Елена Успенская - Раджпуты. Рыцари средневековой Индии

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Раджпуты. Рыцари средневековой Индии"
Описание и краткое содержание "Раджпуты. Рыцари средневековой Индии" читать бесплатно онлайн.
Исследование Е. Н. Успенской посвящено этно-кастовой общности раджпутов, считавшихся в средневековой Индии наследниками ведической касты кшатриев. Во временных рамках с V до XVII века перед нами предстает история прихода завоевателей, принятия ими индуизма и включения в кастовую систему Индии. Значительное место уделено культурной истории раджпутов: литературе, живописи, архитектуре и военному делу, равно как обычаям и нравам повседневной жизни. Увлекательный и прозрачный язык повествования, большое количество интереснейших иллюстраций способны доставить удовольствие читателю.
Вот как описывает «раджпутский стиль» Н. Р. Гусева: «Он слабо прослеживается в храмовом строительстве, но весьма ярко выражен в таких зданиях, как дворцы, или в постройках декоративного назначения. Основными признаками этогоо стиля служат множественные балконы, забранные каменными решетками кружевной резьбы, обилие тонких колонн, соединенных арками фестончатого контура, небольшие беседки (чхатри) по углам крыш и навесов. Чхатри состоят из нескольких колонн и выпуклой заостренной округлой или часто четырехреберчатой крыши со свисающими углами. Типичны также и арочные окна, проделанные в стенах и решетках для усиления вентиляции» (5, 194). Крыши, однако, плоские и используются как веранды для всяких дел днем и даже для сна ночью. Это хорошо видно на миниатюрах. Этот же стиль отчетливо прослеживается в джайнских храмах и постройках, причем гораздо более раннего периода, что говорит о том, что существовавшие издавна, но, видимо, считавшиеся чересчур рафинированными и изящными, способы отделки и украшения зданий стали более популярными у раджпутов в могольский период.
Здания и строительные материалы должны выдерживать здешний климат — очень жаркое лето, кое-где значительные муссоны, или, напротив, невероятная сушь. В то же время в этих домах должно быть приятно жить. Поэтому архитектурные детали также служат для создания приятного искусственного микроклимата. Для этого широко используются зарешеченные оконные проемы — джхарока, с резными решетками джали, и изоляция внутренних жилых помещений от прямых лучей солнца. Во дворцах создавались целые вентиляционные системы и позднее — под могольским влиянием — водоводы и фонтаны. Раджпутские архитекторы издавна умели строить княжеские дворцы прямо посреди озера или пруда, на естественном или насыпном островке, так, что строение буквально вырастало из воды; это необычайно эффектное зрелище. Этим достигались две главные цели: подобное расположение дворца имело важное оборонительное значение, и вода создавала приятный микроклимат в самом дворце.
Можно выделить и описать наиболее популярные у раджпутов художественные техники, применявшиеся при строительстве зданий.
Резьба по камню. Очень старинный вид искусства, широко применялся в постройках, начиная с древней эпохи по всей Индии, особенно в старинной архитектуре. Резные барельефы и горельефы щедро покрывали поверхности индуистских и джайнских храмов изнутри и снаружи, украшали древние буддийские ступы и тораны, широко использовались в оформлении интерьеров храмов — колонны, статуи и т. д., в строительстве дворцов и общественных зданий и при изготовлении всевозможной мелкой пластики. Излюбленные мотивы: иллюстрации к мифам и легендам, растительные мотивы и орнаменты, цветы, бабочки, «камакумбха» («сосуд желания», то же, что «кумбха-йони», ваза элегантной формы, из которой свисают пальмовые ветви). Резьба в технике барельефа или горельефа, материал — песчаник, мыльный камень, мрамор чаще всего. Скульптура часто была раскрашенной и раззолоченной. Раджпуты издавна использовали эту технику при изготовлении памятных камней для героев и сати.
Особенно популярной у раджпутов стала кружевная резьба по камню — пластины песчаника и мрамора обрабатываются таким образом, что превращаются в кружевные решетки с необыкновенно сложными и тонкими узорами. Эти решетки — непременный атрибут раджпутских зданий; они закрывают окна, огораживают балконы и эркеры, широко используются в оформлении интерьеров. В других районах страны широко распространена резьба по дереву или слоновой кости. Здесь основной материал — местный камень. В Джайсалмере, например, где много камня и мало других занятий, кружевной резьбой покрыто практически все, что только можно.
Каменная многоцветная мозаика — старинный вид работы по камню, широко представлена в раджпутской строительной технологии. На основе из грубого камня, типа песчаника или даже гранита, реже на мраморной основе, выкладываются узоры и орнаменты с использованием того же камня другого цвета, редко двух дополнительных цветов.
