» » » » Елена Успенская - Раджпуты. Рыцари средневековой Индии


Авторские права

Елена Успенская - Раджпуты. Рыцари средневековой Индии

Здесь можно скачать бесплатно "Елена Успенская - Раджпуты. Рыцари средневековой Индии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Евразия, год 2000. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Успенская - Раджпуты. Рыцари средневековой Индии
Рейтинг:
Название:
Раджпуты. Рыцари средневековой Индии
Издательство:
Евразия
Жанр:
Год:
2000
ISBN:
5-8071-0050-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Раджпуты. Рыцари средневековой Индии"

Описание и краткое содержание "Раджпуты. Рыцари средневековой Индии" читать бесплатно онлайн.



Исследование Е. Н. Успенской посвящено этно-кастовой общности раджпутов, считавшихся в средневековой Индии наследниками ведической касты кшатриев. Во временных рамках с V до XVII века перед нами предстает история прихода завоевателей, принятия ими индуизма и включения в кастовую систему Индии. Значительное место уделено культурной истории раджпутов: литературе, живописи, архитектуре и военному делу, равно как обычаям и нравам повседневной жизни. Увлекательный и прозрачный язык повествования, большое количество интереснейших иллюстраций способны доставить удовольствие читателю.






Со временем раджастханские по происхождению джайнские группы (действительно, в основном шветамбара) расселились по всей Индии, особенно в Гуджарате, Бомбее и Калькутте и далеко за ее пределами. Джайнские касты обычно носят названия по месту происхождения, и в них легко прочитываются раджастханские корни — освал из Осна, шримал — из Шримала, паливал из Пали, и др.

Интересно отметить, что многие прекрасные и большие джайнские храмовые комплексы и монастыри расположены вдали от избитых троп и даже в труднодоступных местах, как например, в районе горы Абу и Палитана в Раджастхане.

Сикхизм

У сикхизма много общего с кшатрийской воинской идеологией. Но носителями сикхизма оказались преимущественно джаты Панджаба, а практически все сикхские гуру (в том числе и сам Гуру Нанак) принадлежали к панджабской же касте кхаттри (беди). Исследователи высказывают такую мысль: поскольку джаты, кхаттри и раджпуты представляют собою родственные группы, имеющие лишь статусные различия, при которых раджпуты являются представителями аристократии, джаты — земледельцы-простолюдины, а кхаттри — грамотеи, торговцы и администраторы, то «имей гуру Нанак раджпутское происхождение, он мог бы и не начать свою миссию» (20, 7). «Кхаттри сами редко становятся сикхами, хотя дали им жрецов и религию» (65, 2, 506). Джаты в рамках индуистской социальной структуры не могли стать раджпутами или воинами, но стали сикхами, и это в их глазах не менее престижное воинское положение — со своей идеологией и развитым чувством собственного достоинства. Со своей стороны, раджпуты отказывались принимать сикхизм, т. к. им не могла нравиться мысль о равенстве всех людей независимо от касты и религии, проповедуемая сикхскими гуру. «Раджпуты гордятся своим происхождением, и поэтому не приняли сикхскую религию» (65, 2, 507). При Ранджит Сингхе раджпуты поплатились за это свое высокомерие (см., напр., 29, 1, 35~37).

Ислам

Ислам начал приобретать влияние и сторонников в раджпутских землях, начиная с XII века, в период завоеваний Мухаммада Гури.

Самая главная мусульманская святыня Индии — гробница святого Муизуддина Чишти — находится в Аджмере на территории Раджпутаны. Святой Муизуддин Хасан Чишти (1142–1236 гг.) принадлежал к суфийскому ордену Чиштие (Чиштиа), который при нем достиг в Индии своего расцвета. В Индии святой приобрел множество сторонников и большое влияние. С 1166 г. он жил в Аджмере, где создалась вокруг него обитель этого братства. В 1236 г. святой умер, и его останки были преданы земле там, где он жил. Султан Гияс-уд-дин Хильджи приказал возвести мраморный мавзолей над гробницей святого; это строительство, однако, длилось двести лет. Тем не менее с начала XIII в. мусульманские правители считали своей обязанностью обеспечивать паломникам свободный проход в Аджмер — по территории Джайпура и частично Марвара. Акбар очень тепло относился к ордену Чиштиа: он считал, что обязан рождением долгожданного сына — принца Салима, будущего падишаха Джахангира — святому шейху Салиму, который жил на том месте, где позднее благодарный Акбар заложил новый город Фатехпур-Сикри. Акбар и многие другие совершали паломничество в Аджмер пешком.

В Аджмере находится знаменитая мечеть Архаи-дин-ка Джхомпра, якобы возведенная чудесным образом, как это ясно из названия, за два с половиной дня при Кутб-уд-дине Айбеке на месте джайнской святыни около 1200 г. (около 1192 г. город был завоеван Мухаммадом Гури, который частично разрушил эту джайнскую святыню). Мечеть отличается колоссальными размерами и исключительным разнообразием и художественным совершенством отделки.

