Иоанн Кронштадтский - Дневник. Том III. 1860-1861. Созерцательное богословие. Крупицы от трапезы Господней

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Дневник. Том III. 1860-1861. Созерцательное богословие. Крупицы от трапезы Господней"
Описание и краткое содержание "Дневник. Том III. 1860-1861. Созерцательное богословие. Крупицы от трапезы Господней" читать бесплатно онлайн.
Иоанн Кронштадтский. Дневник, том III. 1860-1861. Созерцательное богословие. Крупицы от трапезы Господней.
Его брашно, как Он Сам говорил, было — сотворить волю пославшаго Его Отца, совершить дело Его (Ср.: Ин. 4, 34). Приносят Ему ученики купленное брашно, зная, что Учитель давно уже не ел, говорят: Равви, ешь. А Он им отвечает: Аз брашно имам, егоже вы не весте (Ин. 4, 31–32), то есть то самое брашно, о котором сейчас сказано. — Как Он учил нас презирать славу человеческую? Опять Своим примером и Своими Божественными словами. Славы, говорил Он, от человек не приемлю (Ин. 5, 41). — Како вы можете веровати, славу друг от друга приемлюще, и славы, яже от Единаго Бога, не ищете? (Ин. 5, 44.) Вот вы, возлюбленные братья, вступили во святую великую Четыредесятницу. Поститесь же так, чтобы иметь всегда в виду пример Самого Иисуса Христа, постившегося нашего ради спасения [169] четыредесять дней; поститесь именно для того, чтобы иссушить или, по крайней мере, уменьшить нечистые потоки греха во плоти, которую доселе прилежно питали и утучняли и чрез то подавали ей силу — больше и больше удалять от Бога ваше сердце. Возлюбленные братья, тесное сродство и связь между обильным и приятным насыщением чрева и между всяким грехом находится: обильная и приятная пища удаляет сердце от Бога. Этого нет нужды и доказывать: всякий, сколько–нибудь наблюдавший за собою, за своею духовною жизнию, знает это. — Итак, поститесь с тем, чтобы ослабить грех во плоти (чтобы чрез пост телесный и вместе духовный), поститесь вместе и телесно и духовно, удаляя от себя всякую неправду, — и вы проложите путь к соединению с Богом, ибо Бог не может пребывать в сердцах тех людей, которые усердно служат плоти, — и надежда на спасение, как заря солнечная, взойдет в ваших сердцах, пока не озарит вас ясный, нескончаемый день будущего века (который узреть да сподобит Господь всех нас Своею благодатию и человеколюбием во Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава со Отцем и Святым Духом ныне и всегда и во веки веков. — Аминь.)
Но возвратимся к предмету нашей надежды. Христианин, мы сказали, предуготовляется здесь к блаженному единению с Богом на небесех и что уже на земле верные христиане предначинают это блаженство. Теперь естественно спросить: отчего же так велика почесть человеку–христианину? Какое он имеет основание надеяться от Бога таких высочайших благ? Как человек грешный может надеяться на вечное блаженство на небесах, когда он недостоин не только небесе, но и земли, и сей временной жизни? [170]
† (NB.Чтобы иметь истинно христианскую надежду, для этого нужно познать самого себя, свою природу, именно — касательно тела надо знать, что оно для своего питания требует очень, очень малого; что блаженство сердца нашего, жадного до удовольствий, не на земле, а в Боге, что почестей, до которых жаден дух наш, — не здесь, на земле, надобно искать, а на небесах — по чести чад Божиих (Ср.: Рим. 8, 21).)
(Наставление. Почти, сказано, лице старно, и да убоишися Господа Бога твоего (Лев. 19, 32). Так почитай в своем отце — старце как бы Самого Отца Небесного, не жалей для него ничего, как для Бога, все тебе даровавшего, как и отец твой отдал тебе все, как бы наследником тебя сделал: отдал место, дочь в жены тебе. Тяжко согрешишь, не почитая отца или жалея чего–нибудь для него.)
Мальчик Петр Ламанов умнее меня, тверже меня в вере, крепче в терпении: он во время болезни испытывал сильные мучения и не стонал, а благодушно терпел; сам причастия просил; а я стонал в моей болезни, малодушествовал и прежде лечения не просил животворящих Таин, а уже после лечения отслужил Литургию.
О немецкой книге. Рассказ Сусанны Андреевны; суждения автора этой книги о Иисусе Христе только как о совершеннейшем Человеке, но не как о Боге [171].
† НАДЕЖДА ЛОЖНАЯО божестве нынешних христиан. Что обожают люди? — Чрево. Еще что? — Деньги. Еще? — Ум человеческий. — Кому же служат мнимые христиане? — Диаволу, а не Христу. Христа только по имени знают. — Да ямы и пием, утре бо умрем (Ис. 22, 13; 1 Кор. 15, 32).
