Надежда Киценко - Святой нашего времени: Отец Иоанн Кронштадтский и русский народ

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Святой нашего времени: Отец Иоанн Кронштадтский и русский народ"
Описание и краткое содержание "Святой нашего времени: Отец Иоанн Кронштадтский и русский народ" читать бесплатно онлайн.
В книге Надежды Киценко, профессора истории в Государственном университете штата Нью-Йорк в Олбани (США), описываются жизнь и эпоха отца Иоанна Кронштадтского (1829–1908 гг.), крупной и неоднозначной фигуры в духовной жизни Российской империи второй половины XIX — начала XX вв. Отец Иоанн, совмещавший крайне правые взгляды и социальное служение, возрождение литургии, дар боговдохновенной молитвы и исцеления, стал своего рода индикатором: по тому, как к нему относились люди, можно было понять их взгляды на взаимоотношения церкви и государства, царя и революции, священников и паствы, мужчин и женщин. Он стал настолько популярен в период своего служения, что Кронштадт превратился в прославленный центр паломничества. Исследование Н. Киценко основывается на богатейшем и практически не известном фактическом материале из российских архивов, включающем уникальные дневники отца Иоанна, тысячи писем от его сторонников и полицейские отчеты о секте, спекулировавшей его именем.
349
Ср. с учением манихейцев и других дуалистических сект в: Obolensky D. The Bogomils: A Study in Balkan Neo-Manichaeism. Cambridge, 1948. P. 1–27.
350
ЦГИА СПб. Ф. 2219. Оп. 1. Д. 9г. Л. 210.
351
Там же. Д. 9a. Л. 228.
352
Там же. Д. 9г. Л. 227.
353
Там же. Л. 304.
354
Там же. Д. 9а. Л. 130; курсив мой.
355
Там же. Д. 9а. Л. 49 об.
356
Там же. Д. 9г. Л. 23, 244, 178. О церковном признании силы проклятия см.: Материнское проклятие. Павлоград, 1866, в кн.: Рассказы сельских священников о дивных явлениях милости Божией и грозных судьбах Его. М.; Рига: Благовест, 1996. С. 74–75.
357
ЦГИА СПб. Ф. 2219. Оп. 1. Д. 15. Л. 87, 231.
358
Там же. Д. 11. Л. 188.
359
Ср.: Stewart Ch. Demons and the Devil: Moral Imagination in Modem Greek Culture. Princeton, 1991. P, 38–39; Максимов С. Нечистая, неведомая, и крестная сила. СПб., 1903.
360
ЦГИА СПб. Ф. 2219. Оп. 1. Д. 9d. Л. 38.
361
Письмо от 20 апреля 1901 г. Там же. Д. 9b. Л. 70–70 об. Единственная женщина, которая так поступила, написала скорее исповедь, чем письмо.
362
Dixon S. The Church’s Social Role in St. Petersburg, 1880–1914 // Church, Nation and State in Russia and Ukraine / Ed. by Hosking G.A. N.Y., 1991. P. 178–184.
363
У о. Иоанна есть несколько памфлетов против пьянства: «Имеющие уши, слушайте!». Слово против пьянства. СПб., 1902; репр. 1996; Пробудитесь, пьяницы! и плачьте, все пьющие вино! СПб., 1910; О душепагубном пьянстве, матерном слове и табакокурении. СПб., 1915; репр. 1995.
364
ЦГИА СПб. Ф. 2219. Оп. 1. Д. 15. Л. 48, курсив мой.
365
Ripa Y. Women and Madness: The Incarceration of Women in Nineteenth-Century France. Minneapolis: Univ. of Minnesota Press, 1990. P. 73.
366
ЦГИА СПб. Ф. 2219. Оп. 1. Д. 15. Л. 271, 273.
367
Там же. Д. 15. Л. 259. Д. 11. Л. 229.