Инкрустация по мрамору полудрагоценными и даже драгоценными камнями. В современных научных книгах эта технология носит итальянское название рiеtra dura, даже когда речь идет об Индии. Но есть все основания полагать, что эта техника была изобретена в Индии самостоятельно, тем более что выбор камней здесь всегда несравненно шире, чём в других странах мира. В этой технике по мраморной основе выкладываются сложные многосоставные растительные и геометрические орнаменты, арабески в мусульманской архитектуре, состоящие из тонких линий и цветных пятен. Инкрустация делается перламутром, бирюзой, топазами, аметистами, бериллами, ляпис-лазурью, сердоликами коричневых и оранжевых оттенков, агатами, яшмами, кораллами, черным ониксом, прозрачным горным хрусталем — всего 43 вида отделочных камней насчитывают исследователи. Сначала наносится по запыленной красным красителем основе рисунок, как бы процарапывается. Затем по рисунку подгоняются тонкие пластинки отделочных камней — тонкие, как нитка, и кусочки, как для мозаики. Эти детали вкладываются в вырезанные гнезда, углубления в мраморной основе, на клей особого состава, затем все произведение обрабатывается квасцами и полируется заподлицо. Получаются изысканные композиции из тонких веточек и крупных деталей — цветов и т. д. Инкрустированные мраморные панели полупрозрачные на просвет, что добавляет им очарования.
Самый известный образец здания, отделанного в этой технике — великий Тадж Махал в Агре, мавзолей Мумтаз Махал, рано умершей любимой супруги падишаха Шах Джахана, погибшей при рождении четырнадцатого ребенка в 1631 г.; гробница строилась еще более двадцати лет. Издалека он сверкающе-белоснежный, лунной ночью призрачно-светящийся, а вблизи поражает богатством и изысканностью отделки. Помню, сколь сильное впечатление произвел на меня великий Тадж — при ближайшем рассмотрении он оказался весь резной и инкрустированный. Так украшен раджпутский дворец Гул Махал (Джаг Мандир), стоящий на озере Пичола в Удайпуре, Мевар. Шах Джахан провел в этом дворце некоторое время в 1623 г., скрываясь от гнева своего отца падишаха Джахангира, против которого он затеял мятеж. Будучи человеком тонкого вкуса и большим любителем драгоценностей, он, как говорят, был потрясен красотой этой техники и потом, когда стал-таки падишахом, в своих постройках начал ее широко применять. Исследователи, таким образом, убеждены, что раджпутские дворцы были раньше, чем могольские, и раджпуты ранее моголов знали эту изумительную по художественным достоинствам технику обработки камня, и это составляет предмет особой гордости раджпутов. Надо признать, что раджпутские мозаики красивее и многоцветнее у моголов; поскольку они были мусульмане, действовал запрет на изображение людей и животных, а здесь — безбрежье тем и буйство тропических красок.
Стеклянная мозаика — оригинальный раджпутский вид искусства. В Раджастхане, как обычно замечают туристы, и сейчас люди отличаются повышенной любовью к зеркалам — в декоративные ткани и даже в одежду вшиваются в виде орнамента в больших количествах мелкие кусочки зеркала (чаще слюдяные или металлизированные, из плотной фольги или станиоля пластинки круглой формы). Такой костюм характерен для женщин некоторых нераджпутских каст. Стеклянная мозаика — очень эффектный способ украшения интерьеров, в раджпутских дворцах такие залы называются «Шиш Махал» — «Хрустальный дворец». Считается, что Шиш Махал особенно красив ночью, при мерцании светильников. Светильники тоже очень эффектные и часто импозантные, сделанные в виде люстр и торшеров с использованием многочисленных стеклянных деталей для усиления эффекта освещения и для красоты. Хотя сами лампы были масляные. Самые известные стеклянные мозаики находятся во дворцах Амбера, Удайпура и Биканера. Увидев это, заказали себе подобное и могольские правители для дворцов Дели и Агры. Стеклянные детали обычно выпуклые, отдельно отлитые и сформованные, выкладываются по незастывшей алебастровой штукатурке в орнаменты и целые сюжетные многофигурные композиции. Выпуклые стеклышки не только отражают свет, но и пропускают его через себя, что создает радужный эффект. Техника применяется, как правило, на потолках, стенах и колоннах. Стеклышки чаще всего прозрачные — и тогда укладываются на подложке, цветной или серебряной; в последнем случае достигается зеркальный эффект. Если цветная — удается выложить сложные композиции и составные рисунки. Стеклышки могут быть и сразу зеркальными, амальгамированными, и даже цветными. Узоры либо только зеркальной работы, либо комбинированные. Это дорогой вид техники (никто не говорит этих слов об инкрустации по мрамору!), и работа очень скрупулезная. Теперь некому заказать себе такой интерьер. И искусство постепенно утрачивается, о чем раджпуты говорят и пишут теперь с огромным сожалением.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Раджпуты. Рыцари средневековой Индии"
Книги похожие на "Раджпуты. Рыцари средневековой Индии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Елена Успенская - Раджпуты. Рыцари средневековой Индии"
Отзывы читателей о книге "Раджпуты. Рыцари средневековой Индии", комментарии и мнения людей о произведении.