина.
473
Фрагмент из кн.: Кузьмин Н. В. Давно и недавно. М., 1982. С. 262. В залах ОПХ в 1922 году экспонировалась 4-я выставка Общины художников, на которой было представлено несколько произведений Филонова, в том числе «Крестьянская семья» («Святое семейство»), 1914; «Формула Петроградского пролетариата», 1920–1921; «Формула периода 1904–1922 года», 1920–1922; «Портрет народоволки Екатерины Александровны Серебряковой», 1922.
474
Речь идет о картине «Формула петроградского пролетариата». Она была преподнесена художником в дар Петросовету и находилась в коллекции Музея революции (См.: наст. изд. Глебова Е. Н. Воспоминания о брате). Замысел родился еще в 1912–1913 годах: «Формула пролетариата». Бумага, акварель. 21,3 × 10,2. Скорее всего, Филонов дал акварели название уже post fact um как источнику более позднего замысла. В живописном варианте запечатлена динамика преображения городской среды и человека.
475
Речь идет о портрете Е. А. Серебряковой, жены художника.
476
Лизак Израиль Львович (1905–1974), живописец, педагог. Ученик А. А. Рылова, К. С. Петрова-Водкина. Член и экспонент Общины художников (1925–1932). Автор пейзажей и тематических картин.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Павел Филонов: реальность и мифы"
Книги похожие на "Павел Филонов: реальность и мифы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Людмила Правоверова - Павел Филонов: реальность и мифы"
Отзывы читателей о книге "Павел Филонов: реальность и мифы", комментарии и мнения людей о произведении.