Г. Севастьянов - Хрестоматия альтернативного разрешения споров

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Хрестоматия альтернативного разрешения споров"
Описание и краткое содержание "Хрестоматия альтернативного разрешения споров" читать бесплатно онлайн.
«Хрестоматия альтернативного разрешения споров» — первый в России сборник систематизированных материалов по методике преподавания и практического применения альтернативного разрешения споров (в целом) и его отдельных способов — третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража и посредничества (медиации).
Издание подготовлено на основе апробированных знаний и опыта как отдельных специалистов, так и российских юридических вузов и факультетов, а также выработанных в рамках Первой Всероссийской (международной) научно-методической конференции «Альтернативное разрешение споров в программах высшего и дополнительного профессионального образования» модельных программ преподавания способов АРС в качестве дисциплин (курсов).
Модельные образовательные программы могут быть использованы непосредственно для преподавания, а также в качестве основы для авторских курсов в области АРС. Учебно-методический комплекс удачно дополняется практическими рекомендациями и примерами использования указанных способов АРС.
Издание предназначено, в первую очередь, для преподавателей юридических вузов и факультетов, а также может быть успешно использовано для выработки программ дополнительного образования и повышения квалификации.
Студенты должны отчетливо понимать при выборе фабулы следующие существенные моменты: 1) с какой целью будет проведена медиация в целом; 2) чего ожидает каждая сторона от процедуры медиации и от ее результатов; 3) чем обусловлено желание сторон разрешить конфликт именно в рамках проведения медиации; 4) в чем преимущество разрешения данного конфликта путем медиации сравнительно с судебными и иными процедурами.
Учитывая данные обстоятельства, на практическом занятии, предшествующем деловой игре, либо в дополнительное время консультации и т. п. преподаватель приводит вариант фабулы конфликта с таким расчетом, чтобы учащиеся правильно были сориентированы именно на существенные моменты игры.
Опыт показывает методически верным предложение студентам в качестве образца вариант конфликта в экономической сфере между двумя (тремя и т. д.) предпринимателями, долго и успешно ведущими свой бизнес, но пришедшими в какой-то момент к недопониманию по поводу путей его дальнейшего развития.[6] Такой конфликт интересен для использования в деловой игре как с точки зрения состава его участников, так и с точки зрения демонстрации преимуществ медиации.
Для проведения игры группа делится на три или четыре подгруппы, каждая из которых готовит свою фабулу конфликта и саму медиацию.
Безусловно, самым ответственным моментом после выбора фабулы конфликта является определение медиатора в подгруппе. Целесообразно его определение в рамках общего обсуждения студентами подгруппы, но под руководством преподавателя. Поэтому уже при формировании подгруппы должен быть учтен ее состав с тем, чтобы наиболее активные и успевающие студенты не оказались в одной подгруппе. При равномерном распределении студентов в пределах подгруппы выбор на роль медиатора падает автоматически на наиболее креативного студента, проявившего себя уже в рамках проведения конференций, олимпиад и т. п. Вместе с тем опытный преподаватель может предложить в качестве медиатора и студента, который, по его мнению, сформировавшемуся как в ходе наблюдения за студентом в рамках преподавания дисциплины, так и во время обсуждения кандидатуры медиатора (обычно внутреннее желание попробовать себя в этой роли у студента достаточно несложно распознать), наиболее подходит для этой роли.
В большинстве случаев кандидатура студента, до этого не блиставшего на зачетах и экзаменах, оказывается весьма успешной для проведения медиации, так как к медиатору предъявляются несколько иные требования, чем просто хорошая память, эрудиция и т. п.[7]
На медиаторе лежит огромная ответственность за проведение медиации в целом, поэтому нельзя просто возложить на него обязанности всех сторон в проведении игры.
Вместе с тем, учитывая, что медиатор в ходе деловой игры должен полностью владеть ситуацией, желательно, чтобы он уже в рамках подготовки к игре смог реализовать отдельные свои функции.[8]
Так, медиатору чрезвычайно важно еще при подготовке к игре приступить к выполнению функций оценщика конфликта и генератора альтернативных предложений, полная реализация которых происходит уже во время деловой игры. Без предварительного сбора информации о конфликте и самих спорящих сторонах вся процедура медиации может превратиться в формальное выслушивание двух сторон.
