Виктор Несмелов - Догматическая система святого Григория Нисского
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Догматическая система святого Григория Нисского"
Описание и краткое содержание "Догматическая система святого Григория Нисского" читать бесплатно онлайн.
75
Таковы, напр., письма св. Василия Великого, в русск. пер. его творений, том VI, №№ 124 и 126.
76
О ссылке св. Григория см. его собственное письмо № 22; срав. письма св. Василия Великого, в русск. перев. его творений, том VII, №№ 217, 229 и 231.
77
Русск. перев. творений, том VI, №№ писем 64, 65, 66 и 69.
78
Письмо св. Григория Нисского № 6. Rupp, op. cit, s. 66.
79
Сохранилось в отрывках у св. Григория Нисского в его Антирретике.
80
Fabricius, указ. сочин. и том, стр. 162. В ученом издании Галландия точно указано, какие места Антирретика кем были процитованы и в каком сочинении.
81
Деяния вселен. соборов, том V, стр. 144–146 и 487.
82
К 385 г. послание к Феофилу относится Тилльмоном, Селье и Фабрицием, — к 394 русским биографом св. Григория, в Прибавл. к твор. св. отцов, том 20, стр. 59.
83
Walch, Historie der Ketzereien, Spaltungen und Religions — Streitigkeiten, B. III, s. 210.
84
In canticam, proemium, op. t. I, col. 756 A.
85
Приб. к изд. твор. св. отцов, том 20, стр. 49–50.
86
Migne, t. 95, col. 1229, 1259, 1338; t 130, col. 853.
87
Theodoriti opera, ed. Schnitze, t. IV, p. 65. Деяния всел. coбор. том I, стр. 572 Migne t. 95, col. 1199, 1238, 1259.
88
Rupp, op. cit. s. 22–23.
89
Be virginitate, cap. 21 и 23, op. t. III, col. 400 CD и 408В.
90
De vita Moysis, op. t. I, col. 429 B.
91
Ibidem, col. 300 A.
92
Ibidem, col. 300 В.
93
De professione Christiana, op. t. III, col. 237 B–240 A,
94
Ibidem, 240 A.
95
De vita s. Macrinae, Op. t. III, col. 960 A.
96
De anima et resurrectione, op. t. III, col. 12 A. Conf. De vita s. Macrinae, col. 973 BD, 977 CD.
97
De anim. et resurrect. col. 13В.
98
De mortuis, op. t Ш, col. 497AB.
99
De infantibus, qui praemature abripiuntur, op. t. III, col. 164D.
100
Таковы, напр., попытки Селье (op. cit. р. 383–438) и Гольдвитцера (Petrologie verbanden mit Patristik, Nürnberg 1834, В. I, s. 482–498).
101
Heyns, op. cit. p. 21.
102
Böhringer, op. cit. s. 300. Vergl. Rupp, op. cit. s. 146–147, — а в качестве иллюстрации к этому отзыву см. буквальные выписки на стр. 165–169, 169–170, 171–172, 173–183, 183–194 и т. д. до конца сочинения, где Катихизис св. Григория выписан весь целиком.
103
Ер. 24, op. t. III, col. 1089 А: διαιρων γαρ εις δύo τήν των χριστιανών πολυτείαν, είς τε το ήθίκον μέρος και εις τήν δογμάτων άκρίβειαν, τo μεν σωτήριον δόγμα εν τή του βαπτίσματος παραδόσει κατησφαλίσατο·τόν βιόν ή μών δία τής τηρήσεως των εντολών αΰτον κατορθούσθαι κελεύει.
104
In psalmos cap. 3, op. t. I, col. 444 A. In cant. hom. 4, col. 845 С, и hom. 6, col. 885 B.
105
Orat. catechet. cap. 3, 19. Contra Eunom. lib. 1, op. t. U, col. 304 D, 332 AB.
106
Contra Eunom. lib. 2, col. 488 C. Conf. lib. 12, col. 1045 CD.
107
De homin. opificio, op. t. I, col. 209 CD, 232 A. De vita Moysis, col. 329 CD, 337 AB. De anima et resurrect., op. t. III, col. 109 A.
108
Contra Eunom. lib. 5, col. 684 BC; lib. 11, col. 881 D.
109
Ibid., lib. X col. 296 D: δόγματα τής άληθείας.
110
Ibid., col. 232 C: θεία δόγματα. Lib. 3, col. 593А: θεία καί υψηλά δόγματα; conf. 597 D.
111
Ibid. lib. 1, col. 300 A: εύαγγελικά δόγματα.
112
Ibid. col. 297 D: δόγμα τό μυστικόν.
113
Ibid. col. 329 D: δόγμα της εκκλησίας; lib. 2, col. S60 С: εκκλησιαστικόν δόγμα. De anima et resurrect, op. t. Ill, col. 108 C.
114
Adversus Apollinar. cap. 2: πατρώα δόγματα. Все эти наименования св. Григорий прилагал только к христианским истинам, содержимым вселенскою церковью: учение еретиков и сектантов он называл не иначе, как «еретическими предположениями» и «человеческими догадками». Op. I. Il, col. 240 С, 468 А.
115
У св. Григория Нисского в XI кн. Contra Eunom., op. t. II, col. 877D–880A: πειθόμενοι τοίς άγίοις καί μακαρίοις άνδράσιν, ούτε τή σεμνότητι των ονομάτων, ούτε εθων καί μυστικόν ονμβόλων ιδιότητι κυρούσθαι φαμεν τό τής εύσεβείας μυστήριον, τή δε των δογμάτων άκριβεία. Слово άκρίβεια — точность, тщательность — употребляется в приложении к догматам и св. Григорием и Евномием, но употребляется в различных смыслах. Св Григорий понимает под ακρίβεια точность в смысле неизменности, Евномий же — в смысле ясности, понятности.
