Виктор Несмелов - Догматическая система святого Григория Нисского
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Догматическая система святого Григория Нисского"
Описание и краткое содержание "Догматическая система святого Григория Нисского" читать бесплатно онлайн.
747
De hom. opif. t. I, col. 101 CD–164 AB.
748
De vita Moys. t. I, col 353 CD.
749
De hom. opif. cap. 20; t. I, col. 200 D–201 A.
750
3) De orat domin. orat. V, t. I, col. 1181 ВС.
751
4) De beatitudin. orat. 1, t. I, col. 1197 С.
752
5) Ibid. orat. 3, t. I, col. 1223 AB.
753
6) Orat. cat. cap. 8, t. II, col. 33 AB. Conf. De virginitate, cap. 4. Здесь св Григорий в самых ярких чертах изображает многочисленные бедствия «черного этого и мрачного моря человеческой жизни». и приходит к следующему печальному результату: «по совету богодухновенных писаний, мы усматриваем только один выход из этих бедствий — удаление от этой жизни, заключающей в себе такое сочетание влекущих друг друга болезней». Op. t. III, col. 344 D. Conf. De mortuis, t. III, col. 504 BD–505 AC.
754
De orat. domin. orat. V, t. I, col. 1184 AB, D.
755
Гейнс иначе понимает этот пункт в учении св Григория. «Хотя, — говорит он, — Григорий и не отрицал, что человеческая природа наклонна ко греху, однако он утверждал, что в новорожденных младенцах нет греха или грязи порока». Свое понимание Гейнс основывает на словах св. Григория в трактате — «О преждевременно умирающих младенцах»: το απειρόκακον νήπιον εν τω κατά φυσιν γίνεται, μή δεόμενου της εκ του καθαρθήναι υγιείας, οτι μηδε την άρχήν την νόσον τη ψυχή παρεδέξατο (Heyns, Disput, hist. — theol. de Greg. Nysseno, p. 138). Ho в данном случае Гейнс совершенно напрасно привел текст св. Григория в сокращении. В своем полном виде он читается так: το δέ άπειρόκακον νήπιον μηδεμιας νόσου των τής ψυχής όμμάτον προς την τοϋ φωτός μετουσίαι επιπροσθουσης κτλ. (Μigne, t. III, col. 177 D=t. III, col 329 В по парижскому изданию 1638 г. на которое ссылается Гейнс), — и в этом виде получается уже совершенно иная мысль. Умерший младенец, по мнению св. Григория, не подвергается в будущей жизни очищению чрез огонь, потому что он еще άπειρόκακον, т. е. не искусился во зле, не наделал своих личных грехов, и потому-то именно μηδεμιας νόσου... επιπροσθοιση, не имеет никакой болезни, которая бы препятствовала ему обратиться к истинному свету и которую нужно было бы отнять у него. Ясно, что здесь говорится о болезни личной воли, о свободной склонности ко греху, об опытности во грехе, — и все это совершенно законно в младенце не признается. Младенец переходит в будущую жизнь в своем естественном состоянии (εν τω κατα φυσιν), т. е. имеющим только зачаточные силы ума и воли, и потому еще «не принявшим в этой жизни болезни в свою душу» (μηδέ την άρχήν την νόσου τή ψυχή παρεδέξατο), т. е. не успевшим еще получить болезненную привычку ко греху, следовательно — и не требующим для своего исцеления огненных лекарств. О первородном грехе здесь нет ни слова, и потому понимание Рейнса навязывает св. Григорию совершенно чуждую ему мысль.
756
Ιn cant. hom. 12, t. I, col. 1021 D.
757
In psalmos, t I, col. 480 B.
758
3) De an. et resurrect. op. t. III, col. 160 C.
759
Oratio catechet. cap 7.
760
Orat. cat. cap. 5, col. 24 CD. De hom. opif. cap. 16, t. I, col. 184 B.
761
Orat. cat. cap. 8, col. 37 С.
762
Orat. cat. cap. 22.
763
In саntіс. hom. 14, op. t. I, col. 1080 D–1081 A.
764
De vita Moysis, op. t. I, col. 341 D–344 A.
765
De vita Moys. t. I, col. 421 D. In psalmos, t. I, col. 564 B.
766
Contra fatum, t. II, col. 172–173.
767
De vita Moys. col. 340 D–341 A.
768
Гностики Маркосиане прямо говорили, что είναι τήν γνωσιν απολυτρωσιν του ενδον ανθρωπου.
769
Baumgarten — Сrusius, Lehrbuch der christrich Dogmengeschichte, ss. 163–165, 759–760.
770
У св. Григория Нисского — Contra Eunom lib. XII, op. t. II, col. 897 B.
771
Ibid. lib. V, col. 701 А.
772
Св. Григорий Нисский (Contra Eunom. lib. II, col. 544 D) говорит об арианах: «они делают какое-то основание нечестия из учения о домостроительстве, утверждая, что не целый человек спасен Господом, но половина человека, именно — тело; цель же такого злоухищрения относительно догмата у них состоит в том, чтобы показать, что унизительные выражения, которые употребляет Господь по человечеству, произошли, по-видимому , от самого Божества, и чрез это придать большую силу хуле, яко бы подтверждаемой собственным сознанием Господа».
