Надежда Киценко - Святой нашего времени: Отец Иоанн Кронштадтский и русский народ

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Святой нашего времени: Отец Иоанн Кронштадтский и русский народ"
Описание и краткое содержание "Святой нашего времени: Отец Иоанн Кронштадтский и русский народ" читать бесплатно онлайн.
В книге Надежды Киценко, профессора истории в Государственном университете штата Нью-Йорк в Олбани (США), описываются жизнь и эпоха отца Иоанна Кронштадтского (1829–1908 гг.), крупной и неоднозначной фигуры в духовной жизни Российской империи второй половины XIX — начала XX вв. Отец Иоанн, совмещавший крайне правые взгляды и социальное служение, возрождение литургии, дар боговдохновенной молитвы и исцеления, стал своего рода индикатором: по тому, как к нему относились люди, можно было понять их взгляды на взаимоотношения церкви и государства, царя и революции, священников и паствы, мужчин и женщин. Он стал настолько популярен в период своего служения, что Кронштадт превратился в прославленный центр паломничества. Исследование Н. Киценко основывается на богатейшем и практически не известном фактическом материале из российских архивов, включающем уникальные дневники отца Иоанна, тысячи писем от его сторонников и полицейские отчеты о секте, спекулировавшей его именем.
232
Там же. Д. 4. Л. 98.
233
О работе Варвары Шкляревич с этими бедняками с окраин см.: Мирская черница // Райские цветы с русской земли / Сост. П. Новгородский. Сергиев Посад, 1912. С. 283–290.
234
ГАРФ. Ф. 1067. Оп. 1. Д. 23. Л. 144 об. Описание общественных волнений в Кронштадте см.: Михаил (Семенов), иеромонах. Отец Иоанн Кронштадтский: Полная биография с иллюстрациями. СПб., 1903. С. 38.
235
ГАРФ. Ф. 1067. Оп. 1. Д. 3. Л. 29 об.
236
Там же. Д. 3. Л. 91.
237
Там же. Д. 4. Л. 38.
238
Там же. Д. 14. Л. 14 (1874); Д. 3. Л. 8.
239
Там же. Д. 4. Л. 75.
240
Тихон (Задонский). Об обязанностях богатых и бедных // Сочинения: В 15 т. СПб., 1825–1826. Т. 1. С. 173.
241
Bakunin М. God and the State. N.Y., 1970. P. 75. Ситуация могла меняться на рубеже веков. См.: Hedda J. Pastoral Care and Social Activism in the Russian Orthodox Church, 1880–1905. (Ph.D. diss., Harvard University, 1998).
242
ГАРФ. Ф. 1067. Оп. 1. Д. 14. Л. 77.
243
Там же. Д. 12. Л. 1a
244
Там же. Д. 14. Л. 47.
245
Там же. Д. 9. Л. 57 об.
246
См.: Художественное убранство русского интерьера XIX века: Очерк-путеводитель / Под ред. Н. И. Ухановой. Л., 1986, особенно главу 2: «Историзм. 1830–1880-е гг.».
247
См., в частности: Храм и Дворец // Шамаро А. Дело игуменьи Митрофании. Л., 1990. С. 135–189; Goscilo Н. Keeping А-Breast of the Waist-land: Women’s Fashion in Early-Nineteenth-Century Russia // Russia, Women, Culture / Ed. by Goscilo H., Holmgren B. Bloomington, 1996. P. 47–52.
248
ГАРФ. Ф. 1067. Оп. 1. Д. 12. Л. 50. Обзор тенденций в строительстве и архитектуре Петербурга середины XIX в. см. в кн.: Лунин A. Л. Архитектура Петербурга середины XIX века. Л., 1990, особенно главу 1: «От классицизма к эклектике». Безусловно, о. Иоанн поддерживал строительство церквей; поддержку обеспечивало и правительство. См.: Краско A. B. Купеческая благотворительность в Петербурге XIX — начала XX в. (на примере семьи купцов Елисеевых) // Сих же память пребывает во веки (Мемориальный аспект в культуре русского православия). Материалы научной конференции, 29–30 ноября 1997 г. СПб.: Российская национальная библиотека / Фонд по изучению истории православной церкви во имя свт. Димитрия Ростовского, 1997. С. 114.
