Виктор Несмелов - Догматическая система святого Григория Нисского
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Догматическая система святого Григория Нисского"
Описание и краткое содержание "Догматическая система святого Григория Нисского" читать бесплатно онлайн.
147
Contra Eunom., lib. I, col. 293A.
148
Op. t. II, col. 468 В.
149
В книге «О Святом Духе» к Амфилохию св. Василий Великий сам передает случай, который заставил его обратить особенное внимание на догматические формулы. «Недавно, — рассказывает он, — когда я молился вместе с народом и славословие Богу и Отцу заключал двояко, то словами: с Сыном и со Святым Духом, то словами: чрез Сына во Святом Духе, некоторые из присутствовавших восстали против меня, говоря, что мною употреблены выражения странные и при том одно другому противоречащие» (Op. t. III, р. 4). По мнению св. Василия, эта внимательность к слогам и выражениям — мелочна (μικρολογία), — но все–таки необходимо нужно считаться с этой мелочностью, и потому, в успокоение восставших и в опровержение повсюду распространяемых слухов, будто св. Василий «нововводитель и слагатель новых выражений», он подробно доказывает, что сам он никогда не дерзал употреблять в изложении догмата своих собственных выражений, что он принимает «выражение угодное и обычное святым и утвержденное обыкновением» (t. ΙΙΙ, р. 88).
150
Contra Eunom., lib. Ι, col. 300A.
151
Ibid. В.
152
Ibid. lib. II, col. 468 В.
153
Ibid. D–469A.
154
Contra Eunom., lib. Ι, col. 272A.
155
Ibid. col. 293 A.
156
Ibid., col. 272 А.
157
Op. t. ΙΙ, col. 12 D.
158
In. cant. hom. XI, op. t I, col. 1009 AB.
159
Ibid., hom. VІ, col. 892 B, A–C.
160
Ibid. hom. V, col. 873 CD.
161
Orat. cat. cap. 1; libri contra Eunomium.
162
In Hexaemeron, op. t. I, col. 72 C, 113 B. De hominis opii., ibid., col. 144 D.
163
1) De hominis opificio, col. 181 B.
164
In. cant. hom. ΧΠ, op. t I, col. 1020 B. Сontra Eunom. lib. XII., op. t. II, col. 925 C.
165
Orat. catechet., cap. 12, 16. Contra Apollinarem cap. 2, 4.
166
Ibid. cap. 33.
167
De anin., et resurrect., op. t. ІV, col. 28 C–69 B, 108 A, C; 129 BC; 96 A.
168
Contra Eunom. lib. V, со). 700 B: φαμεν τόν απόστολον μή θεολογίας ήμιν παραδεδωκεναι τρόπον, αλλά τήν κατά τό πάθος οικονομίαν υποδειξαι τω λόγω. Conf. col. 685 С.
169
Например, в Contra Eunom. lib. II, col. 508 С. учение свящ. писания о Сыне Божием у св. Григория называется ή του Ύίου θεολογία, — а в lib. IV, col. 629 B, изложив учение Евномия о Сыне Божием, св. Григорий замечает: τοιαυτη της αιρεσεος ή περί του Ύίου θεολογία.
170
Orat. catechet. cap. 5, 10. 20, 24.
171
Contra Eunom. lib, V, col. 684 A.
172
Ibid. lib. IV, col. 624 A, 625 C.
173
De anima et resurrect., op. t. III. col. 120 C.
174
Orat. cat. cap. 6.
175
De anima et. resurrect., col. 105 A.
176
De beatitudinibus, orat. V, op. t. I, col. 1249 D: ή περι το Θειον υπόληψις, — говорит св. Григорий, — εγκειται φυσικως τοις άνθρώποις.
177
De vita Moysis, t. I, col. 333 B. De infantibus, qui praеmat. abrip., t. III, col. 172 CD.
178
Orat. catech., cap. 32: ού γάρ αν τι διαμενοι εν τω είναι, μη εν τω οντι μενον το δε κυρίως και πρωτως ον ή θεια φυσις εστιν, ην εξ ανάγκης πιστεύειν εν πασιν είναι τοίς ουσιν ή διαμονή των οντων καταναγκάζει.