773
Ibid. col. 545 А: τον επ' έσχατων τών ήμερών γενόμενον άνθρωπον, οΰκ άναλαβόντα τόν ψυχής και σώματος άνθρωπον. По изданию Фабриция, отрицание ουκ пропущено, но чтение св. Григория признается более правильным. Münscher Handbuch d. Dogmegesch. В IV, 8, Anmerk. 2.
774
Thomasius, Die Dogmengesch. d. alt. Kirche, S. 224–228. Neander, Allgem Gesch. d. ehristl. Relig. und Kirche, B. II, Abt, II, S. 905–907.
775
По свидетельству св. Василия В. (epist. 224, n. 3), Аполлинарий был плодовитейшим писателем IV века, но все его сочинения в период христологических споров были уничтожены. До нашего времени сохранились одни лишь незначительные отрывки из них в творениях полемизировавших с Аполлинарием церковных писателей, главным образом — в «Антирретике» св. Григория Нисского и в «Диалогах» блаж. Феодорита.
776
У св. Григория Нисского — Adversus Apollinarem, op. t. II, col. 1120 С.
777
Ibid. col. 1133 С.
778
Ibidem.
779
Ibid. D. Древний читатель того манускрипта, с которого был издан Антирретик Галландием, яснее выразил мысль Аполлинария таким образом: «как называть человеком того, о котором засвидетельствовано, что Он есть человек, сшедший с небес, и Бог, именуемый Сыном Божиим и Сыном человеческим».
780
У св. Григ. Нисск. Adv. Аpol. col. 1176 D.
781
У бл. Феодорита кирского Dialog. III, ор. ed. Sichulze t. IV, р. 256. Бл. Феодорит взял эти силлогизмы из сочинения Аполлинария — Κατά κεφάλαιον.
782
У св. Григ. Нисск. Adv Аpol col. 1140 D. ¨το δή πνεύμα, τουτέστι τιν νουν, Θεόν εχων ό Χριστός μετά ψυχης ml σώματος, εικότως άνθρωπος εξ ούρανου λέγεται.
783
Бл. Феодорит в «Haereticarum Fabularum compendium», lib, IV, cap. 8, говорит об Аполлинарии: σαρκωθηναί τε τόν Θεόν εφησι Λόγον, σώμα καί ψυχήν άνειληφότα, οΰ τήν λογικήν, άλλα τήν άλογον, ήν φυσικήν, ήγουν ξωτικήν τινες όνομάξουσι.
784
Baur, Die christiche Lehre von Dreienigkeit und Menschwerdung, В. I, s. 619.
785
У св. Григ. Нисск — Adv. Ароl. col. 1144 С.
786
2) Ibidem, col. 1172 В.
787
Ibidem, col. 1201 B.
788
Аполлинарий, очевидно, имеет здесь в виду абсолютную безгрешность Христа по человечеству: Христос родился безгрешным и остался таким; это-то последнее и служит для Аполлинария доказательством его мнения.
789
Св. Григорий Нисский не говорит определенно, на какие места писания указывал Аполлинарий этим и предыдущим вопросами, но судя по его решению этих вопросов можно с полною вероятностью признать за библейское основание их указанные нами тексты. Это подтверждают и ответы св. Григория Аполлинарию. Adv. Apol. col. 1184D–1185 АС.
790
У св. Григ. Нисск. — Αdr. Αpol. col. 1212 С.
791
Ibid. col. 1220 С: εί άνθρωπω συνήφθη ο Θεός, τέλειος τελεΐω, δυο αν ησαν, εις μεν φυσει Γΐος Θεόυ, εις δε θετός.
792
Ibid. col. 1244 С.
793
У св. Григория — Adv. Apol. col. 1232 В.
794
Ibid. col. 1240 С.
795
Ibid. col. 1224 D.
796
Ibid. col. 1168 B.
797
4) Ibid. col. 1260 C.
798
Baur, Die christr Lehre von Dreienig. und Menschwerd. B. I, s, 592–595.
799
Ullmann , Gregorius von Narianz s. 403. Dorner, Entwicklungs-Geschichte der Lehre von der Person Christi B. I, s. 1002–1004.
800
У св. Григория Нисского — Adv. Apol col. 1177 А.
801
Ibid. col. 1145 D: και προϋπάρχει ό άνθρωπος Χρίστος ούκ ως ετέρου οντος παρ' αυτόν του Πνεύματος, τουτέστι του Θεόυ, άλλ' ως του Κυρίου εν τή του Θεόυ άνθρώπου φύσει θεΐου Πνεύματος οντος. Мысль здесь та, что Христос — Сын человеческий, которого видел пр. Даниил, существовал до Своего воплощения от Девы Марии не рядом с Сыном Божиим, а в Нем и с Ним, так как Сын Божий был божественным Духом в образе человеческом и, следовательно, представлял собою Лицо Богочеловека.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Догматическая система святого Григория Нисского"
Книги похожие на "Догматическая система святого Григория Нисского" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Виктор Несмелов - Догматическая система святого Григория Нисского"
Отзывы читателей о книге "Догматическая система святого Григория Нисского", комментарии и мнения людей о произведении.