368
См. рассмотрение этого феномена в кн.: Ripa. Women and Madness, особенно с. 31–79. Однако в Германии 1840-х гг., по утверждению Гризингера, женщин чаще заключали в тюрьму не из-за их отклонения от обусловленных культурой норм, а потому, что всякий, кто занимал низкое положение на социальной лестнице, кто был не образован и беден, скорее лишался рассудка и с большей вероятностью мог оказаться за решеткой (Madmen and the Bourgeoisie: A Social History of Insanity and Psychiatry / Ed. by Dorner K. Oxford, 1981. P. 26, 284). Ср. аргументацию Лоры Энгельштейн в защиту чисто русской специфики других видов женских «отклонений» (Engelstein L. Keys to Happiness: Sex and the Search for Modernity in Fin-de-Siecle Russia. Ithaca, 1994. P. 96–127).
369
Рожнов B. E. Пророки и чудотворцы: этюды о мистицизме. М.: Политиздат, 1977. С. 83–85; Ганнушкин П. В. Сладострастие, жестокость и религия // Избранные труды. М.: Политиздат, 1964. С. 80–94.
370
Священников наставляли, чтобы они относили тех, кто не исповедуется и не причащается, к членам секты. См.: Belliustin I. S. Description of the Clergy in Rural Russia. The Memoir of a Nineteenth-Century Parish Priest. Ithaca, 1985. P. 176; Freeze G. L. Parish Clergy in Nineteenth-Century Russia: Crisis, Reform, Counter-Reform. Princeton, 1983. P. 7.
371
ЦГИА СПб. Ф. 2219. Оп. 1. Д. 126. Часть II. Л. 123.
372
Там же. Д. 9d. Л. 223.
373
Письмо от 29 января 1902 г. Там же. Д. 96. Л. 135.
374
Там же. Д. 96. Л. 237. Барбара Энгель исследует некоторые причины, по которым в данной ситуации защищали свекра, в своей книге: Engel В. А. Between the Fields and the City: Warnen, Work, and Family in Russia, 1861–1914. Cambridge, 1994. P. 20–21.
375
Православную точку зрения на роль врачей в процессе исцеления и на праведных врачей см. в: Skrobucha Н. The Patrons of the Doctors. Recklinghausen, 1967. P. 5–18.
376
Письмо врача Шевелевой от имени Марии Барановой см. в: ЦГИА СПб. Ф. 2219. Оп. 1. Д. 96. Л. 63.
377
См., например, там же. Д. 9 г. Л. 44, 46, 48, 87, 146, 192, 212, 219, 227, 246, 333–334.
378
Там же. Д. 26. Л. 130–131.
379
Там же. Д.9 г. Л. 367.
380
Письмо от 14 января 1897 г. Там же. 9а. Л. 107 об.
381
Там же. Д. 19 а. Л. 246, курсив мой.
382
Там же. Д. 60. Л. 1–3. См.: Сурский И. К. Отец Иоанн Кронштадтский: В 2 т. Belgrade, 1938–1941; reprt. Forestville: St. Elias Publications, 1979–1980. T. 1. C. 245–246. Утверждение, что о. Иоанн поднимал мертвецов, вспоминалось в связи с болезнью Александра III (Сурский И. К. Отец Иоанн Кронштадтский. Т. 1. С. 107). О «воскрешении» людей, считавшихся умершими, см.: Митрофан (монах). Как живут наши умершие и как будем жить и мы по смерти. 6-е изд. СПб., 1897. С. 97–99.
383
Салтыков K. M. «Интимный Щедрин». М.; Пг.: Госиздат, 1923. С. 20–23.
384
Рожнов В. Е. Пророки и чудотворцы. С. 105–106.
385
Brown. Cult of the Saints. P. 113–120.
386
Письмо от 10 мая 1898 г. ЦГИА СПб. Ф. 2219. Оп. 1. Д. 13а. Л. 72 об. — 73.
387
Там же. Д. 9а. Л. 90 об.–91 об.
388
Письмо от 1892 г. Там же. Д. 19а. Л. 23–24.
389
См. письмо от Марии. Там же. Д. 9 д. Л. 28–28 об.
390
Письмо без даты и письма от 22 сентября 1906 г. и 8 августа 1908 г. Там же. Д. 11. Л. 190, 117, 133.
