Татьяна Бирюкова - Москвичи и москвички. Истории старого города

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Москвичи и москвички. Истории старого города"
Описание и краткое содержание "Москвичи и москвички. Истории старого города" читать бесплатно онлайн.
Новая книга известного москвоведа Т. З. Бирюковой открывает перед читателем яркую панораму столичной жизни былых времен, живые и яркие образы московских жителей, знаменитых и давно позабытых, которые радовались и горевали, трудились и праздновали, рождались и умирали в Москве. Книга охватывает период с XVI до начала XX века. В ней использованы уникальные архивные материалы, в том числе и иллюстративные, благодаря которым удалось воссоздать историю повседневной жизни горожан, чьи образы оживают на страницах книги и помогают читателю погрузиться в атмосферу старой Москвы. Особый интерес представляют главы, посвященные москвичкам, их положению в обществе и семье, в том числе и женщинам, вынужденным стать проститутками.
Памятники в качестве музейных экспонатов были бы доступны для обозрения и представлялись бы несложными в изложении материалов.
Разные аспекты войныВ архивном деле хранятся рассуждения городских общественных деятелей, теперь уже забытых.
Мое внимание привлекла следующая запись, обобщавшая предположения многих:
«Война, как и любое другое грандиозное событие, имела значительное влияние на все стороны русской народной жизни, и, наоборот, самые различные проявления народной деятельности прямо или косвенно влияли на ход войны.
Музей не должен собирать материалы, иллюстрировавшие военно-технические стороны войны. Они могли быть представлены здесь в качестве (в небольшом количестве) создания атмосферы войны. В музее должны представляться политическое и экономическое положения России во время войны, так как именно они обычно являются в большей степени предпосылками к ее началу и ведению. Должны отражаться такие аспекты, как влияние на состояние России войны и революции. Также и колоссальный подъем общественных действий в России, вызванных войной. В том числе — движение различных общественных организаций в помощь государству в области снабжения армии, устройства лазаретов и проч.
«Так как война оказала значительное влияние на человеческую психику, мысли, поступки, религию, быт русского народа, как призванного в войска, так и оставшегося в тылу, — эти стороны явились бы предметами документальной экспозиции. На пей представлялись бы также законы и акты Церковного Управления, манифесты, состав, биографии, доносы, nefjenucKa высших деятелей и других частных лиц, активно участвовавших в политическом положении страны, материалы местных властей (комиссариатов Временного правительства, городских и земских общественных властей, Исполнительных комитетов, комиссий. Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов), политических партий, сословных групп, профессиональных союзов, императорской фамилии и «темных сил», программы, прокламации, митинги, конференции, обращения, частная переписка, состав и деятельность духовенства, финансовые мероприятия, транспортные средства, эвакуация, народное хозяйство, демография, жилищный кризис, движение преступности, наука и искусство, развлечения, народное образование, шпионаж, диверсии, жизнь под властью противников, пленение, положение беженцев, подвиги, раненые и трупы».
Планы простирались до начала 1918 годаВ музее предполагалось иметь библиотеку, архив и экспозиционное отделение.
Наибольшая помощь в организации музея ожидалась от агентов, работавших в Петрограде (Санкт-Петербург в связи с началом воины с немцами был переименован на русский лад), в Киеве, Одессе, Кишиневе, Пскове, Тифлисе, Риге, Житомире, Минске, Могилеве, Двинске, Черновцах, Астрахани, Самаре, Саратове, Томске.
Всего на организацию, собирание, приобретение, хранение, систематизацию материалов для Музея войны, на выдачу денежного вознаграждения персоналу и иногородним агентам на срок до 1 января 1918 года планировалось затратить 86 007 рублей.
В Московской городской управе с обширным докладом-проектом по организации в Москве этого Музея войны выступил 26 мая 1917 года депутат П. Бурышкин.
Интересно, что в рассуждениях о Музее войны отмечались предпосылки военного времени к революционному перевороту в России. И нс менее серьезному, чем Февральская революция. Тогда никто не мог предположить, что это событие, обозначенное на бумаге лишь как вероятное и произнесенное вслух на заседании в Московской городской управе, может очень скоро произойти в действительности и стать грандиозным переворотом в жизни страны.
В бурном течении реки времени за сотню прошедших лет мысль о создании уникального Музея войны с назиданием к будущим поколениям странным образом затерялась и забылась.
Отмечу и одну любопытную деталь. Судя по распискам в архивном деле о Музее войны, оно до начала XXI века выдавалось на руки исследователям лишь два раза, а именно в 1947 и 1968 годах.
Организатор рекламы«Неужели вы еще не курите папиросы «Мускат», 10 штук — 6 копеек, 25 штук — 15 копеек, фабрики братьев Шапшаль?»
