Дмитрий Урушев - Тайна Святой Руси. История старообрядчества в событиях и лицах

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Тайна Святой Руси. История старообрядчества в событиях и лицах"
Описание и краткое содержание "Тайна Святой Руси. История старообрядчества в событиях и лицах" читать бесплатно онлайн.
Книга московского писателя Дмитрия Александровича Урушева посвящена старообрядчеству. История этого исконно русского духовного движения от трагического Раскола середины XVII века до наших дней предстает в портретах выдающихся его деятелей (протопоп Аввакум, боярыня Морозова и др.), в рассказах о достопамятных событиях. Книга написана на богатом фактическом материале, что не лишает ее легкости стиля и простоты изложения. Она будет интересна самой широкой читательской аудитории — не только подготовленным специалистам, но и людям, впервые услышавшим о старообрядчестве. Книга Урушева может быть использована в качестве учебного пособия при преподавании предмета «Основы православной культуры».
На обложке дан фрагмент картины M.B. Нестерова «Великий постриг»
В день святого апостола Андрея один брат внезапно начал громко кричать и трястись. И стало ясно, что терпит некие муки. Когда же братья сбежались, увидели его лежащим на земле, необычным образом глядящим очами, трясущимся и необычно кричащим. По велению святого Григория[207] братья взяли его, положили пред алтарем святого Андрея и молились о нем.
Этот брат вскоре исцелился, исповедался и рассказал, что ему явился некий старец и напустил на него черного пса, говоря: «Почему хочешь уйти из сего монастыря?» И <инок> сказал: «Когда я не смог уберечься от укосов пса, пришли некие монахи и просили за меня оного старца, дабы повелел оному псу отойти от меня».
И так исцелился тот брат. Потом много рассказывал, что это приключилось с ним в тот день, когда хотел уйти из монастыря.
Опубликовано: журнал «Истина и жизнь», 2005, № 3и2007,№ 1–2.
Семен Денисов
ИСТОРИЯ ОБ ОТЦАХ И СТРАДАЛЬЦАХ СОЛОВЕЦКИХ
(фрагмент)
Некий монах, именем Феоктист, выйдя ночью из обители чрез стену, пришел к ратникам. И, оставив обеты свои и отеческую обитель, оставляет и древнее церковное благочестие, лобызает Никоново новое предание. И не только себе и одной душе своей неполезное и злое ходатайствует, но и Иудиной злобе подражает, о предательстве обители помышляя. И чем Эней и Антенор[208] для троян, тем лукавый Феоктист стал своей обители, хотя и другим образом.
Был в обители пролаз из сушильной палаты сквозь крепостную стену, которым прежде воду в оную палату носили. И вначале, когда затворялись в обители, заделали тот проход кирпичами, но не очень крепко. Знавший ту дверь, оный предатель Феоктист, придя к воеводе Мещеринову, просит воинов, чтобы осмотреть тот проход, и обещает в удобное время сдать без труда обитель.
Воевода же дал ему пятьдесят воинов на совершение дела. И монах с ними многое время ходил к оному пролазу. Каждую ночь ходили к оному месту и не могли улучить подходящего времени из-за тишины и прозрачности ночей.
Когда же пришел день вселенской субботы всемирного поминания православных христиан, восхотел Господь чрез тяготы страдания Своих рабов принять в вечное успокоение. В вечер пятницы поднялась великая буря, и великий мороз со снегом спустились на обитель.
В ту ночь к одному из сотников, Логину именем, которому от начальства киновии[209] была поручена охрана крепости и проверка стоящих на караулах, когда спал он в своей келье, пришел некто и разбудил, говоря: «Логин, встань, что спишь? Воинство ратников под стеной, в крепости будут скоро!» Вскочил он, никого не увидел, и, перекрестившись, вновь лег и уснул.
Во второй раз пришел некто, говоря: «Логин, встань, что беззаботно спишь? Вот воинство ратников в крепость входит!» Вскочив же и перекрестившись, стал он размышлять, что это будет, что виденное означает? Приснившееся — не некий ли соблазн? Ибо он знал, что стражи усердно несут службу. Лег и вновь уснул.
В третий раз приступил явившийся, разбудил его и бранил, творя: «Логин, встань! Воинсгво ратников уже в крепость вошло!» Вскочив же в страхе, быстро пошел к стражам И увидал их бодро стерегущими и не слышавшими никакого нападения от ратников.
Пошел к отцам киновии, разбудил их и поведал о трехкратном явлении. Услышав об этом, они испугались и разбудили всю братию, чтобы принести Богу молебное пение, ибо была полночь. И собравшись в церковь, Господу Богу, Богородице Владычице и преподобным чудотворцам молебны с теплыми слезами сотворили. Потом отпели по чину полуиощницу и утреню. И поскольку была еще тьма великая и утро глубокое, разошлись по кельям.
В последний же час ночи, когда уже занималась заря, и стражи с караулов ушли в келью на покой, другие же на смену начали готовиться в дневной дозор, тогда прежде упомянутый предатель с воинами, улучив время, выбили ломами железными из окна кирпичи. Один за другим влезли в ту палату, пока вся ими не наполнилась. И, пойдя, разломали замки. И, открыв врата крепости, впустили в обитель воинство ратников.
А стражи, услышав шум и говор на стене, вскочили и увидели воинство, рассыпавшееся по стенам и во вратах крепости, и ужаснулись, ибо не могли и не знали, что делать.
