» » » » Елена Успенская - Раджпуты. Рыцари средневековой Индии


Авторские права

Елена Успенская - Раджпуты. Рыцари средневековой Индии

Здесь можно скачать бесплатно "Елена Успенская - Раджпуты. Рыцари средневековой Индии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Евразия, год 2000. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Успенская - Раджпуты. Рыцари средневековой Индии
Рейтинг:
Название:
Раджпуты. Рыцари средневековой Индии
Издательство:
Евразия
Жанр:
Год:
2000
ISBN:
5-8071-0050-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Раджпуты. Рыцари средневековой Индии"

Описание и краткое содержание "Раджпуты. Рыцари средневековой Индии" читать бесплатно онлайн.



Исследование Е. Н. Успенской посвящено этно-кастовой общности раджпутов, считавшихся в средневековой Индии наследниками ведической касты кшатриев. Во временных рамках с V до XVII века перед нами предстает история прихода завоевателей, принятия ими индуизма и включения в кастовую систему Индии. Значительное место уделено культурной истории раджпутов: литературе, живописи, архитектуре и военному делу, равно как обычаям и нравам повседневной жизни. Увлекательный и прозрачный язык повествования, большое количество интереснейших иллюстраций способны доставить удовольствие читателю.






Индийская классическая архитектура создавалась по канонам разработанного древнеиндийскими специалистами научного знания в области строительства и архитектуры, которое носит название «Шильпашастра». Слово «шильпа» многозначное, и говорит об искусстве, ремесле, искусности и умении. В книгах на эту тему (шильпашастрах) рассказывается о ритуалах и обрядах, связанных с этими видами работ и профессиональных обязанностей, рассматриваются научные основания форм и видов искусства, разъясняются технологии и техники создания предметов материальной культуры. Магические приемы для достижения наилучших результатов рассматривались и обсуждались наравне с техническими. Дело серьезное: шильпа, работа рук человеческих, говорится в Айтарея Брахмане, является имитацией божественных форм; применяя те же «пропорции и ритмы», которыми руководствуются в своем творчестве и боги, мастера вводят в жизнь как бы эрзац-творения, подражание видимому многообразию результатов божественного творчества. Ремесло в классическом понимании включает всю художественную культуру, работу архитектора, скульптора и живописца, но и работу колесного мастера, гончара, парфюмера, ткача и каменщика. Число искусств неограниченно, но они объединяются в 64 главных направления, 64 техники и 32 науки «видья». Специальные знания передавались устно от мастера-учителя к ученику, от отца к сыну. Все эти вещи имеют отношение к Ведам.

В раджастханских библиотеках бывших княжеств сохранились многочисленные книги и документы, посвященные строительству и инженерной науке. В них можно прочесть о том, как построить дворцы, храмы, заложить сады и выкопать пруды, как обустроить кварталы для отдельных каст и организовать базары. Еще у раны Кумбхи, очень увлекавшегося строительством и оставившего после себя множество храмов, крепостей и дворцов, дело было поставлено на профессиональную основу. Главный архитектор его был Мандан, который на основе своего большого опыта и умений написал наставление-инструкцию по строительству крепостей и дворцов, книга называется «Радж-валлабх» и является руководством для архитекторов и инженеров, основанным на классической науке с его добавлениями и уточнениями, советами и рекомендациями.

Книги эти были в большом ходу, так же, как и многочисленные книги по ведению домашнего и дворцового хозяйства, отчеты о проведении свадеб и праздников во дворце с подробными росписями обрядов, подарков, нарядов и съеденных блюд, дворцовые расходные книги с указаниями сколько каких нарядов и украшений приобретено, сколько потрачено и отдано. Отчеты военного, налогового и административных ведомств, в которых рассматриваются даже вопросы ирригации и лесоразработок. Для женщин гарема и придворных дам — сочинения с советами по модам и нарядам, сборники кулинарных рецептов, книги с предсказаниями и приметами (в этих указывалось до пятисот примет, и отмечалось, какие хорошие, какие плохие и как на них реагировать). Многие книги — с картинками, особенно те, в которых рассказывается о способах украшения себя и интерьеров своих домов. Много списков литературных произведений, среди которых Рамаяна, Гита Говинда и раджпутские поэмы. В поэмах рассказывается подробно, как выглядел княжеский дом того или иного героя, что там было и т. д. Большой популярностью в джайнских кругах пользовалась классическая книга Кальпасутра, списки которой всегда богато и хорошо иллюстрировали.

Но вернемся к архитектуре.

В Раджастхане в изобилии добывается природный строительный камень. Мраморные карьеры, которыми богат Раджастхан, и особенно Марвар, давали прекрасный строительный камень, из которого построены все роскошные здания в столичных городах Раджастхана и Могольской империи. Так называемый макранский мрамор Раджпутаны — очень высокого качества, полупрозрачный в обработанном виде, белоснежный, серый, или черный, широко использовался для строительства зданий и украшения интерьеров. В районе в изобилии добывается удобный в строительном деле камень песчаник, красный и желтый, и очень хорошего качества известняк, особенно в Джодхпуре. Раджастханские мастера умели даже изготовлять цемент, который издавна использовали для строительных растворов, хотя известны и технологии кладки без применения каких бы то ни было связующих компонентов. В Раджастхане издавна разрабатываются огромные запасы природной слюды, пластинки которой широко использовались в отделке зданий, для крыш и мощения улиц. В горных лесах на востоке и юго-востоке Раджастхана большие запасы ценных для строительства пород дерева, прежде всего тика. Дерево использовалось в отделке и для отдельных конструкций. Все конструкции поражают большими масштабами и изысканной красотой, изяществом и тонкостью отделки. Обращают на себя внимание развитая функциональность строений и соответствие назначения постройки и ее отделки.

