Татьяна Бирюкова - Москвичи и москвички. Истории старого города

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Москвичи и москвички. Истории старого города"
Описание и краткое содержание "Москвичи и москвички. Истории старого города" читать бесплатно онлайн.
Новая книга известного москвоведа Т. З. Бирюковой открывает перед читателем яркую панораму столичной жизни былых времен, живые и яркие образы московских жителей, знаменитых и давно позабытых, которые радовались и горевали, трудились и праздновали, рождались и умирали в Москве. Книга охватывает период с XVI до начала XX века. В ней использованы уникальные архивные материалы, в том числе и иллюстративные, благодаря которым удалось воссоздать историю повседневной жизни горожан, чьи образы оживают на страницах книги и помогают читателю погрузиться в атмосферу старой Москвы. Особый интерес представляют главы, посвященные москвичкам, их положению в обществе и семье, в том числе и женщинам, вынужденным стать проститутками.
Двое рядовых из Софийского полка, перепутав обыкновенные тетрадные или книжные листы с медью креста, начертали:
«Миллионы людей, чтя память твою,
Тебе поклониться спешат.
И любовь выражая у камня свою,
О ранней кончине твоей сожалеют».
Хорошо, что не все те «миллионы» удосужились о своей действительной скорби так открыто поведать другим русским «миллионам».
Еще два посетителя выскребли: «И мы (перечислены…такие-то. — Т. Б.) пришли к тебе, о, Гоголь милый, поплакать на твоей могиле». Интересно, плачет ли кто искренне или манерно у какого-нибудь из памятников Гоголю сейчас? Ни на Гоголевском бульваре, ни на Никитском такого не видела. Но, ручаюсь, Николая Васильевича до сих пор действительно не забывают и очень любят.
Поклонник неопределенного пола написал восклицание: «Человек он был!» Другой осмелился дать характеристику: «Ты правдою своей заслужил себе бессмертие».
Посетитель кладбища, прочитавший по максимуму буквы, которые можно было разобрать здесь на медном кресте, получал общее впечатление о тех, кто не забыл Гоголя: о задушевности его почитания, о сердечности нахлынувших чувств перед могилой, о невозможности удержаться от подступивших мыслей, о широкой забывчивости по части того, что плохо портить надгробия пусть даже с добрыми порывами.
Вышло так, что в связи с уничтожением в начале советского времени всего Даниловского кладбища и переносом праха писателя в другой московский некрополь (на старое кладбище Ново-Девичьего монастыря) все самодельные надмогильные надписи пропали. Вместе с меднымы пластинами креста.
Каюсь: хотя я не отношусь к разряду тех обывателей, что за отсутствием собственных мыслей читают разные послания на заборах, стенах домов и бытовых кабин, но удосужилась представить в выше стоящих абзацах то, что уже давным-давно в истории исчезло и не имеет никакого шанса на возврат. Сделала это не только для того, чтобы кто-то мог сравнить эпистолярный жанр давно забытых предков и современный. А лишь с целью как-то отметить почти незаметные фрагменты жизни страны, которые какой-то своей малой частичкой связались с именем человека, что две сотни лет назад был рожден для гордости русскоговорящих людей.
Несостоявшийся музей
В журнале Московской городской думы 21 апреля 1917 года была помещена любопытная запись. В ней речь шла о том, что особоуполномоченный Всероссийского союза городов по Западному фронту Н. Н. Щепкин послал в Московскую думу Георгиевский крест 2-й степени под номером 30 442.
Посылка до адресата дошла. При ней было сопроводительное письмо господина Щепкина с рассказом, каким образом крест к нему попал.
Однажды Щепкин, выполняя поручение председателя Государственной думы (она находилась в Петрограде), посетил 3-й Гренадерский Перновский полк.
Визит высокого армейского гостя произвел очень сильное впечатление на одного из подпрапорщиков этого полка А. В. Пролыгина. С большим эмоциональным подъемом и с волнением подпрапорщик снял со своей груди Георгиевский крест и, протянув Щепкину, попросил передать его городу Москве как символический залог родного полка. Причиной тому было принятое полком решение до самого конца той мировой войны, до последних сил исполнять воинский долг по защите Родины от оккупантов. Москва, всегда считавшаяся сердцем России, должна была быть в том уверенной.
Открыть музей в центре страныТакой подарок оказался своевременным. Ведь чуть ранее того, 25 октября 1916 года (ровно за год до переворота), в Мосгордуме приняли решение об организации в Москве — по причине ее центрального положения и за исторические заслуги города перед страной — Всероссийского центрального музея войны. Речь шла о войне, которую историки позднее назвали Первой мировой, а те, кто испытал все ее ужасы на себе — Второй Отечественной войной. Первой считалась война в предыдущем веке с Наполеоном.