Если кто тебя оскорбил, а ты прощаешь ему обиду и не сердишься на него, вменяя в ничто его обиду или в смирении и простоте сердца почитая себя достойным того, то ты побеждаешь оскорбителя, торжествуешь над ним, хотя и мечтает он, что торжествует над тобою; но если ты сердишься, злобишься на оскорбителя, то ты немощный нравственно и побежденный врагом и стоишь крайнего сожаления как не умеющий владеть собою, не научившийся еще смирению и не сведущий в том, как побеждать тебе духа гордости. — Только взглянуть на тебя при серчании: и всякий увидит, что ты — жалкий человек. [172]
† МОЛИТВА НЕДОСТОЙНАЯКогда жалеющий свою плоть, ленивый человек становится на молитву, тогда враг представляет ему мнимую продолжительность молитвы и мнимую трудность ее для плоти и тем повергая в уныние сердце его, расслабляет его для молитвы. Очевидно, это — мечтание. Не надо жалеть своей плоти, а бодро, с твердою верою, надеждою и любовию приступать к ней. Для веры, надежды и любви нет ничего трудного и невозможного, равно как и продолжительного. Иаков по любви к Рахили и в надежде получить ее руку работал Лавану 14 лет, усталости не знал, и — быстро прошли для него 14 лет (См.: Быт. 29, 18–28). —Приложи это и к молитве. Если ты истинно любишь Бога, то никакая молитва не покажется тебе трудною и продолжительною, потому что надежда — принять Бога в сердце свое — усладит твой труд; все подвиги, ради Бога совершаемые, покажутся малозначащими и легкими; таково свойство любви. — Не потворствующий своей плоти жаждет молитвы, как голодный — пищи и пития, и в сладость насыщается [173] ею, не зная усталости; отстать не хочет, дни и ночи проводит в молитве и чем больше молится, тем большею воспламеняется любовию к молитве — так что если бы не немощь плоти, то он не вставал бы от сладостной беседы с Богом. — Вот почему мы видим святых подвижников, которые всю жизнь проводили в посте и молитве и не знали в ней сытости.
Дерзкие! Зачем вы отвергаете Божество Сына Божия, когда чрез Него вы сами можете обожиться и быть сынами Божиими? — Или невмочь вам такое блаженство, исчадия диавола, как диаволу невмочь было покоряться Сыну Божию и Святому Духу, Коим он возмечтал быть равным?
† Весь род человеческий едина плоть и кровь; зачем и не единый дух (Еф. 4, 4), как и быть должно бы? Люди благочестивые и Ангелы — едина Церковь; Бог и праведники едино. Все — от Единаго (Евр. 2, 11), и все должны бы возвести себя по подобию к Единому. Но увы! Грех разделил! Чрез Христа опять возводимся к блаженному единству.
† Врагу бесплотному почему–то сильно нравится быть у нас в правом боку и разжигать в нем, как сухой хворост, беззаконие (неверие, противление всякой истине и всякие страсти) и отвращать сердце от всякого доброго помысла, доброго желания и доброго дела. Особенно ему очень нравится это делать во время нашей молитвы, также пред прикосновением к предметам священным, иногда пред беседою и во время беседы с людьми, особенно же пред причащением Святых Таин (такой неугомонный)! Крепко, видно, ему не нравится всякое добро. Так оно и есть. Когда не делаешь доброго дела, не стремишься к Богу: ничего; стал стремиться всем сердцем: и пошла война, и заметали бомбы.
Имей такое уважение к истине, что если кто о тебе говорит дурно в глаза или заочно, но справедливо, люби его за правду, как друга; а если кто отзывается о тебе в глаза или на стороне хорошо, но несправедливо, обличи его в лести и скажи ему, что отзыв его о тебе несправедлив.
Если ты в сердце имеешь злобу на человека, не обнаруживая ее, и видишь на лице того человека также признак злобы на тебя, не говори ему в злобе твоей ни одного слова, хотя бы то для исправления его: враг действует в ваших сердцах и ждет только удобного случая к воспламенению сердец ваших всею силою злобы, и лишь малейший повод представится, злоба воспламенится, и вы доставите врагу случай торжествовать над собою. Души наши как–то понимают друг друга без внешних обнаружений. Чтобы избежать диавольской злобы, любовь друг ко другу прилежну имейте (1 Пет. 4, 8), говорил Апостол.
Подвизайся в державе крепости (Еф. 1, 19) Иисуса Христа ни на минуту не давать места злобе в сердце своем — и напротив подвизайся иметь всегда благость сердца. Бывайте блази… (Еф. 4, 32.) Христианину, как сыну Божиему по благодати, храму Духа Святого и члену тела Христова, не должно уподобляться по злобе диаволу и сердце свое делать жилищем его и как бы членом его.
† Чрез Свое воплощение Господь стал в ближайшее отношение к веществу. Дивно! Сам Бог соединен в одно лице с человеком — Бог стал плотию. — Слово плоть бысть (Ин. 1, 14); Сам вкушал нашу плотскую пищу и пил наше питие; возлежал в яслях, обитал в доме Невместимый небесами; ходил стонами по земле, по воде, по воздуху — (идущу, говорится, на небо) (Ср.: Деян. 1, 10); пригвоздился ко древу на ничесом же землю повелением Своим повесивыи. [174] Вся земля, воды и воздух, древа, камни, металлы, животные — все освящено вочеловечившимся Сыном Божиим: потому–то любезна для Него земля — это временное жилище человека, это гостиница человеческого рода, это место обитания Его между человеками. Но особенно любезны для Него люди, коих душу и тело Он принял в единство Своего Лица, и особенно истинные христиане. Он в них и они — в Нем.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Дневник. Том III. 1860-1861. Созерцательное богословие. Крупицы от трапезы Господней"
Книги похожие на "Дневник. Том III. 1860-1861. Созерцательное богословие. Крупицы от трапезы Господней" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Иоанн Кронштадтский - Дневник. Том III. 1860-1861. Созерцательное богословие. Крупицы от трапезы Господней"
Отзывы читателей о книге "Дневник. Том III. 1860-1861. Созерцательное богословие. Крупицы от трапезы Господней", комментарии и мнения людей о произведении.