Джеймс Голдгейер - Цель и средства. Политика США в отношении России после «холодной войны»

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Цель и средства. Политика США в отношении России после «холодной войны»"
Описание и краткое содержание "Цель и средства. Политика США в отношении России после «холодной войны»" читать бесплатно онлайн.
Как формировалась внешняя политика США по отношению к России в 90-е годы XX века? В чем видела свои интересы в разваливающемся Советском Союзе правящая американская элита и правильно ли оценивала ситуацию? Какие были совершены ошибки и почему? На эти вопросы на основании широкого спектра источников, бесед с известными политическими деятелями, личных наблюдений пытаются найти ответ авторы нашумевшей в США книги.
Преобразование и интеграция
Даже современники «холодной войны» с трудом могут представить, насколько всеобъемлющей в глазах политиков и общественности была на протяжении полувека советская угроза. В период 90-х годов и особенно в годы администрации Клинтона американский внешнеполитический истеблишмент обосновывал политику и программы, направленные на поддержку внутренних преобразований в России, тем, что это отвечало национальным интересам США. Указывалось, что если в России укоренятся демократия и капитализм, то она будет проводить более прозападную и проамериканскую внешнюю политику. Демократическая и рыночно ориентированная Россия будет стремиться войти в сообщество демократических (и западных) стран и в силу этого будет действовать скорее согласованно с ними, чем противодействовать этому сообществу и проводимой им политике в сфере международной безопасности. Достижение целого ряда внешнеполитических целей США значительно облегчится, если Россия будет партнером, а не противником, как это имело место в прошлом.
Россия добилась только частичных успехов в создании рыночных и демократических институтов. Однако на протяжении 90-х годов необходимость продолжения этих внутренних перемен заставляла тех, кто отвечал за ее внешнюю политику, сотрудничать с Западом в целом, и в первую очередь с Соединенными Штатами. Россия отказалась от проведения недружественной и идеологически мотивированной внешней политики. Когда новым лидерам России удалось в 1991 году сбросить одряхлевший советский режим, они уже не считали США противником, но видели в них своего союзника в завершении антикоммунистической революции. Теперь главной целью внешней политики России стала не поддержка коммунизма за рубежом, а сближение с Западом.
Именно демократизация в Советском Союзе и России позволила Ельцину прийти к власти. Оказавшись у власти, он и его первый министр иностранных дел Андрей Козырев сыграли ключевую роль в переориентации России в проамериканском направлении. Прозападная ориентация Ельцина, в свою очередь, позволила Соединенным Штатам достичь важных стратегических целей в Европе и Евразии. Смена режима в России отвечала интересам национальной безопасности США.
Отсутствие у Ельцина имперских амбиций позволило Соединенным Штатам и странам Запада быстро признать все бывшие советские республики в качестве новых независимых государств. Если бы Ельцин проявил медлительность в вопросе суверенитетов, то споры о границах бывшего Советского Союза могли бы перерасти в вооруженные конфликты, а некоторые республики до сих пор не получили бы независимость. Прозападная ориентация Ельцина также позволила Соединенным Штатам сотрудничать с Россией, Беларусью, Украиной и Казахстаном в плане выработки условий для их ядерного разоружения (кроме России). Ельцин и Путин также позволили продолжить программу Нанна-Лугара по демонтажу ядерного оружия в самой России. Такое грубое вмешательство во внутренние дела России было бы невозможно, если бы в начале десятилетия власть в стране захватили коммунисты или фашисты.
Почти по всем важным проблемам внешней политики, имевшим приоритетный характер для первой администрации Буша и Клинтона, Ельцин или сотрудничал, или воздерживался от создания помех США в достижении их целей. Отчасти эта перемена отражала упадок российской мощи, но, с другой стороны, объяснялась также изменившимися намерениями обитателей Кремля. Если бы в 90-х годах Россией правили коммунисты или фашисты, Соединенные Штаты вряд ли пошли бы на расширение НАТО или бомбардировку Югославии из опасений возможного вооруженного конфликта с Россией. Если бы во время войны НАТО в Сербии или войны возглавляемой Соединенными Штатами коалиции против Ирака в Кремле находился националистически настроенный лидер, то Слободан Милошевич и Саддам Хусейн могли бы получить российскую военную помощь. При коммунистической или фашистской диктатуре российские войска до сих пор могли бы находиться в Польше и государствах Балтии.