За долгие годы мусульманского владычества в Индии появились и раджпуты-мусульмане. Мусульманами стали главным образом те раджпуты, кто служил в армиях у Моголов и так принял ислам. Эти группы имеют к раджпутам самое косвенное отношение, т. к. перешедшие в ислам раджпуты переставали считаться «истинными раджпутами» и вели поэтому обособленный образ жизни. Отдельные солдаты-сипаи не могли создать целые подразделения древних раджпутских кланов. Раджпутские кланы, исповедующие ислам, действительно существовали в Синде и Шекхавати с давних пор, и принимали ислам большими группами, кланами и ветвями, а вовсе не в индивидуальном порядке. В Раджпутане они появились в эпоху маратхских завоеваний. Жившие в Синде раджпуты из клана Бхатти уже давно, с появлением арабов в Синде, приняли ислам; всем это было известно, и при Моголах раджпутские правители приглашали их в качестве наемников для службы в армии и охраны. Они назывались «синдхи» по месту происхождения, и их было немало (22, 144–147). Так получилась смысловая связка «мусульманин-сипай». Чтобы получить представление о количестве мусульман-раджпутов до 1947 г., приведу цифру: в 1931 г. в Джайпуре из 2 631 775 человек (около 1/4 всего населения Раджпутаны) около 8 /о исповедовали ислам (68, 9).

ГЛАВА VII

Очерк раджпутского искусства

Раджастхан — жемчужина современной Индии. Земля эта хранит следы великой истории и культуры раджпутских княжеств Раджпутаны и щедро украшена трудом ее жителей. Грандиозные крепости и великолепные дворцы, изящные ландшафтные ансамбли, музеи, полные изумительных образцов искусства, красочные рынки и лавки-мастерские ремесленников в изобилии представляют теперь разные стороны эстетического наследия раджпутских княжеств и их традиций. Многочисленные туристы непременно хотят попасть в Джайпур и Удайпур, Джайсалмер и Джодхпур, чтобы своими глазами увидеть красоту раджпутской культуры княжеского периода. Наши современники любят этот край за то, что, оказавшись здесь, легко могут вообразить себя в другой, героической и романтической, и поэтому немного сказочной эпохе средневековья. Сами раджпуты были большими мастерами военного дела и в массе своей не занимались ни ремеслами, ни искусствами. Не были они и как-то особенно богатыми, но были эстетически развитыми заказчиками, и при дворах раджпутских правителей процветали все виды тогдашнего искусства.

Раджпутская живопись, так называемая «раджпутская миниатюра», которая прославила все те города (раджпутские крепости и княжества), где она развивалась, приобрела в XX в. всемирную известность и славу. Это искусство обрело в могольский период истории новые технические возможности и стимулы для развития, что было следствием контактов раджпутов с Моголами и знакомства с могольскими, вернее, персидскими и среднеазиатскими традициями в искусстве живописи. Поскольку искусство это опиралось на древние традиции индийской живописи, получилось, что раджпутская миниатюра несет характерные стилевые особенности.

Декоративно-прикладное искусство в раджпутских княжествах развивалось в стиле северо-индийского ремесленного производства и испытало влияние могольских стилей и технологий, методов работы — это относится и к резьбе по камню и слоновой кости, и к работе с металлом, и особенно к оружейному делу. В предыдущих главах мы знакомились уже с некоторыми характерными ремеслами Раджпутаны.

Раджпутский стиль в архитектуре

В науке существует мнение, что эфталиты (одни из предков раджпутов) не знали городской жизни, и лишь разрушили те города, что завоевали. Но раджпуты демонстировали всегда удивительное строительное мастерство, сложившиеся самобытные архитектурные традиции и инженерное искусство, что позволяло создать постройки очень функциональные и удобные для жизни. Теперь исследователи увлеченно рассматривают тему связей местной культуры с культурой Мохендж-даро и Хараппы с ее потрясающими воображение и удивительными для той эпохи строительными достижениями, так как раскопки в Байратхе, Рангмахале и Ахаре близ Удайпура дали материал, свидетельствующий о принадлежности этих археологических слоев к культуре древнеиндийской цивилизации. Везде, где были раджпутские государства, уже тысячу лет стоят прочные и величественные, грандиозные по размерам, памятники их мощи и богатству.

Можно думать, что умение строить крепости и обустраивать ландшафт, в столь высокой и совершенной степени свойственные стилю раджпутского периода, сложилось под влиянием исконно раджпутских представлений о прекрасном и полезном, хотя, конечно, вырастает из традиций индийского зодчества и в поздний период тесно связано с особенностями персидско-мусульманского стиля, принесенного Моголами. Раджпуты явно умели мыслить в масштабах больших пространств и понимали толк в прочных каменных сооружениях. С другой стороны, индийские предки научили их вдохновенному искусству художественной скульптуры и страстной южной эстетике форм. Оставим этот вопрос искусствоведам, но хочу подчеркнуть: и плодотворная инженерная мысль, и само стремление к обустройству мира должны были иметь в своей основе особый, деятельный, философский взгляд на мир, которым раджпуты были наделены в большей степени, чем многие другие сообщества Индии.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Раджпуты. Рыцари средневековой Индии"

Книги похожие на "Раджпуты. Рыцари средневековой Индии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Успенская

Елена Успенская - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Успенская - Раджпуты. Рыцари средневековой Индии"

Отзывы читателей о книге "Раджпуты. Рыцари средневековой Индии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.