Мужественнейшие же из них — Стефан, Антоний и еще тридцать — вышли ко вратам навстречу, как мужи, мужественно испили смертную чашу за отеческие законы: были посечены воинами во Святых вратах. Отцы же киновии и прочие слуги и трудники, услышав, а более неожиданно увидев плачевное дело, разбежались, в своих кельях затворились.
Как воевода услышал <о том>, долго не смел войти в обитель, но посылал начальников воинов умолять и увещевать иноков, дабы они, ничего не боясь, вышли из келий. Обещался никакого зла им не делать и клятвой крепкой подтверждал свое обещание. Отцы же поверили лису тому и, собравшись, вышли навстречу с честными крестами и святыми иконами.
Он же, забыв обещание, преступил и клятву: повелел воинам иконы и кресты отнять, а всех иноков и бельцов под караул по кельям развести. Сам, возвратившись в стан свой, приказал привести к себе первым сотника Самуила, мужа доброго и крепкого.
Когда же его привели, сказал ему: «Почто ты противился самодержцу и воинство посланное отбивал от ограды?» Тот мужественно отвечал: «Не самодержцу я противился, но за отеческое благочестие и за святую обитель ратовал, не пускал в ограду хотящих разорить поты преподобных отцов».
Мещеринов, разъярившись на то, повелел воинам крепко бить кулаками мужественного Самуила. И до тех пор били его, пока он от тех биений не предал честную душу свою в руки Богу. Умершего же воевода приказал унести и в ров бросить.
И после этого повелел призвать архимандрита Никанора, который от старости и от многолетних молитвенных трудов не мог ходить ногами. Но посланные, взяв его, привезли на маленьких саночках. Воевода поставил его пред собой, говоря с гневом: «Скажи мне, Никанор, чего ради противился государю? Чего ради воинство в обитель не пустили, а хотящих войти оружием отбивали?»
На это священный старец отвечал: «Самодержавному государю не сопротивлялись и никогда не помышляли сопротивляться, ибо научились от отцов царям воздавать честь более всех. Научились от апостола Бога бояться и царя почитать (1 Пет. 2, 17). Научились от Самого Христа воздавать кесарю кесарево, а Богу Божье (Мф. 22,21). Но нововведенные уставы и новшества патриарха Никона не позволяют живущим посреди вселенной соблюдать Божьи неизменные законы, апостольские и отеческие предания. Того ради мы удалились от мира, убежали от вселенной и поселились на этом морском острове в обители преподобных чудотворцев, желая по их стопам в преподобном селении руководиться их преподобными чинами, уставами и обычаями. Вас, пришедших в обитель растлить древние церковные уставы, обругать священные труды отцов, разрушить богоспасительные обычаи, правильно не пустили».
Такое и тому подобное говорил блаженный, на каждый вопрос отвечая свободным языком. Более разгневал воеводу, который укорял отца бесчестной бранью и непотребными словами. На что отец мужественно сказал. «Что величаешься, что высишься? Не боюсь тебя, ибо и самодержца душу в руке своей имею».
Это более разъярило мучителя и, вскочив с сидения, своей тростью бил он блаженного по голове, плечам и спине. Не постыдился ни иноческого образа, ни святолепных седин, ни великого сана священства. И так жестоко бил, что и зубы выбил изо рта священного блаженного <старца>.
Потом повелел воинам, веревкой уцепив за ноги, со всякой руганью и смехом (о, бесстыдная наглость!) в одной свитке бесчестно тащить многочестного <Никанора> за монастырскую ограду (на расстояние в пол поприща!) и, кинув в ров глубокий, стеречь, пока не умрет.
Когда спешно исполнялось повеление, терпел страстотерпец во время волочения хохот и смех волочивших его, удары и ушибы головой о камни и землю. И в глубочайшем рве, на лютом и нестерпимом морозе, в одной сорочке всю ночь с ранами и морозом боролся. И пред озарением дневного света ушел от тьмы настоящей жизни в немеркнущий присносущий свет, и от глубокого рва — в превысочайшее небесное царство.
Потом повелел <воевода> привести соборного старца именем Макария. На приведенного же зверски глянув, сказал: «О старче злой, откуда такой дерзости научился, чтобы царям не повиноваться, чтобы по воинству посланному стрелять, чтобы приступающих к стенам ограды оружием отгонять?»
На это отец ответствовал свободным языком: «Стояли против вас, ратников, немилостиво наступающих на святую обитель и бесстыдно стреляющих по святым церквам, ибо вы пришли насилием оружия разорить отеческие законы и разогнать Христово стадо. Того ради не повелели пускать вас в обитель и приступающих с боем прочь отбивали».
Мучитель вскочил, пораженный этим ответом, как стрелой. И немилостиво бил блаженного руками своими и жезлом по голове и щекам, пока не изнемог. Наконец повелел ноги веревкой связать и с руганью немилостиво волочить на берег моря и положить на смерзшийся лед, дабы мучим тройной болью (от воздуха, льда и воды) болезненно отошел от жизни. Терзаем таковым лютейшим мучением, такой нестерпимой стужей и морозом, страдалец перешел от стужи временного жития к блаженной весне бессмертного царствия.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Тайна Святой Руси. История старообрядчества в событиях и лицах"
Книги похожие на "Тайна Святой Руси. История старообрядчества в событиях и лицах" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Дмитрий Урушев - Тайна Святой Руси. История старообрядчества в событиях и лицах"
Отзывы читателей о книге "Тайна Святой Руси. История старообрядчества в событиях и лицах", комментарии и мнения людей о произведении.