Новая российская внешнеполитическая ориентация, обусловленная потребностями внутренних преобразований, явилась важным фактором, позволившим Соединенным Штатам обеспечить свои интересы безопасности в Европе и других регионах без риска конфронтации с Россией. Не менее важным явилось изменение в истекшее десятилетие соотношения сил между двумя странами. Военные расходы в России в 90-х годах резко сократились, что сделало российский военно-промышленный комплекс бледной тенью того, чем располагал Советский Союз{1150}. Даже при президенте Путине, сделавшем заметный акцент на увеличение военных расходов, российское правительство планирует тратить на оборону ежегодно в течение следующего десятилетия около 10 млрд. долл.[218]
В реальных цифрах в предстоящие годы военные расходы США в десятки раз превысят военные расходы России. Только на НИОКР в области противоракетной обороны США истратят больше, чем Россия на все свои вооруженные силы. И хотя Россия применила силу в Чечне, ее неспособность разрешить внутренний конфликт с помощью военной силы показывает, что она не может предпринять какую-либо серьезную военную операцию против любого союзника США. Единственный военный актив России — ее сокращающийся ядерный арсенал, но он не является таким военным инструментом, который российские лидеры могут использовать в каких-то других целях, кроме сдерживания.
Учитывая трудно поддающиеся измерению результаты американского влияния на процесс становления демократии и капитализма в России, а также упадок России как ведущей державы, возникает соблазн сделать вывод, что Соединенным Штатам вообще следует отказаться от своей миссионерской роли и положиться на то, что эволюция России и ее стремление стать партнером Запада будут сами по себе способствовать внутренним преобразованиям. Это ошибочный вывод, который мог бы быть сделан в результате пересмотра политики США в отношении России в 90-х годах. Изменение соотношения сил в пользу Соединенных Штатов и стремление России к сближению с Западом позволили американским лидерам решить многие внешнеполитические проблемы, не заботясь о позиции России. Эта новая обстановка явилась результатом революции в Советском Союзе, а затем и в России, радикально изменившей в 90-х годах внутреннее соотношение сил в пользу либералов, что, в свою очередь, дало толчок прозападной переориентации. Политика осторожного реализма, которой следовал президент Джордж Буш-старший, могла способствовать смягчению этих преобразований. В частности, Горбачев не чувствовал угрозы со стороны бывшего противника. В отличие от других членов своего правительства, Горбачев не считал, что Буш хочет воспользоваться распадом Советского Союза. Личное взаимопонимание между Бушем и Горбачевым сделало отстранение Горбачева от власти более элегантным и мирным, чем это было бы в том случае, если бы в Кремле правил более жесткий и менее прозападный лидер, который, к примеру, захотел бы использовать 300-тысячный контингент, расквартированный в Восточной Германии.
Однако в конечном счете это было как раз то изменение режима, сделавшее Соединенные Штаты единственной мировой сверхдержавой, которого так опасался Буш. Политика США, чем-то способствовавшая этой революции, косвенно и в долгосрочном плане также позволила Вашингтону двигаться в направлении реализации таких целей, на первый взгляд не связанных с этим процессом, как расширение НАТО и военное вмешательство НАТО в Сербии.
Несмотря на упадок, Россия все еще обладает уникальными военными и геостратегическими позициями. Она обладает вторым по величине в мире ядерным арсеналом и может гарантированно уничтожить Соединенные Штаты. Даже если президент Путин решит сократить стратегический ядерный арсенал России ниже уровня в 1000 боезарядов, Россия все равно может нанести колоссальный урон американским военным и гражданским целям. Даже те, кто наиболее оптимистично настроен в отношении противоракетной обороны, признают, что США в течение ближайших десятилетий, а может быть, и вообще никогда не смогут защититься от ядерного нападения со стороны России.
Россия также остается региональным гегемоном. Она, может быть, слаба, но окружающие ее государства являются еще более слабыми. В сравнении с американскими российские вооруженные силы выглядят плохо оснащенными и слабо подготовленными. Однако в сравнении с украинскими или грузинскими вооруженными силами российские смотрятся весьма внушительно. Та же самая региональная асимметрия существует и в экономической сфере. В сравнении с западными корпорациями российские компании представляются мелкими, плохо управляемыми и неконкурентоспособными. Однако в сравнении с предприятиями Молдовы, Узбекистана и даже Украины они выглядят могущественными, если не имперскими. Процесс укрупнения, идущий в большинстве отраслей российской промышленности, приведет к созданию еще более крупных компаний, которые будут заниматься поиском рынков, и пространство бывшего Советского Союза является наиболее логичным для их экспансии. Если в предстоящие несколько лет экономический рост в России продолжится, то экономическое влияние России в регионе резко возрастет. В руках любого российского диктатора или антиамериканского режима в Москве эти ресурсы могут нанести серьезный ущерб интересам безопасности США. Отсюда — переориентация России на Запад должна по-прежнему занимать важное место в защите американских интересов в Европе и других регионах.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Цель и средства. Политика США в отношении России после «холодной войны»"
Книги похожие на "Цель и средства. Политика США в отношении России после «холодной войны»" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Джеймс Голдгейер - Цель и средства. Политика США в отношении России после «холодной войны»"
Отзывы читателей о книге "Цель и средства. Политика США в отношении России после «холодной войны»", комментарии и мнения людей о произведении.