Постановлением Мосгордумы было решено: Георгиевский крест А. В. Пролыгина присоединить к числу предметов, хранимых в том Музее войны.
В постановление Думы внесли и такую запись:
«Принесши подпрапорщику А. В. Пролыгипу привет Московской Городской Думы за выраженный им высокопатриотический порыв перед Родиной».
В исторических фондах Мосгорархива имеется дело, касающееся организации Всероссийского центрального музея войны и революции 1914–1917 годов в Москве. Название музея после Февральской революции немного изменили, дополнили. Это дело имеет дату своего закрытия — 26 мая 1917 года.
Ни в одном из справочников о Москве нет ни малейшего упоминания о Всероссийском центральном музее войны.
Несомненным был факт: война сыграла виднейшую роль в политических и экономических переворотах начала XX века.
В заседании соединенного совещания Городской управы и Комиссии гласных по мероприятиям, вызванным войной, 19 декабря 1914 года, по предложению С. В. Бахрушина, было постановлено: «Поручить Городской управе приступить к собиранию коллекций предметов, имеющих отношение к военным событиям». Тогда же Управа постановила организовать собирание указанных материалов при Музее городского хозяйства, поручив заведывание этим собиранием заведующему музеем.
Дом — от ИИМВ 1916 году вместе со своим постановлением о признании «желательным учреждение в Москве Всероссийского центрального музея Второй Отечественной войны» Дума единогласно решила «наладить сбор по всей России материалов для музея» и подыскать просторное для него помещение.
Для сбора материалов Городской управой были определены специальные люди. В активной работе по организации Музея войны приняли участие: А. Д. Алферов, А. А. Бахрушин, С. Б. Веселовский, князь В. Д. Голицын, профессор Ю. В. Готье, И. Э. Грабарь, князь Н. С. Щербатов, профессор А. А. Кизеветтер, профессор Н. И. Романов, член Управы Г. А. Пузыревский, Д. Н. Телешев, П. А. Котов, К. В. Кузнецов, Д. Н. Калинин, В. Я. Уланов, В. П. Кранихфельд, Г. А. Рачинский, П. В. Сытин, А. А. Сытина, М. С. Воробьев и Ф. А. Фортунатов. Временное помещение до окончания войны предоставил Императорский Исторический музей (ИИМ) «для нужд Управы, на собственное ее усмотрение». Это был «бывший дом Петра Ивановича Щукина» на Малой Грузинской улице, № 15.[3]
К слову, о членах семьи Щукиных известно как о больших знатоках и коллекционерах предметов старины и изобразительного искусства. Дом Щукина в двух строениях, шикарный частный Музей русских древностей (образованный Петром Ивановичем, коллекционером-любителем, в 1893 году, бывший лучшим по качеству и наиболее богатым по количеству экспонатов во всей России) владелец завещал городу Москве. Два здания музея были специально возведены в стиле старинных русских построек из красного кирпича. Они стояли на холме, и их пестрые купола виднелись из многих местностей Златоглавой.
Одно из зданий, перешедших от П. И. Щукина в собственность ИИМ, где собирались экспонаты для экспозиции Музея войны, выделялось бесплатно, а его отопление шло за счет города. Одновременно с тем еще и Военное ведомство России приступило к созданию Военного музея Первой мировой войны. Оно взяло на себя сбор и сохранение материалов исключительно специальной военной тематики. То есть всего того, что касалось типов вооружения, снарядов, укреплений, стратегических и тактических приемов, обмундирования.
К подбору гражданской экспозицииРусское общество склонялось к мысли, что России необходим музей с посвящением той стороне войны, которая для историков, общественных деятелей и граждан государства являлась наиболее важной. А именно — с раскрытием темы влияния и отражения событий на жизнь всей России, в особенности — на политический переворот. Музей рисовал бы жизнь русского народа за 1914–1917 годы со всеми подвигами, недостатками и ужасами.
По замыслу организаторов, новый музей стал бы «настоящим памятником той эпохи, той войны».
Создание и открытие такого грандиозного музея были по силам лишь Московскому городскому общественному управлению, так как Москва считалась «умственным и общественным центром России». На материалах музея можно было бы «вести научный анализ и историко-экономические розыски, популяризацию научных сведений и выводов о войне как таковой». Экспонаты должны были представлять из себя макеты, фотографии, рисунки, карты, диаграммы, мемуары, описания обывателей и врачей, работавших с ранеными бойцами.
Памятники в качестве музейных экспонатов были бы доступны для обозрения и представлялись бы несложными в изложении материалов.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Москвичи и москвички. Истории старого города"
Книги похожие на "Москвичи и москвички. Истории старого города" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Татьяна Бирюкова - Москвичи и москвички. Истории старого города"
Отзывы читателей о книге "Москвичи и москвички. Истории старого города", комментарии и мнения людей о произведении.