» » » » Соломон Кипнис - Записки некрополиста. Прогулки по Новодевичьему


Авторские права

Соломон Кипнис - Записки некрополиста. Прогулки по Новодевичьему

Здесь можно скачать бесплатно "Соломон Кипнис - Записки некрополиста. Прогулки по Новодевичьему" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Аграф, год 2002. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Соломон Кипнис - Записки некрополиста. Прогулки по Новодевичьему
Рейтинг:
Название:
Записки некрополиста. Прогулки по Новодевичьему
Издательство:
Аграф
Год:
2002
ISBN:
5-7784-0207-4
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Записки некрополиста. Прогулки по Новодевичьему"

Описание и краткое содержание "Записки некрополиста. Прогулки по Новодевичьему" читать бесплатно онлайн.



Среди исторических некрополей России особое место занимает Новодевичье кладбище, возникшее в XVI веке на территории Новодевичьего монастыря. Со временем оно отделилось от монастыря и стало элитарным местом захоронения, что превратило его в своеобразный пантеон советской эпохи. Но Новодевичье кладбище в течение многих лет оставалось без печатного памятника. Наконец в 1995 году автор данного издания, С.Е. Кипнис, издал свою книгу «Новодевичий мемориал. Некрополь Новодевичьего кладбища». Однако за пределами кратких биографических справок о лицах, чьи останки и прах покоятся на кладбище, остались малоизвестные, а порой и вовсе неизвестные факты, рассказы об удивительных скрещениях судеб, о трагических событиях, любопытные истории, связанные с надгробными памятниками и т. п. И автор «Новодевичьего мемориала», полагая, что многое из оказавшегося «за бортом» заслуживает внимания читателя и может стать интереснейшим дополнением к фактически справочному изданию, создал книгу «Записки некрополиста. Прогулки по Новодевичьему».

Читатель этой книги совершит увлекательную экскурсию по Новодевичьему в сопровождении доброго, ироничного и эрудированного гида.






И это еще не все, а только первая часть его жизни. Есть и вторая — театральная.

Он — друг и ближайший помощник Станиславского в Московском Художественном театре, режиссер-постановщик ряда спектаклей, руководитель 1-й Студии этого театра, которую называли «собранием верующих в религию Станиславского». Дружил с Чеховым, с Горьким, был близок с семьей Толстого, который о нем сказал: «Ну, какой он толстовец? Он просто — «Три мушкетера», не один из трех, а все трое»...

Необычная жизнь завершилась необычными похоронами.

Сулержицкого решили похоронить на Новодевичьем, поблизости от Чехова. А кладбище это предназначалось только для православных, Сулержицкий же был католиком. Пришлось скрыть от монастырского начальства, что могилу роют иноверцу... После торжественного отпевания в костеле с трудом уговорил и ксендза не сопровождать усопшего на кладбище, ведь там уже служить панихиду заказали... православному священнику.

«Мертвые, о которых помнят, живут так же счастливо, как если бы они не умирали». Такие слова из «Синей птицы», в постановке которой участвовал и Сулержицкий, были на венке ему от МХАТа.

Судя по сегодняшнему виду могилы Сулержицкого, не скажешь, что живется ему на небесах счастливо.

(2-11-4)


УДИВИТЕЛЬНАЯ СУДЬБА

Любовью к театру Стахович Алексей Александрович (1856-1919) заразился еще в детстве. Родители были в тесной дружбе со многими писателями, в частности, с Л.Н.Толстым, находились в постоянном общении с актерами Малого театра. Отец был страстным театралом и оставил интересную книгу о провинциальных театрах: «Клочки воспоминаний». На каком-то вечере он даже удостоился чести вместе с Гоголем читать сцену из второго действия «Ревизора»: Гоголь — за городничего, Стахович — за Хлестакова.

Однако Алексею Александровичу была уготована другая жизнь: пажеский корпус, близость ко двору, служба в блестящем полку, должность флигель-адъютанта московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича.

Стаховичу было уже за 50, когда он под влиянием не покидающей его любви к театру совершает неожиданный шаг...

Блестящий отставной генерал-майор становится крупным вкладчиком в дело Московского Художественного театра, членом его дирекции, а затем и профессиональным актером.

Дебютировал он в 1910 в пьесе «Живой труп» в роли Абрезкова, которую потом играл, чередуясь со своим учителем и другом Станиславским....

В один из августовских дней 1919 года Стахович вдруг исчез. И когда после нескольких тревожных дней вскрыли его квартиру, то увидели его повесившимся.

Потрясение от случившегося было огромным. Оно усиливалось еще и тем, что никто не мог понять, что стало причиной такого ужасного ухода из жизни.

 (2-11-7)

P.S. Уже после написания этой новеллы у меня произошла неожиданная встреча, благодаря которой я узнал историю, сохранявшуюся втайне многие десятилетия.

И пришлось сделать своего рода новеллу-опровержение. Вот она.

Рассказ внука

Шел я как-то вдоль ряда могил, где покоятся старейшие актеры МХАТа, и увидел такую картину: у надгробной плиты Стаховича сидят на корточках женщина и мужчина и восстанавливают едва читающуюся надпись.

Обрадованный увиденным, поинтересовался у здесь же стоящего человека, какая организация проводит реставрацию и кто следующий после Стаховича?

Ответ меня ошеломил:

— Я — Михаил Стахович, внук похороненного здесь Стаховича, а это (показывает на работающих) — моя дочь и ее муж. Мы приехали из Австрии, живем в Зальцбурге.