391
Там же. Д. 11. Л. 117, 127, 288.
392
Там же. Д. 9а. Л. 148.
393
Письмо от Павла Гозовченко. Там же. Д. 9е. Л. 32–33.
394
Там же. Д. 26. Л. 2.
395
Там же. Д. 26. Л. 1, 32, 42, 82; Maylunas A. and Mironenko S. A Lifelong Passion: Nicholas and Alexandra, Their Own Story. L., 1996. P. 109.
396
Wrath R. D. Before Rasputin: Piety and the Occult at the Court of Nicholas II // The Historian. 1985. Vol. 47, № 3. P. 323–337.
397
См. дискуссию на эту тему в кн.: Amalrik A. Raspoutine. Paris, 1982. P. 57.
398
Данная версия по-разному обыгрывается в кн.: Massie R. Nicholas and Alexandra. L., 1968. P. 219; Wilson С. Rasputin and the Fall of the Romanovs. L., 1964. P. 51–54; Wrath R. Before Rasputin. P. 324; Amalrik A. Raspoutine.
399
Massie R. Nicholas and Alexandra. P. 221.
400
Amalrik A. Raspoutine. P. 57, 78.
401
О подобных происшествиях см.: Сергиев И. И., прот. Письма о. прот. Иоанна к настоятельнице Иоанно-Предтеченского Леушинского первоклассного Монастыря Игумении Таисии. СПб., 1909. С. 14, 30, 37, 54, 72, 73.
402
Об этом происшествии, имевшем место в 1900 году, рассказывается в книге: В. М. Два дня в Кронштадте. С. 73–74.
403
Достоверно известно лишь об одном таком случае — офицер, о котором идет речь, Павел Иванович Плиханков, позднее стал святым Оптинским старцем Варсонофием. См.: Жития Преподобных Старцев Оптиной Пустыни. Jordanville, N.Y.: Holy Trinity Monastery, 1992. C. 268–300.
404
Симанович А. Распутин и евреи: воспоминания личного секретаря Григория Распутина. М.; Рига, 1991, особенно с. 8—16; Maylunas A. and Mironenko S. Lifelong Passion, запись от 1 ноября 1905. P. 284. Однако см.: Rodzianko M. V. Le Regne de Raspoutine. Paris, 1927. P. 20–23; Bienstock J. W. Raspoutine: La Fin d’un Regime. Paris, 1917. P. 96—105.
405
Wrath. Before Rasputin.P. 324–330.
406
ЦГИА СПб. Ф. 2219. Оп. 1. Д. 26. Л. 100; письмо от 20 октября 1893 г. в кн.: Maylunas and Mironenko. Lifelong Passion. P.31. Великий князь был убит в 1905 году.
407
ЦГИА СПб. Ф. 2219. Оп. 1. Д. 13 в. Л. 101.
408
Антоний (Храповицкий), митрополит. Confession: A Series of Lectures on the Mystery of Repentance. Jordanville, N.Y., 1983. P. 31–32. Неприязненную оценку современниками «чрезмерной, патологической» религиозности, свойственной образованным женщинам, находим в кн.: Амфитеатров А. Женщина в общественных движениях России. Geneva, 1905. С. 13.
409
Письмо от 27 января 1891 г. в ЦГИА СПб. Ф. 2219. Оп. 1. Д. 24. Л. 30.
410
Там же. Д. 24. Л. 27.
411
По поводу дискуссии о лотереях в 1890-х гг. см.: Брокгауз Ф. А. и Эфрон И. А. Энциклопедический словарь. T. XVIII. СПб., 1896. С. 27–29.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Святой нашего времени: Отец Иоанн Кронштадтский и русский народ"
Книги похожие на "Святой нашего времени: Отец Иоанн Кронштадтский и русский народ" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Надежда Киценко - Святой нашего времени: Отец Иоанн Кронштадтский и русский народ"
Отзывы читателей о книге "Святой нашего времени: Отец Иоанн Кронштадтский и русский народ", комментарии и мнения людей о произведении.