179
De anim. et resurrect. t. III, col. 25 AB.
180
Ibidem, col. 26 B, 28 A.
181
In cant. hom. XI, pp. t. I, col. 4009D: ή ψυχή dia του θαυματος των φαινομένων άναλογίξεται τη διανολα τον δια, των εργον νοούμενον, οτι εστιν.
182
In psalmos, t. 1, col. 505 B. De anim. et resurrect. t. III, col. 25 A.
183
Сенека, например, в 117 письме своем говорит: omnibus de diis opinio insita est.
184
В шестой главе своей второй Апологии он говорит, что мысль о Боге εμφυτος τη φισει των ανθρώπων. Opera quae exstant omnia, ed. Paris, 1742.
185
De testimonio animae, cap. 2. Conf. Adversus Marcionem lib. 1. cap. 10.
186
Oratio contra gentes, cap. 30: ού γαρ έχόντων εστι νουν άρνεΐσθαι την τούτου ποιητήν κάι δημιουργόν Θεόν. Migne, t. 25, col. 61 A.
187
Ibidem, cap, 34, Migne, col. 68D–69A.
188
Opera t. I, col. 1269 D–1272 AB. Conf, Quid sit ad imag. Dei, col. 1332 AB.
189
Stromat lib. V, cap. 12, p. 695–696: ουδε επιστήμη λαμβάνεται τή άποδεικτική αυτη γάρ εκ προτερων καί γνωριμωτέρων συνσταταί του δε άγεννήτου ουδεν προϋπάρχει.
190
Oratio contra gentes, Migne t. 25, col. 69A.
191
Orat. catech., prooemium, t. ΙΙ, col. 12.
192
Adversus haeres. lib. IV, cap. 19.
193
Ibidem, cap. 20.
194
Apolog. I, cap. 61. Conf. Apol. II, cap. 6.
195
Paedag. op. ed. Potter's, p. 140: “Εν δε ό Θεός, και επέκεινα του ενός, και υπερ αυτήν μονάδα.
196
Strom. lib. II, cap. 2, p. 431: ό Θεός... υπεράνω κάι τόπου, και χρόνου, και τής των γεγονότων ιδιότητος.
197
Ibid. Δήλον ουν ημιν εστι κεκρύφθαι την αλήθειαν.
198
Strom. lib. V, cap 11, p. 689.
199
Ibidem, cap. 12, p. 696: λείπεται δή θεια χάριτι και μόνω τώ παρά αυτοϋ λόγω τό άγνωστον νοεϊν.
200
Strom. lib. VІ, cap. 18, p. 826.
201
В своем сочинении — Θάλια — Арий говорит: ό Θεος καθο εστι, άρρητος απασιν υπάρχει ... αορατος απασι, τοϊς δε διά Υιόυ και αυτω Υίω αόρατος ό αυτός. Apud s. Athanas Alex. in Patrol. curs. compl. t. 26, col. 705D–708A. Conf. col. 24 B, 29 В. Сравн. Kuhn, Katholische Dogmatik, Band I, S. 374 — 375. Baur, Vorlesungen über die christliche Dogmengeschichte. B. I, Abschn. H, S. 158.
202
О личности Аэтия мы не имеем почти никаких сведений. Из рассказа св. Григория Нисского видно только, что он был человек низкого происхождения и большой руки аферист. Он последовательно занимался — черными работами в винограднике, был подмастерьем у какого-то кузнеца, сделался врачом, — а когда появилось арианство, принял участие в богословских спорах, и на первых порах сделался одним из самых видных защитников ереси. Св. Григорий Нисский говорит о нем: «подметив из уроков Аристотеля некоторый способ умозаключений, он стал знаменитым, превзойдя новизною изобретений самого отца ереси Ария» (Op. t. II, col. 261). Но эта изобретательность, достаточно выразившаяся в историческом прозвище Аэтия — αθεος, возмутила самих ариан, так что они сочли себя вынужденными подвергнуть отлучению как самого Аэтия, как и всех его последователей. Socrati hist. eccles. lib. ΙΙ cap. 35.