Я объяснил, почему заинтересовался происходящим, показал Стаховичу-внуку свою книгу «Некрополь». Прочитав написанное там о его деде, он подтвердил, что все верно, кроме одного:

— Стахович не кончал жизнь самоубийством. Его... убили!

Опуская многочисленные подробности рассказанной мне истории и фамилии ее участников, перескажу услышанное вкратце.

...Стахович вдов, живет один. Его бывший денщик решает ограбить своего отставного генерала. Пришел к нему на квартиру, удушил его, а потом инсценировал самоубийство, повесив жертву.

Что-то забрав, убийца уехал обратно в Елец, где жил. Там знают, что он человек небольшого достатка, поэтому затеянная им перестройка дома вызывает недоумение. Он объясняет, что ушедший из жизни Стахович оставил ему какую-то сумму в благодарность за его службу.

Но откуда это все мог узнать внук?

... Проходит много лет и денщик, понимая, что жизнь вот-вот может кончиться, решает просить Бога отпустить ему грехи.

Поп, которому исповедовался денщик, умирая, рассказал о той исповеди своему сыну. А он — своей жене. Она пыталась предать эту историю гласности, но интереса к ней не встретила. И тогда сообщила все, что знала, своей знакомой, преподавательнице какого-то учебного заведения в Ельце. Той удалось найти адрес Стаховича-внука, и она предложила ему приехать к ней. Михаил Стахович приехал в Елец и получил запись истории убийства своего деда.

Все это подробно описал Михаил Стахович в книге (вышла в 2000 году, в Австрии, на немецком языке), рассказывающей о жизни представителей рода Стаховичей.


ОН НАПИСАЛ - «ВЗЯЛ», А ВЫ ЧИТАЙТЕ - «УКРАЛ»!

В одно из посещений Никитой Михалковым могилы своих родных на Новодевичьем мне удалось побеседовать с ним и рассказать о работе над книгой «Новодевичий мемориал». Он отнесся к услышанному с интересом и пригласил меня в редакцию возобновленного им издания «Российский архив», чтобы обсудить вопрос публикации фрагментов будущей книги.

Хотя этого и не произошло, визитом тем я остался доволен, так как закончился он подарком, который я получил, можно сказать, сам от себя — в награду за просмотр (пока ожидал аудиенции) вышедших томов «Русского архива». Подарком оказался документ под названием «Перенесение праха Гоголя». Составил его писатель Лидин Владимир Германович (1894-1979).Лидина как члена правления Всероссийского Союза писателей пригласили, в числе других «понятых», присутствовать 31 мая 1931 года в Свято-Даниловом монастыре при эксгумации останков Гоголя, Хомякова и Языкова перед их перезахоронением на Новодевичьем кладбище.

Переносить прах пришлось, так как власть решила превратить Данилов монастырь в... приёмник для несовершеннолетних правонарушителей.

Лидин, как это следует из им же написанного, внимательно наблюдал за происходившим, все фиксировал, а до того, как стемнело, даже фотографировал. И все подробно изложил в составленном отчете.

Читаю его с интересом и вдруг... глазам своим не верю: «...Работа по вскрытию склепа затянулась, и начинались уже сумерки, когда могила была, наконец, вскрыта... весь остов скелета был заключен в хорошо сохранившийся сюртук табачного цвета... Я позволил себе взять кусок сюртука Гоголя, который впоследствии искусный переплетчик вделал в футляр первого издания «Мертвых душ»; книга в футляре с этой реликвией находится в моей библиотеке».

Вот так, без всякого стеснения, даже с гордостью и нескрываемым хвастовством, сообщил Лидин о содеянном им, которое иначе как святотатством не назовешь.

И надо же такому случиться, чтобы почти через полвека прах Лидина оказался в двух шагах от могилы... Гоголя.

(2-12-19)


ПОЗОРНАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ

Гоголь Николай Васильевич (1809-1852) был похоронен в Свято-Даниловом монастыре. На его могиле лежала массивная плита, в голове которой на камне с надписью «Ей, гряди, Господи Иисусе» стоял крест. Ограждала все это орнаментальная решетка работы скульптора Н.А.Андреева.

В семье скульптора хранился прижизненный рисунок писателя работы художника Э.А. Дмитриева-Мамонова, знакомого Гоголя (и дальнего родственника жены Андреева). С этого рисунка Андреев и сделал барельефный портрет Гоголя, поместив его в торец решетки.

Камень под крест, как гласит расхожая легенда, привез из Крыма поэт, философ К.С.Аксаков, а тексты из Священного Писания, выгравированные на гранях плиты-саркофага, подбирал известный литературовед С.П. Шевырев при участии Хомякова.

В 1931 году, вскоре после того, как власть приняла постановление закрыть Свято-Данилов монастырь и организовать там более приличествующее для него учреждение — приёмник-распределитель НКВД, прах Гоголя, а с ним и надгробную плиту, камень и решетку перенесли на Новодевичье. Крест сразу выбросили.

     

А спустя 20 лет, к 100-летию со дня смерти Гоголя, позорную реконструкцию его надгробия завершили: убрали камень (о его судьбе — в новелле «Укрой меня своей чугунной шинелью») и поставили памятник, сделанный скульптором Н.В.Томским.

Теперь на могиле настоящее изобилие памяти — сразу два изображения Гоголя!


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Записки некрополиста. Прогулки по Новодевичьему"

Книги похожие на "Записки некрополиста. Прогулки по Новодевичьему" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Соломон Кипнис

Соломон Кипнис - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Соломон Кипнис - Записки некрополиста. Прогулки по Новодевичьему"

Отзывы читателей о книге "Записки некрополиста. Прогулки по Новодевичьему", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.