» » » » Татьяна Бирюкова - Москвичи и москвички. Истории старого города


Авторские права

Татьяна Бирюкова - Москвичи и москвички. Истории старого города

Здесь можно скачать бесплатно "Татьяна Бирюкова - Москвичи и москвички. Истории старого города" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Астрель, Олимп, год 2009. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Татьяна Бирюкова - Москвичи и москвички. Истории старого города
Рейтинг:
Название:
Москвичи и москвички. Истории старого города
Издательство:
Астрель, Олимп
Год:
2009
ISBN:
978-5-271-23796-6, 978-5-7390-2340-7
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Москвичи и москвички. Истории старого города"

Описание и краткое содержание "Москвичи и москвички. Истории старого города" читать бесплатно онлайн.



Новая книга известного москвоведа Т. З. Бирюковой открывает перед читателем яркую панораму столичной жизни былых времен, живые и яркие образы московских жителей, знаменитых и давно позабытых, которые радовались и горевали, трудились и праздновали, рождались и умирали в Москве. Книга охватывает период с XVI до начала XX века. В ней использованы уникальные архивные материалы, в том числе и иллюстративные, благодаря которым удалось воссоздать историю повседневной жизни горожан, чьи образы оживают на страницах книги и помогают читателю погрузиться в атмосферу старой Москвы. Особый интерес представляют главы, посвященные москвичкам, их положению в обществе и семье, в том числе и женщинам, вынужденным стать проститутками.






Ночью, в тот же день, больной велел своему мальчику-слуге раскрыть печную трубу. Он вынул из шкафа большую кипу написанных тетрадей, положил их в печь и поджег. Мальчик спросил: «Зачем Вы это делаете? Может, они и пригодятся еще?» Когда почти все сгорело, Николай Васильевич заплакал и попросил позвать к себе графа. Он показал Толстому догоравшие листы бумаг и горько сказал: «Вот что я сделал! Хотел, было, сжечь некоторые вещи, давно на то приготовленные, а сжег все! Как лукавый силен! Вот он к чему меня подвинул! А я, было, там много дельного уяснил и изложил. Это был венец моей работы. Из него могли бы все понять и то, что неясно у меня было в прежних сочинениях». До этого случая Гоголь делал завещание графу после своей смерти передать все свои сочинения митрополиту Филарету. Но в те минуты, сжигая бумаги, он выразил другую мысль:

«А я думал разослать друзьям на память по тетрадке: пусть бы делали, что хотели. Теперь все пропало!»

С этой ночи Гоголь стал еще слабее. Он жаловался на головную боль, на то, что зябнут руки. Один раз у него было кровотечение из носа, но по всю неделю он не имел «испражнений на низ». В сношения с женщинами он давно не вступал, признавался, что у него не было в том потребности, а ранее — и удовольствия. Ходил он немного сгорбившись, мало заботился о своей внешности.

В субботу первой недели поста врач Тарасеиков, из-за болезни Иноземцева, посетил Гоголя. Тарасеиков нашел совершенно ослабленного, как бы чахоткою, человека, очень сильно похудевшего телом, со слабым голосом, со странным изнеможденным лицом, похожим на мертвеца. Пульс прощупывался очень слабо, язык был чистым, но сухим. При осмотре Тарасеиков не отметил у Николая Васильевича горячечного состояния. Врач настаивал, чтобы больной, если даже не хочет принимать плотную пищу, хотя бы пил побольше, особенно молока и бульона. Гоголь все спокойно слушал. Он смотрел взором человека, для которого все уже было понятно и решено.

Когда митрополит Филарет узнал об опасной болезни Гоголя, его упорном и жестком посте, то прослезился и с горечью сказал, что на Гоголя надо было действовать через убеждение того, что его спасение не в посте, а в послушании. После этого он ежедневно призывал к себе окружавших больного священников и подробно их расспрашивал. Он говорил нм, чтобы те просили Гоголя беспрекословно исполнять врачебные назначения «во всей полноте».

С приходившим священником Гоголь иногда немного ел саго, чернослив. Друзья не могли повлиять на состояние больного. Не было лекарства, которое он смог бы принять и измениться к лучшему.

В воскресенье приходский священник убедил больного выпить ложку клещевинного масла. В тот же день Гоголь согласился было употребить еще одно медицинское пособие — «elysma», но это осталось лишь на словах. Он уже не слушал врачей и не ел, просил только для питья красного вина.

На второй неделе поста он лег в постель в халате и сапогах. До того спал в кресле, так как считал, что умрет непременно в постели.

Приезжали разные врачи, но Гоголь в полном сознании отвергал лечение. Врач Клименков решился на резкое обращение с ним. Потому он стал кричать, но Гоголь сказал умоляюще и спокойно: «Оставьте меня». Клименков советовал кровопускание, лед, завертывание в мокрые холодные простыни, но все это отложили до консилиума. Врачи лишь при перевертывании больного вложили ему suppositorium из мыла, но это не обошлось без крика и стона.

На следующий день на консилиум собрались доктора: Овер, Евениус, Клименков, Сокологорский и Тарасенков. Иноземцев хворал.

Овер предположил meningitis и предложил врачам решить вопрос: оставить ли больного погибать так, без пособия к выздоровлению, или поступать с ним как с человеком, не владеющим собой, и не допускать его до «самоумерщвления». Евениус ответил: «Да, надобно его кормить насильно. Посадить в ванну и крикнуть — ешь!»