203
Epiphanii Panar. lib. ΙΙΙ, haeres. 76, cap. 4, ed. Oehler in Corpore haereseologico, Berolini, 1861.
204
Ritter, Geschichte der christlichen Philosophie, Th. II, s. 64.
205
Socrati historia ecclesiastica, lib. IV, cap. 7.
206
Св. Василий B. (Adversus Eunomium, lib. I, p. 316 C) говорит: «какая надменность и гордость думать, будто найдена самая сущность Бога всяческих».
207
Ibid. р. 319 В: «я думаю, — говорит св. Василий, — что не людям только, но и всякой разумной сущности недоступно её постижение». Срав. св. Григория Богослова opera ed. Morelli, t. I, p, 539 AB.
208
Adversus Εunom. op. t. I, p. 346 EA.
209
Opera, t I, р. 313 С.
210
Ibidem, р. 312 В. И св. Василий В. и св Григорий Нисский (Contra Еипот i ит, lib. I, col 265, lib. VII, col, 741 A; lib. col. 805D; lib XII, col. 905D, 1046 C) часто указывали нa связь учения Евномия с философией Аристотеля. Эта связь действительно существует, и она несомненно самая близкая. Только Риттер в своей «Истории христианской философии» не счел возможным доверить показаниям отцов церкви, потому что бо́льшая часть пунктов в учении Евномия будто бы «бесспорно противоречит духу аристотелевой философии», и вследствие этого Риттер соглашается принять название аристотелика по отношению к Евномию лишь в том благоприятном смысле, что Евномий стремился «к строгой последовательности мысли и к ясному определению философских понятий». В действительности же, по мнению Риттера, Евномий был платоник. Это доказывается как тем, что он думал постигнуть сущность Божию чрез имя — идею, так и тем, что он «несомненно» отодвигал это познание в будущий, горний мир (R itter, Geschichte der christlichen Philosoph ie, Th. II. s. 65–79) Но это мнение Риттера стоит совершенно одиноко в кругу вполне определенных воззрений на тот же предмет других ученых. Баур в своих «Чтениях по истории христианских догматов», определяя отношение арианства к православию с философской точки зрения, определил его, как отношение философии Аристотеля к философии Платона. «Древние церковные писатели, — говорит он, — выводили арианизм главным образом из пристрастия к аристотелевой философии, и действительно у тех ариан, которые более всего выдавались последовательностью выражения арианского основного учения, именно — у Аэтия и Евномия — ясно выдвигается их занятие аристотелевой философией». Из этой философии Баур выводит и стремление Евномия к δογμάτων ακρηβεια, потому что «для аристотелевой философии главное — понимание, а для того, чтобы иметь возможность понимать, нужно различать и делить» (Baur, Vorlesungen über die christliche Dogmengeschichte, В I, Abt. II s 106). Рупп точно также считает Евномия совершенным аристотеликом, и вместо того, чтобы усмотреть в его теории имен следы платонизма, предлагает сравнить выдвинутое им понятие αγέννητος с аристотелевским το προοτον κοινουν ακίνητον (Rupp, Gregor’s Bischofs von Nyssa Leben und Meinungen, s. 136 — 137). По мнению Куна, Евномий думал постигнуть Божию сущность не в будущей жизни, как это «несомненным» казалось Риттеру, а прямо в настоящем, человеческом понятии άγεννηοια, которое он считал не простым абстрактным понятием, а чистым, абсолютным понятием о Боге (Kuhn, Katholische Dogmatik, В. I, s. 379). Бёрингер точно также думает, что Евномий хотел постигнуть Бога только в абсолютном понятии нерожденного (Böhringer , Die Kirche Christi und ihre Zeugen, В. I, Abt. II, s. 193 — 194. Vergl. Thomasius, Die Dogmengeschichte der alten Kirche, Erlangen 1874, s. 231).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Догматическая система святого Григория Нисского"
Книги похожие на "Догматическая система святого Григория Нисского" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Виктор Несмелов - Догматическая система святого Григория Нисского"
Отзывы читателей о книге "Догматическая система святого Григория Нисского", комментарии и мнения людей о произведении.