249
ГАРФ. Ф. 1067. Оп. 1. Д. 3. Л. 78; курсив мой.
250
Ср. с идеями Сергия Булгакова, описанными в работе: Rosenthal B. G. The Search for a Russian Orthodox Work Ethic // Between Tsar and People: Educated Society and the Quest for Public Identity in Late Imperial Russia. Princeton, 1991. P. 57–74.
251
Прибавления к Церковным Ведомостям. № 1 (1909), цит. в сб.: Святой Праведный Иоанн Кронштадтский/Сост. Т. А. Соколова. М., 1998. С. 35–36.
252
См.: Dobrolyubov N. The Organic Development of Man in Connection with His Mental and Spiritual Activities // Selected Philosophical Essays. М., 1948. P. 72–103.
253
Подобный же путь прошел Федор Ртищев, начавший с раздачи милостыни, а затем основавший две больницы. См.: Ключевский В. О. Добрые люди… С. 81.
254
ГАРФ. Ф. 1067. Оп. 1. Д. 14. Л. 91.
255
Там же.
256
Николаевский А. Великий пастырь земли русской. Мюнхен, 1948. С. 27.
257
ГАРФ. Ф. 1067. Оп. 1. Д. 14. Л. 1.
258
РГИА. Ф. 796. Оп. 174. Д. 743. Л. 1. Гапон Г. А. Записки Георгия Гапона. Очерк рабочего движения в России 1900-х годов. М., 1918. С. 45–46.
259
ЦГИА СПб. Ф. 2219. Оп. 1. Д. 1. Л. 79.
260
См.: Воорт ван дер Т. (прот.). Практика и богословие благотворительности в Русской Православной Церкви // Православное богословие и благотворительность (диакония). Сб. статей. СПб., 1996. С. 123.
261
В Доме работало в среднем 22 600 человек в год. В мастерской обучались рукоделию и пошиву платьев в течение четырех лет, причем учащиеся получали все деньги, которые зарабатывали. Описание услуг Дома см. в кн.: В. М. [архиепископ Евдоким (Мещерский)]. Два дня в Кронштадте, из дневника студента. Сергиев Посад, 1902. С. 172–194; Lindenmeyr A. Poverty Is Not a Vice: Charity, Society, and the State in Imperial Russia. Princeton, 1996. P. 170–174.
262
Госпоже Римской-Корсаковой преподнесли в дар икону 19 октября 1892 года с благодарностями от о. Иоанна за ее десятилетнее служение Дому. См.: ЦГИА СПб. Ф. 2219. Оп. 1. Д. 26. Л. 141. О женской благотворительности в Российской империи конца XIX — начала XX в. см.: Lindenmeyr A. Poverty Is Not a Vice. P. 13–16, 125–129; Meehan-Waters В. From Contemplative Practice to Charitable Activity: Russian Women’s Religious Communities and the Development of Charitable Work // Lady Bountiful Revisited: Women, Philanthropy, and Power / Ed. by McCarthy K. New Brunswick, 1990. P. 142–156.
263
ГАРФ. Ф. 1067. Оп. 1. Д. 23. Л. 2 об.
264
См., например: ЦГИА СПб. Ф. 2219. Оп. 1. Д. 13. Л. 57–58.
265
ГАРФ. Ф. 1067. Оп. 1. Д. 254. Л. 94.
266
См., например, дневниковую запись о том, как с 25 ноября по 4 декабря он был в Москве и собирал деньги для Дома. Там же. Д. 23. Л. 122.
267
РГИА. Ф. 1574. Оп. 2. Ед. хр. 708. Л. 81–82.
