» » » » Елена Успенская - Раджпуты. Рыцари средневековой Индии


Авторские права

Елена Успенская - Раджпуты. Рыцари средневековой Индии

Здесь можно скачать бесплатно "Елена Успенская - Раджпуты. Рыцари средневековой Индии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Евразия, год 2000. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Успенская - Раджпуты. Рыцари средневековой Индии
Рейтинг:
Название:
Раджпуты. Рыцари средневековой Индии
Издательство:
Евразия
Жанр:
Год:
2000
ISBN:
5-8071-0050-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Раджпуты. Рыцари средневековой Индии"

Описание и краткое содержание "Раджпуты. Рыцари средневековой Индии" читать бесплатно онлайн.



Исследование Е. Н. Успенской посвящено этно-кастовой общности раджпутов, считавшихся в средневековой Индии наследниками ведической касты кшатриев. Во временных рамках с V до XVII века перед нами предстает история прихода завоевателей, принятия ими индуизма и включения в кастовую систему Индии. Значительное место уделено культурной истории раджпутов: литературе, живописи, архитектуре и военному делу, равно как обычаям и нравам повседневной жизни. Увлекательный и прозрачный язык повествования, большое количество интереснейших иллюстраций способны доставить удовольствие читателю.






Моголы особенно любили произведения мастеров-ювелиров; даже кровати у них были драгоценные с каменьями.

Для могольского стиля характерны ландшафтные строго спланированные сады, в том числе и фруктовые. У раджпутов фруктами занимались «мали», каста садовников, и они в своих крепостях и дворцах сажали в основном деревья священные и полезно-ароматические и только для тени. Сады не были геометрически ровными, это пришло с Моголами. С ними пришла и искусственная ирригация для прохлады, которая происходила от арыков Средней Азии. Искусственные водопады и фонтаны, выложенные керамической плиткой, водные террасы и ниспадающие каскадами струи, у дворцов и даже мавзолеев служили для облагораживания микроклимата. Эти сооружения очень любил Бабур, который жаловался на пыльный и сухой климат Дели. Каналы обсажены кипарисами и пальмами, цветущими розами и т. п. Сады этого типа в большом количестве устроены в Удайпуре.

Негласное соперничество между Моголами и раджпутами, между раджпутскими княжествами проявилось и в том, что они строили целые новые города, свои столицы.

Джайпур заложен махараной Каччваха Саваи Джай Сингхом II, крупным военным и государственным деятелем Могольской империи, 18 ноября 1727 г. Теперь этот город — одна из самых ярких жемчужин в короне Индии, столица штата Раджастхан. Его называют «Розовый город», и действительно, здания старой, княжеской части города, имеют розовый с легким коричневым оттенком цвет — цвет местного песчаника. Говорят, что это цвет неба перед восходом солнца, а так как Каччваха — Солнечные раджпуты, для них объяснение это исполнено особого смысла. Отмечают также, что цвет этот близок к цвету раджпутской храбрости — кесари, цвету одежд для битвы шака. Розовый оттенок городу придает не только местный песчаник, но и окраска, цветная штукатурка — для тех домов, которые построены из менее дорогих материалов. Выглядит это очень красиво и действительно запоминается как «Розовый город». Сегодня все домовладельцы в исторической части города обязаны по закону поддерживать его «макияж».

Теперь до Джайпура можно из Дели добраться на Розовом, конечно же, поезде-экспрессе за 4,5 часа, проехав расстояние около 300 км. Назван город в честь своего основателя, но одновременно название его переводится как «Город Победы».

Саваи Джай Сингх II был талантливый и энциклопедически образованный человек. Наверное, он все-таки придумал и спроектировал этот город сам. Хотя считается, что его архитектором был выходец из Бенгалии, брахман Видьядхар Бхаттачарья, про которого точно известно, что он был финансист и администратор, т. е. в нашей терминологии был, скорее, подрядчик строительства, чем архитектор.

Раджпуты очень гордятся, что Джайпур — город, построенный по специальному проекту и четкому градостроительному плану, до недавних пор единственный в Индии. План этот был составлен с учетом требований традиционного общественного устройства с его кастами и философского символизма в организации пространства, как это предписывается шильпашастрами. Заложен в узкогорлой долине в окружении гор, что делало удобной фортификационную защиту города, и это тоже учитывалось. С трех сторон Джайпур окружают горы, на вершинах которых построены крепости, прикрывающие подступы к Джайпуру и соседнему Амберу, прежней столице княжества. Одна из них, Тигровая крепость Нахаргарх, сохранилась довольно хорошо. Он стоит на гребне окружающих гор так, что южной стороной обращен к Джайпуру, и оттуда в Нахаргарх не попасть, поскольку здесь отвесный склон, а другой, северной стороной он обращен к Амберу, и здесь построен пологий спуск ко дворцам старой столицы.

Принималось во внимание и то обстоятельство, что в это время в Джайпуре была влиятельная и богатая джайнская община с ее интересами в движении капиталов и в возведении необходимых зданий и инфраструктуры. Тогда в городе было около 50 тыс жителей, и город родился как богатый торговый и коммерческий центр, столица процветающего государства.