116
Contr. Eunom., I. XI, col. 880 С.
117
В своей первой книге против Евномия св. Григорий обличал его, между прочим, за то, что он учил μόνην άρκεϊν τώ άνθρώπω την αιρετικήν πίστιν προς τελειότητα. Op. t. II, col. 281 A.
118
В XI книге против Евномия св. Григорий так защищает необходимость добрых дел: «отвергающие на деле веру и порицающие обычаи... и думающие, что спасение заключается в искусных рассуждениях о рожденном и нерожденном, — что они такое, как не преступники спасительных догматов» (Ор. t. II, col. 881 AB). А в письме к еретику Ираклиану следующим образом он определяет значение догматов: «вся забота супостата по совращению душ многих направлена к тому, чтобы им не было пользы, хотя бы они и достигли совершенства путем исполнения заповедей, так как для заблуждающихся относительно догмата нет первой и великой надежды спасения». (Op. t III, col. 1089 AB: τής μεγάλης καί πλάτης ελπίδος εν τη περί το δόγμα πλάνη τοίς άπατηθείσι μη σημπαρούσης).
119
Негодуя на отрицание Евномием всего строя церковно-христианской жизни, св. Григорий представияет своему противнику, между прочим, и такой аргумент: έργω τι ποιησαι των άτόπων τού διά ρήματος εξαμαρτειν μόνον παρά πολύ χαλεπώτερον, — и отсюда делает заключение об особенной важности поруганных Евномием έθων και μυστικών σνμβόλων христианства. Contra Eunom., lib. XI, op. t. II, col. 881 A.
120
В письме к Ираклиану св. Григорий сопоставляет δόγμα и εντολη, и замечает, что неисполнение заповедей приносит, μικροτεραν τη ψυχη τήν ζημίαν, потому что в христианстве κυριώτερον και μειξον μερος есть δόγμα. Op. t III, col 1089 A.
121
Op. t III, col. 288 BC. Conf. t. I, col. 748 B.
122
Strom. lib. 2, cap. 4, op. ed. Potters, Oxonii 1715, p. 436: κυριωτερον συν τής επιστήμης ή πίστις και εστιν αυτής κριτηριον.
123
In Isaiam, cap. 2.
124
125
S. Basilii M. Contra Eunom. lib. II, t. I, p. 369.
126
Epist. 24, t. III, col. 1088 D.
127
Contra Arium et Sabellium, op. t. II, col. 1281 B.
128
Ibidem, col. 1284 B.
129
Contra Eunom. 1. 2, col. 473 C. Conf. lib. 10, col. 832 C.
130
Opera omnia ss. Patrum latinorum, ed. 1781 г. Wirceburgi, vol. I–II: opera omnia Tertulliani, vol. II, De praescriptionibus haereticorum, cap. 14: adversus regulam nihil scire, omnia scire est. Conf. ibid. cap. 7, 8, 9 и 13.
131
Stromat., lib. II, cap. 2, p. 433.
132
Ibid., lib. VI, cap. 11, p. 786: των γραφών των κυριακων άνάγνωσις εις άπόδειξιν τών λεγομένων αναγκαία.
133
Ibid., lib. VII, cap. 16, p. 889: ου πρώτερον άποστήσονΐαι ζηχονντες αλήθειαν ττρϊν αν χήν άτΐόόειξιν duo αυτών λαβώσι των γραφών.
134
S. Athanasii opera omnia, ed. Migne, Patr. curs. t. 25: De synodis, cap. 6, col. 689 B: εστι μεν γαρ ίκανωτέρα πάντων ή θεια γραφη. Conf. Vita s. Antonii, ibid. col. 868 A.
135
Ep. 4 ad Serapionem, cap. 5, Patrol, t. 26, col. 644 B.
136
Adversus Eunomium, lib. II, op. t. I, p. 337.
137
De anima et resurrect., op. t. III, col. 64 AB.
138
De anim. et resurrect., col. 52 BC.
139
Ibid. col. 49 C. Conf. 64 B.
140
Contra Eunom. I. XI, col, 884 A.
141
S. Irenaei Lugdunensis, Adversus Valentini et similium gnosti corum haereses libri quingue, ed. Fer — Ardentii, Paris, 1639, lib. III, cap. 2.
142
1) Adversus haereses, lib. III, cap. 3
143
Contra Eunom. lib. I, col. 449 AC.
144
Ibid., lib. IV, col. 653 В.
145
Eunomii apologia, cap. 7, 15, 25. Fabricii Bibliotheca graeca. vol. VIII, pp. 269, 281 и 296.
146
Contra Eunom. lib. Ι, op. t. ΙΙ, col. 417 B: (τι γάρ) μή εν ρήμασι καί προφορά τό άσφαλες κυνδενευει τής πίστεως, τής δε κατά την διάνοιαν ακρίβειας λόγος ουδείς? Текст не совсем понятен и потому передается различно. Латинский интерпретатор совершенно произвольно истолковал его в таких словах: Quid enim? An in verbis et prolatione sесиritas et sinceritas fidei perdinatur? An nulla ratio habenda ejus, quae ex sensu est, accurationis? Лучше передали темное место русские переводчики: «ибо что? не от речений ли и произношения терпит опасность непоколебимость веры, а о точности в смысле нет и слова»? (Твор. ч. V, стр. 205). В нашем переводе пояснительная вставка сделана на основании контекста, где обличается софистическая диалектика ариан.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Догматическая система святого Григория Нисского"
Книги похожие на "Догматическая система святого Григория Нисского" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Виктор Несмелов - Догматическая система святого Григория Нисского"
Отзывы читателей о книге "Догматическая система святого Григория Нисского", комментарии и мнения людей о произведении.