«Гранд-отель-Париж. Угол Тверской улицы и Охотного ряда. Телефон № 6–88. Гостиница находится в самом центри; города: близ Кремля, Новых торговых рядов и театров. По случаю перехода к новому владельцу вновь роскошно отделана. 100 прекрасно обставленных номеров и семейных отделений. В сутки — от 1 руб. 50 кои. до 20 руб.; помесячно — от 40 до 300 руб. Электрическое освещение, отопление голландскими печами, читальня, ванны, омнибусы на вокзалы всех железных дорог. Прислуга говорит на иностранных языках. При гостинице — ресторан 1-го разряда. Вина — лучших погребов. Плавное внимание владельца гостиницы обращено на кухню, чистоту и опрятность. Цены на все умеренные.
Владелец гостиницы Леонтий Герасимович Загвоздкин.»«Дюжина стульев только в торговом доме «Александров с сыновьями»; Красная площадь, Верхние ряды, подъезд от памятника Минину».
«На Никольской в доме Ремесленного общества отдается большое торговое помещение в 3-м этаже за 1 тыс. руб. в год. Узнать тут же, в часовом магазине В. Габю».
Нет никаких сомнений: это — обыкновенные объявления. Время публикации — сентябрь 1903 года. Самым распространенным местом их помещения были ежедневные газеты. В некоторых изданиях подобные объявления занимали целые страницы. Бывало, что в номере их помещалось порядка двух сотен. В газетной «шапке» на первой странице давались расценки:
«…впереди текста — 40 копеек, позади текста — 15 копеек за строку нонпареля (определенного типографского шрифта. — Т. Б.). За перемену адреса платят: городского на городской — 15 коп., иногороднего на иногородний — 30 коп., городского на иногородний — 1 рубль.»
Археологи, раскопавшие древние города Помпею и Геркуланум, нашли на одной из колонн запись с информацией — некоторое подобие объявления. Это открытие стали считать за находку самой древней рекламы, от которой можно вести отсчет ее возраста.
Разные объявления в России появились, конечно, тоже очень давно, и наши землекопатели дадут тому массу подтверждений. Однако специалистам-рекламщикам хочется иметь свою, более точную дату рождения профессии, чтобы кого-то почествовать, собраться, повеселиться. И потому российскими владельцами разных печатных изданий 28 сентября 1903 года в Москве праздновался совершенно исключительный юбилей.
В этот день «Центральная контора объявлений Л. М. Метцль» отмечала 25-летие своего существования. Вернее — юбилей работы на этом поприще своего основателя, служившего добровольным посредником между публикаторами и газетными столбцами.
Дата имела полное право быть отмеченной всей российской печатью не только по значению роли объявлений в коммерческой стороне газетного дела, но и по характеру деятельности данного предприятия.
Когда за четверть века до того братья Метцль открывали свою «Контору объявлений торгового дома Л. и Э. Метцль и Кº», доставление газетной рекламы через комиссионеров было в стране делом практически новым, неразвитым. Оно не имело той широты, что обнаружилась позднее.
Изменилось многое. Отдел объявлений в газетах увеличился, стал постоянным. А обе заинтересованные стороны — объявители и публика — прекрасно поняли значение этих систематических публикаций как регуляторов отношений между спросом и предложением во всех областях производства, в торговом обороте и на рынке труда.
Именно предприятие братьев Метцль добротно поработало над упрочением такого взаимодействия. Оно поставило в свой девиз простые слова: «Реклама есть двигатель торговли». Вместе с тем Метцль не ограничились в работе простым собиранием и систематизацией объявлений. Они поменяли общественное сознание, открыли ворота в новую отрасль деятельности, которая способствовала развитию разнообразных сфер жизни страны.
Кроме того, через соглашения с зарубежными фирмами и конторами объявлений братья Метцль смогли увеличить в русских газетах число заграничных объявлений.
В «Конторе объявлений торгового дома Л. и Э. Метцль и Ко» всегда работали внимательные и отзывчивые люди, которые тактично относились и к частным лицам, и к представителям учреждений, предприятий.
Поскольку газетное и журнальное дело стало зависеть в значительной мере от коммерческой выгоды с рекламных публикаций, именно такие редакции имели особую благодарность к конторе братьев Метцль.
Ко дню четвертьвекового юбилея конторы делами в ней управлял уже один из братьев — Л. М. Метцль. Немного изменилось и ее наименование.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Москвичи и москвички. Истории старого города"
Книги похожие на "Москвичи и москвички. Истории старого города" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Татьяна Бирюкова - Москвичи и москвички. Истории старого города"
Отзывы читателей о книге "Москвичи и москвички. Истории старого города", комментарии и мнения людей о произведении.