Здесь сложился особый архитектурный стиль, известный в искусствоведении как «раджпутский стиль».

Красота раджпутской архитектуры в ее гармоничном сочетании, созвучии с окружающими пейзажами и ландшафтом. Я бы назвала это главной особенностью раджпутского архитектурного стиля. Раджпутские замки и крепости, дворцы в оправе гор и зелени или среди пустынных песчаных барханов смотрятся как драгоценные камни в эмалевой оправе в знаменитых ювелирных украшениях Раджастхана — очень эффектно и вечно. Здешние строители умели видеть ландшафт и организовывать пространство, насколько хватало взгляда. По моим впечатлениям, это для Индии в целом необычно: часто великолепные сами по себе архитектурные памятники никак не вписываются в окружающий ландшафт — просто стоят под небом, «растут как лотосы, из грязи». Часто они, как храмы Махабалипурама, кажутся непропорционально маленькими, как драгоценные шкатулочки, или громадными, заслоняющими горизонт, что особенно удивительно видеть в одном комплексе. Часто они кажутся рассчитанными только на рассматривание вблизи со всеми их изумительными по тонкости работы и замысловатости сюжетов резными рельефами. И еще в индийской архитектуре заметно впечатляют предрассветные виды, когда из полутьмы на фоне загорающегося неба издалека вырисовывается общий абрис. Раджпуты явно смотрели на свои строения днем и думали при этом, хорошо ли они защищают людей от опасностей войны и приятно ли в них отдыхать в свободное время. Здесь в долинах расположены города и селения, а стоящие как стражи горы по гребню обнесены мощными стенами с дозорными башнями, и на горизонте то там, то тут видны древние крепости. Стоящие в оазисах в пустыне раджпутские крепости-города вырастают среди барханов как миражи, и население защищено неприступностью раскаленных песков и суровыми, отчасти даже мрачными крепостями, в которых, к тому же, благодаря их неласковому облику весьма прохладно. Конечно, это особенность раджпутского архитектурного стиля. Другая состоит в том, что здания и сооружения построены только из местного камня. Поэтому создается особенный эффект — природное и созданное человеком трудно различить издали, и это тоже могло иметь особое оборонительное значение. Но в художественном смысле эта особенность стиля проявляется следующим образом. Дворцы и крепости внешне имеют очень строгие и четкие формы и конфигурации, с рядами арочных проемов, с куполами и башенками-чхаттри. Пропорции очень изысканные. За прочными стенами внутри скрываются богатства и красота, изысканность обработки и украшений, недоступные праздному взгляду. Этот стиль раджпутских сооружений в полной мере проявился в Читторгархе и Амбере. Но при Моголах с их традициями архитектуры, известными, например, по строениям древнего Самарканда, в Индию проникли новые идеи, связанные также с мусульманским влиянием в искусстве. Под влиянием могольских архитектурных пристрастий изменились и стали внешне более легкими и изящными раджпутские дворцы и здания. В то же время реально работу выполняли индийские мастера, и местные традиции начали проявлять себя и в технологиях, и в художественных приемах, и во многом другом. Это объединение исконно индийских и принесенных художественных вкусов и строительных технологий стало особенно заметно, когда началось масштабное строительство в Агре и Фатехпур-Сикри, и в результате возник особый могольский стиль в индийской архитектуре. Он повлиял и на раджпутские взгляды о красоте зданий, и раджпутская архитектура именно Могольского периода называется в работах исследователей «раджпутский стиль», в то время как исконно раджпутская городская архитектура остается вне внимания исследователей. Мы рассмотрели некоторые характерные ее образцы, когда говорили о раджпутских крепостях.

Вот как описывает «раджпутский стиль» Н. Р. Гусева: «Он слабо прослеживается в храмовом строительстве, но весьма ярко выражен в таких зданиях, как дворцы, или в постройках декоративного назначения. Основными признаками этогоо стиля служат множественные балконы, забранные каменными решетками кружевной резьбы, обилие тонких колонн, соединенных арками фестончатого контура, небольшие беседки (чхатри) по углам крыш и навесов. Чхатри состоят из нескольких колонн и выпуклой заостренной округлой или часто четырехреберчатой крыши со свисающими углами. Типичны также и арочные окна, проделанные в стенах и решетках для усиления вентиляции» (5, 194). Крыши, однако, плоские и используются как веранды для всяких дел днем и даже для сна ночью. Это хорошо видно на миниатюрах. Этот же стиль отчетливо прослеживается в джайнских храмах и постройках, причем гораздо более раннего периода, что говорит о том, что существовавшие издавна, но, видимо, считавшиеся чересчур рафинированными и изящными, способы отделки и украшения зданий стали более популярными у раджпутов в могольский период.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Раджпуты. Рыцари средневековой Индии"

Книги похожие на "Раджпуты. Рыцари средневековой Индии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Успенская

Елена Успенская - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Успенская - Раджпуты. Рыцари средневековой Индии"

Отзывы читателей о книге "Раджпуты. Рыцари средневековой Индии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.