Джеймс Голдгейер - Цель и средства. Политика США в отношении России после «холодной войны»

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Цель и средства. Политика США в отношении России после «холодной войны»"
Описание и краткое содержание "Цель и средства. Политика США в отношении России после «холодной войны»" читать бесплатно онлайн.
Как формировалась внешняя политика США по отношению к России в 90-е годы XX века? В чем видела свои интересы в разваливающемся Советском Союзе правящая американская элита и правильно ли оценивала ситуацию? Какие были совершены ошибки и почему? На эти вопросы на основании широкого спектра источников, бесед с известными политическими деятелями, личных наблюдений пытаются найти ответ авторы нашумевшей в США книги.
78
Раздел 907 гласит: «В соответствии с данными или любыми другими законами американская помощь… не может предоставляться правительству Азербайджана до тех пор, пока президент США не определит и не информирует Конгресс, что правительство Азербайджана предпринимает явные шаги по прекращению блокады и других форм недружественного применения силы против Армении и Нагорного Карабаха».
79
Гражданский союз представлял собой самодеятельную центристскую политическую коалицию, включавшую нескольких влиятельных лидеров, партий и групп по интересам. Недовольный тем, что российские демократы поддержали распад Советского Союза, но не готовый присоединиться к более воинственно настроенным националистам, Василий Травкин со своей Демократической партией России создал родственную организацию в партии «Свободная Россия» вице-президента Руцкого — постсоветском варианте Коммунистической партии Советского Союза. Эти две партии объединились под эгидой Аркадия Вольского и возглавляемого им Российского союза промышленников и предпринимателей — политического лобби, которое претендовало на то, чтобы представлять интересы директоров российских предприятий. 21 июня 1992 г. эти три организации объединились с влиятельной парламентской фракцией «Смена» и еще несколькими мелкими организациями, образовав Гражданский союз. Осенью 1992 года Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) (принявшая новое название организация советских профсоюзов, утверждавшая, что в то время она насчитывала 60 млн. членов) также примкнула к Гражданскому союзу.
80
Профессор Колумбийского университета Роберт Легволо, присутствовавший на этом ужине, рассказал об этом авторам.
81
Аналогичные заявления сделали и другие ведущие члены Конгресса США. См.: Freidman T. Showdown in Moscow: U.S. to Speed Money to Bolster Yeltsin // New York Times. — September 22, 1993. — P. A13.
82
Holmes S. $2.5 Billion in Aid for Russia Backed by Key Senate Vote // New York Times. — September 24, 1993. — P. A6. Заголовок этой статьи создавал, ошибочное представление о том, что вся эта помощь предназначалась России.
83
После 4 октября сенатор Роберт Доул (республиканец от штата Канзас) стал более скептически относиться к Ельцину и его реформам «шоковой терапии». См.: Gosselin and Putzel. U.S. Reaffirms Full Support for Russian Leader. — P. 12.
84
Макфол был одним из международных наблюдателей на выборах.
85
Егор Гайдар говорил об угрозе «институционального» противостояния во время своей пресс-конференции 14 декабря 1993 г., на которой присутствовал Макфол. См.: Lysenko V. Toward Presidential Rule // Journal of Democracy. — Vol. 5. — April 1994. — P. 9-13; Hiatt F. Democrats Look Back In Anger // Moscow Times. — September 23, 1994, p. 4; and Norton P. Yavlinsky Offers Grim Assessment of Russian Reforms, Moscow Tribune. — January 27, 1995. — P. 6.
86
Впечатления Макфола от встречи за ужином 14 декабря 1993 года в Москве с Тэлботтом, Нуланд, послом Томасом Пикерингом, Леоном Фёрсом. См. также: Thomas Friedman, On Russian Vote, Clinton Accentuates the Positive // New York Times. — December 14, 1993. — P. A16.
87
14 декабря 1993 г., выступая в телевизионной передаче «Найтлайн» компании «Эй-Би-Си», бывший госсекретарь Джеймс Бейкер заявил, что советник президента по национальной безопасности Энтони Лэйк мог бы попытаться встретиться с Жириновским. Макфол присутствовал на нескольких встречах с правительственными чиновниками, в ходе которых высказывалась идея установления контакта с Жириновским.
88
До отставки 24 января 1994 г. Сакс и Аслунд формально числились в Министерстве финансов. Interview with Aslund.
89
В интервью с Макфолом летом 1995 года либеральные советники президента Георгий Сатаров, Марк Урнов и Леонид Смирнягин утверждали, что их роль в этих дискуссиях была незначительной. Аналогичные размышления о падении влияния либералов можно найти в книге Гай дара «Дни поражений и побед» (М.: Вагриус, 1996), гл. 13; and Remnick D. Resurrection: The Struggle for Russia (Random House, 1997). — Chap. 9.