Когда Гоголю давили на живот, тот был так мягок и пуст, что легко прощупывались позвонки. Больной стонал и просил оставить его в покое. Овер поручил Кли-менкову поставить две пиявки к носу, сделать холодное обливание головы в теплой ванне. Врач Ворвинский сомневался, сможет ли Гоголь по слабости вынести пиявки. Однако Клименков, когда все разъехались, сделал больному ванну по назначению Овера, поставил восемь пиявок к ноздрям, а на голову примочку. Потом ему еще ставили горчичники на конечности, мушку на затылок, лед на голову, внутрь влили отвар алтейного корня с лавровишневой водой. С Гоголем обращались, как с сумасшедшим.

Когда врачи уехали, Тарасенков наблюдал, как резко у больного упал пульс, как затруднилось дыхание. Вечером Гоголь стал забываться, терять память, иногда просил пить. Один раз даже сказал: «Давай бочонок!» Когда ему подали прежнюю рюмку с бульоном, он уже не мог сам приподнять голову и держать рюмку. Поздно к ночи он вдруг громко закричал: «Лестницу, поскорее давай лестницу!» Казалось, что он хотел встать. Гоголя подняли с постели и посадили на кресло. Он был такой слабый, что шеей не мог держать голову (она падала, как у новорожденного ребенка). Глаза были закрыты. Потом он потерял сознание, его уложили.

В 12-м часу ночи у писателя стали холодеть ноги. К Гоголю опять приехал Клименков. Он давал больному каломель, обкладывал все тело горячим хлебом. К 8 часам утра 21 февраля дыхание у Гоголя совсем прекратилось… Лицо умершего выражало спокойствие, ясную мысль, но никак не страдание.

Врачи, по объективным показателям, без анализа состояния души больного, называли его заболевание: typhus, gastro-enteritis, meningitis, mania religiosa…

Болезнь Николая Васильевича, наверное, была исключением из ряда других известных.


Уста исполнит смеха

В Гоголевском комитете, образованном в 1890 году к празднованию столетия рождения писателя, в начале июня 1906 года было решено заказать статую Н. В. Гоголя. Постановили ассигновать на это 70 тысяч рублей…

Известно, с какой радостью, с каким всенародным подъемом 26 апреля 1909 года в Москве у Арбатской площади, в конце Пречистенского бульвара, открывали этот памятник работы скульптора Николая Андреевича Андреева.

А к столетию со дня кончины великого мастера слова в городе поставили вторую статую — работы Николая Васильевича Томского, в виде крепкой свечки. Для установки памятника ваятеля Николая Васильевича в память великого писателя Николая Васильевича первую скульптуру Н. А. Андреева переместили. Приблизительно на 100 метров в сторону — в глубину двора на Никитском бульваре — к дому, где Н. В. Гоголь проживал и где его застала смерть.

Интересно, что до тех двух торжественных монументов наш город уже имел два памятника автору незабываемой поэмы «Мертвые души». Они пользовались достаточной известностью, хотя были надмогильные: оба находились на кладбище Даниловского монастыря. Скромные и очень простые.

Первый представлял из себя высокую плиту из черного мрамора, сделанную в форме гробницы. На плите монументалистами были размещены следующие надписи.

Сверху, на горизонтальной поверхности: «Здесь погребено тело Н. В. Гоголя, род. 19 марта 1809 года, сконч. 21 февраля 1852 г.».

Спереди, на вертикальной глади: «Горьким словом моим посмеюся.

Слева — две: «Муж разумивый престол чувствия и «Правда возвышает язык.

Справа: «Истинным же уста исполнит смеха, уст не же их исповедания.

С западной стороны захоронения стоял другой памятник в виде брошенной гранитной глыбы, на которую был водружен высокий крест из толстых спаянных медных пластинок.

На глыбе была аккуратно выбита надпись: «Ей, гряди, Господи, Иисусе.

Что еще мог увидеть почитатель таланта Гоголя, подошедший поближе к этому медному кресту на Даниловском некрополе?

Предполагалось, что начертанных профессионалами слов на этих памятниках вполне достаточно для размышлений о писателе. Но нет! На кресте со всех сторон находились бесчисленные кривые буквы, нацарапанные разными обывателями. Слова из этих букв свидетельствовали о том, что Гоголь не был забыт, что к его могиле «народная тропа» никак не заросла.

Самовольные надписи на кресте состояли, в большей своей части, из имен, фамилий, прошедших календарных дат. Были и наименования сословий, к которым принадлежали любители чтения гоголевской прозы. Встречались (судя по отметкам) студенты, сельские учителя, рядовые, вольноопределяющиеся, многие другие — всех не перечислить. Удивительно: даже учителя словесности. Один писавший сообщил, что он из Полтавской губернии. Видимо, хотел отметить в веках, что Гоголь — его земляк, с родственниками которого он вполне мог за деревенской околицей запросто поболтать. Здесь были короткие стихотворения и изречения, какие-то простые характеристики этих маленьких писак.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Москвичи и москвички. Истории старого города"

Книги похожие на "Москвичи и москвички. Истории старого города" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Татьяна Бирюкова

Татьяна Бирюкова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Татьяна Бирюкова - Москвичи и москвички. Истории старого города"

Отзывы читателей о книге "Москвичи и москвички. Истории старого города", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.