План города выдержан в строгой симметрии; чертежи сохраняются до наших дней в городском музее. В наши дни этот первоначальный город, окруженный крепостной стеной с семью воротами, остался в центре большого разбросанного города. Вокруг него теперь не зеленые покрытые лесами горы, а более поздняя и современная застройка. Главные дороги разделили город, в соответствии с проектом Саваи Джай Сингха, на ровные прямоугольные кварталы. Большое внимание уделялось фасадам домов, чтобы они не выбивались за красную черту и соответствовали общему стилю. Старый город, или собственно Джайпур, тянется более чем на 3 км с востока на запад между главными воротами Солнца — Лунными воротами. Главная улица по тогдашним меркам была вообще немыслимая по ширине — около 40 м. Ее пересекают еще три главные дороги-улицы, в итоге город состоит из восьми (или девяти) равных частей, предназначенных для разных общин. Внутри этих районов столь же четкая планировка и деление улицами на кварталы. Дороги и улицы мощеные. В городе устроен водопровод, идущий от горного озера в 25 км от города, большие резервуары для воды и канализация, уличное освещение, дороги, школы и колледжи, больницы и административные здания, городской парк Рам Нивас, площади для ярмарок и городские рыночные площади. Нам будет интересно узнать, что в своих знаменитых заметках аббат Хебер записал: «Крепостные укрепления города так напомнили мне Кремль, что я почти вообразил себя как в Москве».

В самом центре было выделено место для княжеского дворца, территория которого занимает со всеми прилегающими строениями около 1/7 части всего города. Семиэтажный Чандра Махал — Лунный дворец раджей Джайпура (теперь Городской дворец) — это большой комплекс соединенных между собой внутренними двориками и переходами, дворами и воротами зданий и сооружений различного назначения, выдержанных в одном классическом стиле раджпутской архитектуры, которая таким образом являет себя здесь во всей своей красе. Он строился долго самим Джай Сингхом и несколькими его потомками. Здания мраморные и красного песчаника. Дворец-приемная (Диван-е-ам), в котором теперь расположен музей княжеского гардероба, где экспонируются ткани, муслин и шелковая парча, набойка самых ярких цветов и некоторые предметы дворцового интерьера: ковры, портреты членов семьи, паланкины и хоуда для слонов, снаряжение для верблюдов махараджи и т. д. Здание, оружейной — теперь в ней музей вооружений. Некогда здесь были залы для развлечений, и остались расписные комнаты, в которых демонстрируются катары, мечи и сабли, боевые и парадные, особо богато украшенные драгоценными камнями. Здесь хранится боевой меч Ман Сингха, который, как гордо отмечают некрупные потомки воинственных раджпутов, весит почти пять килограммов. В следующем дворе — Диван-е-хас с колоннами, типичное дворцовое строение этой эпохи. Зал частных аудиенций носит следы Могольского влияния. Здесь стоят два огромных серебряных сосуда для воды, которые с водой Ганга возил с собой в Лондон махараджа Мадхо Сингх II, когда он ездил на коронацию короля Эдуарда VII в 1902 г. На сосуды пошли тонны серебра, а вода была нужна для нужд махараджи и чтобы не оскверниться в столь опасном путешествии «за море». Отсюда, из этого двора, можно пройти в женскую часть дворца, где и сейчас здесь живет семья потомков махараджей каччваха Джайпура. В дворцовом комплексе много зелени, фонтанов, цветов и т. д. Здесь же стоит знаменитый на весь мир Хава-и-Махал, Воздушный Дворец, пятиэтажное строение из розового камня. Хава-и-Махал особенно славится тем, что здесь воплощены в жизнь в богатейшем сочетании все отличительные элементы раджпутского архитектурного стиля.

Та часть Воздушного Дворца, которую чаше всего фотографируют, представляет собой «Домик-пряник» глубиной в одну комнату, и производит удивительное впечатление своими чудесами отделки и практически полной непригодностью для жизни. В нем сотни окон (953 штуки), коридоры, переходы, балконы, лесенки, резные каменные решетки на окнах и фонарях. Все это причудливое здание, однако, входит составной частью в комплекс княжеского дворца Чандра Махал — дворцовых зданий и сооружений из красного песчаника в центре города, и этим своим кружевным фасадом выходит на одну из главных улиц. Построил его Махараджа Пратап Сингх в 1799 г. для женщин своего гарема и двора, чтобы те могли любоваться процессиями и праздниками на улицах, не будучи видимыми. Тут действительно гуляют сквозняки и ветры, и, по-моему, вполне трудно остаться невидимой. Здание настолько восхитительное в архитектурном отношении, настолько своеобразное — как очень красивая хрупкая и дорогая игрушка, но оно не выглядит особенно практичным и удобным. В последние годы даже распространилось мнение, что на самом деле это декоративное сооружение или вообще храм Кришны.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Раджпуты. Рыцари средневековой Индии"

Книги похожие на "Раджпуты. Рыцари средневековой Индии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Успенская

Елена Успенская - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Успенская - Раджпуты. Рыцари средневековой Индии"

Отзывы читателей о книге "Раджпуты. Рыцари средневековой Индии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.