90
Джон Данлоп отмечает, что эта группа оказывала решающее влияние на выработку политического курса в период с октября 1994 по февраль 1995 года. См.: Dunlop J. Five Months that Shook Russia // Hoover Digest. — No. 2. — 1996. — P. 90-94. Жириновский и его Либерально-демократическая партия получили почти четверть всех поданных голосов, продемонстрировав тем самым ближайшим советникам Ельцина, что Ельцину нужно отказаться от своего либерального имиджа, риторики и союзников, чтобы одержать победу на следующих президентских выборах. См.: Лысенко В. Авторитарный режим неизбежен // Независимая газета. — 1994. — 22 декабря; Pain E. and Popov A. Chechnya // Azrael J. and Pain E. eds. U.S. and Russian Policymaking with Respect to the Use of Force. — Santa Monica: Rand, 1996. — P. 25-27; and Shevtsova. Yeltsin's Russia. — P. 113-114.
91
После своего переизбрания Ельцин поручил генералу Александру Лебедю, занявшему на антивоенной платформе твердое третье место на выборах, провести переговоры о мирном урегулировании с Чечней. И хотя Лебедь в конечном счете вступил в конфликт с Ельциным и был уволен, он, опираясь на свои 11 миллионов избирателей, высказавшихся за прекращение войны, 31 августа 1996 г. успешно завершил свои переговоры с Чечней. В своем осторожном подсчете численности потерь со стороны участников боевых действий и вовлеченных в них гражданских лиц Джон Данлоп оценил ее в 48 500 человек. См.: Dunlop J. How Many Soldiers and Civilian Died During Russo-Chechen War of 1994-1996? // Central Asian Survey. — Vol. 19. — nos. 3 and 4 (2000). — P. 338. Российский политик Григорий Явлинский оценивал эти потери в 100 000 человек. См.: Yavlinsky G. Where Is Russia Headed? An Uncertain Prognosis // Journal of Democracy. — Vol. 8. -January 1997. — P. 4.
92
Интервью с Тэлботтом. Утверждается, что Дудаев 10 ноября 1994 г. направил Клинтону письмо с предупреждением о готовящемся вторжении, но в руководстве администрации Клинтона никто не припоминает, чтобы он читал его. Относительно письма см.: Dunlop. Russia Confronts Chechnya. — P. 178. — Note 41.
93
По этому вопросу Тэлботт и его злейшие критики, казалось, пришли к согласию. См.: Graham Т.Е. Russia's Decline and Uncertain Recovery (Washington: Carnegie Endowment for International Peace, 2002).
94
В интервью Маккерри особо подчеркивал, что Клинтон сам сформулировал эту аналогию, а старшие советники подписались под ней.
95
Доул также назвал майский саммит 1995 года провальным, поскольку Клинтон не смог обеспечить ни одной уступки по Чечне. См.: CNN, May 11, 1995. — Transcript 1020-3; and American Foreign Policy Council. Russian Reform Monitor. — No. 8 (May 10, 1995).
96
Эта фраза просто ужасна, потому что рыночные и демократические преобразования — это два взаимосвязанных, но разных явления. И одно не должно изменять другое. Примечательно, что представители администрации Клинтона никогда не использовали выражение «демократический капитализм». Относительно конфликтов между этими двумя аспектами ре форм см.: McFaul M. When Capitalism and Democracy Collide In Transition, Working Paper 1 (Harvard University, Davis Center for Russian Studies, 1997). — P. 1-37.
97
Ельцин просил Клинтона не встречаться с Зюгановым один на один, и Клинтон внял этой просьбе. См.: Sanley A. Clinton is Served Watered-Down Communism // New York Times. — April 22, 1996. — P. A7.
98
Сотрудники Коржакова в тот период высказывали Макфолу подобный пессимизм относительно перспектив Ельцина.
99
Относительно проблемы НАТО см. гл. 8.
100
Владимир Потанин, возглавлявший в то время компанию «Интеррос», разработал эту программу вместе с Чубайсом. Относительно деталей программы предоставления кредитов под залог акций см.: Hoffman. The Oligarchs. — Chap. 12; and Freeland Ch. Sale of the Century: Russia's Wild Ride from Communism to Capitalism (Crown Business, 2000). — Chap. 8.
101
Только друг Явлинского Уильям Сафайер считал, что Явлинский является конкурентоспособным кандида том, и высказывался в его поддержку в своих статьях в «Нью-Йорк таймс». В первом раунде Явлинской получил только 7% голосов.
102
В то утро Гайдар, узнав о планах Ельцина отложить выборы, ринулся в резиденцию посла Пикеринга в Спасо-хаус, чтобы призвать его вмешаться и повлиять на Ельцина. Его коллега Анатолий Чубайс вспоминает об этом дне, как об одном из самых критических дней русской революции. Интервью с Гайдаром.
103
Тэлботт вспоминал, что он и остальные узнали от Морриса о контактах Клинтона с американскими консультантами в Москве 29 марта. Interview with Talbott, Lake, McCurry, and Dick Morris. See also: Talbott, The Russia Hand. — P. 447. — No. 6.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Цель и средства. Политика США в отношении России после «холодной войны»"
Книги похожие на "Цель и средства. Политика США в отношении России после «холодной войны»" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Джеймс Голдгейер - Цель и средства. Политика США в отношении России после «холодной войны»"
Отзывы читателей о книге "Цель и средства. Политика США в отношении России после «холодной войны»", комментарии и мнения людей о произведении.