268
ГАРФ. Ф. 1067. Оп. 1. Д. 23. Л. 38 об.
269
О доходах за 1889–1908 годы см.: ЦГИА СПб. Ф. 2219. Оп. 1. Д. 22.
270
Письма по сбору средств за 1874–1908 гг. см.: Там же. Д. 47.
271
Ср.: Преображенский И. В. Новый и традиционный: духовные ораторы оо. Григорий Петров и Иоанн Сергиев (Кронштадтский). Критический этюд. СПб., 1902.
272
Письмо от 30 января 1907 г. см.: ЦГИА СПб. Ф. 2219. Оп. 1. Д. 47. Л. 118.
273
Упоминание Думы связано с политикой переселения неимущих и бродяг в Кронштадт, начавшегося в 1850-е годы. Закхей был начальником мытарей (сборщиков податей), а затем покаялся и пообещал Христу, что возместит людям деньги, которые изъял несправедливо (См.: Лука 19:8). ГАРФ. Ф. 1067. Оп. 1. Д. 23. Л. 16.
274
Там же. Д. 13. Л. 37 об.
275
Там же. Д. 12. Л. 61.
276
Там же. Д. 13. Л. 65 об.; курсив оригинала.
277
Там же. Д. И. Л. 26.
278
Там же. Д. 13. Л. 71.
279
О. Иоанн также винил свое школьное образование за то, что он не верил в себя и слишком высоко судил о других. ГАРФ. Ф. 1067. Оп. 1. Д. 24. Л. 40 (1896). О духовном образовании в России см.: Гиляров-Платонов Н. П. Из пережитого: автобиографические воспоминания: В 2 т. М., 1886–1887. Т. 1. С. 39–46, 97—106; Manchester L. Secular Ascetics: Russian Orthodox Clergymen’s Sons in Secular Society, 1861–1917 (Ph. D. diss., Columbia University, 1995). P. 241–385. О религиозном образовании в целом см.: Eklof В. Russian Peasant Schools: Officialdom, Village Culture, and Popular Pedagogy, 1861–1914. Berkeley and Los Angeles, 1986. P. 40–42, 155–176 (о церковноприходских школах).
280
См. студенческие воспоминания в кн.: Большаков Н. Я. Источник живой воды. Описание жизни и деятельности отца Иоанна Кронштадтского. СПб., 1910. С. 76–102.
281
ГАРФ. Ф. 1067. Оп. 1. Д. 23. Л. 3.
282
Макс Вебер развивает эту мысль в работе: Weber М. The Sociology of Religion. Boston, 1964. P. 44–46.
283
Dixon S. The Church’s Social Role in Saint Petersburg, 1880–1914 // Church, Nation and State in Russia and Ukraine / Ed. by Hosking G. A. N.Y., 1991; The Art of Prayer, An Orthodox Anthology. L., 1973. P. 264–270.
284
ГАРФ. Ф. 1067. Оп. 1. Д. 1. Л. 66. О. Иоанн употребляет слово «кафедра» применительно к себе, тогда как обычно оно использовалось исключительно, когда речь шла об архиереях.
285
Там же. Д. 3. Л. 102 об.
286
Там же. Д. 4. Л. 30.
287
Там же. Д. 10. Л. 74 об. О. Иоанн полагал, что подобные преобразования должны начинаться с октоиха, центральной книги для ежедневных утренних и вечерних православных богослужений.
288
Там же. Д. 10. Л. 65 об.
289
Там же. Д. 9. Л. 58 об.
290
Там же. Д. 11. Л. 16 об. Ссылка на Псалом 50.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Святой нашего времени: Отец Иоанн Кронштадтский и русский народ"
Книги похожие на "Святой нашего времени: Отец Иоанн Кронштадтский и русский народ" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Надежда Киценко - Святой нашего времени: Отец Иоанн Кронштадтский и русский народ"
Отзывы читателей о книге "Святой нашего времени: Отец Иоанн Кронштадтский и русский народ", комментарии и мнения людей о произведении.