Задача медиатора, выполняющего заранее функцию оценщика конфликта, именно создать примерный алгоритм всей медиации на основе анализа полученных данных. Такие данные определяются совместно со сторонами конфликта путем составления различного рода документов, обработки статистических данных, работой с материалами прессы и т. д. Особенно эффективно применение так называемого приема «работа на площадке партнера», когда медиатор осуществляет сотрудничество со стороной переговоров через обсуждение его проблем при одновременном открытии своей информации.[9] Именно в таком ключе и рекомендуется проводить кокусы (индивидуальные встречи) медиатора со стороной.
В итоге в ходе медиации все предложения медиатора, полученные в результате мониторинга, приобретают логичную и мотивированную аргументацию, отвечающую как здравому смыслу, так и возможным перспективам развития ситуации в будущем.
Сама деловая игра проходит в семинарской аудитории, которую заранее посредством перестановки мебели и иных изменений (наличие скатерти, вазы с цветами на столе и т. п.), создающих атмосферу уюта и доверия к происходящему, превращают в комнату для медиации.
В то время когда одна группа показывает свой вариант проведения медиации, остальные учащиеся, которые предупреждаются о том, что они не только зрители, но и аналитики происходящего, внимательно следят за происходящим, записывая свои вопросы и замечания.
Несмотря на то что медиация не имеет жестко регламентированной формы проведения, желательно, чтобы студенты готовили игру, придерживаясь единого стандарта, что позволит в дальнейшем провести общий анализ ее достоинств и недостатков. Практика указывает на оптимальность проведения деловой игры с ориентацией студентов на классические стадии проведения медиации.[10]
Начиная игру, важно задать во введении в медиацию общий тон ее проведения, для чего стороны должны обозначить приоритеты своего варианта поведения в ходе игры (агрессия, непонимание и т. п.). Здесь важно, чтобы выбранный тон и тактика стороны в медиации органично вписывалась в ее позицию по делу, а не была наигранной и нелогичной.
Наиболее часто встречающаяся ошибка в стадии представления сторон — непосредственное обращение друг к другу. Здесь существенным моментом является правильное выполнение медиатором функции активного слушателя, что весьма непросто. Часто медиатор либо вообще устраняется из процедуры медиации, либо становится единственным артистом во всей игре, чего допускать нельзя. Особое внимание медиатору надо уделить приему эхо-повтора при выслушивании сторон конфликта, возвращая сказанное стороне своими словами.
Стадия вентиляции эмоций, во многом придающая всей медиации неповторимую специфику, к сожалению, практически сводится на нет в игре. Поэтому необходимо акцентировать внимание группы на важности данной стадии, подчеркивая вместе с тем недопустимость бесполезного шума в игре. Речь должна идти именно о возможности предоставления стороне выплеска негативных эмоций по сути ее субъективного восприятия как конфликта, так и партнера. Студенты должны уяснить главное правило проведения медиации — отделение проблемы от личности.
Проводя стадию формирования повестки переговоров, важно осознание студентами, для чего они проводят медиацию. Именно здесь пригодится тот багаж знаний, который они должны получить перед деловой игрой. Четкая и конкретная формулировка вопросов, по которым пойдет дальнейшее сотрудничество, является залогом достижения взаимоприемлемого результата медиации.
Безусловно, центральной стадией медиации является выработка предложений. Именно здесь выясняется, насколько стороны и медиатор готовы к проведению деловой игры. Чем больше информации о конфликте имеется у медиатора, тем проще ему направлять стороны по пути поиска компромиссных вариантов разрешения конфликта. Важно, чтобы медиатор только давал направление для поиска альтернативных предложений, определяемых в конечном счете самими сторонами конфликта. Если не подготовить в этом направлении медиатора заранее, то результат будет вполне ожидаемый — вместо медиатора мы получим студента, выполняющего роль судьи с попыткой найти правого и виноватого, чего допускать, безусловно, нельзя.
Далее в ходе подготовки и составления соглашения выделяются существенные итоги медиации, оформляемые в виде конкретных предложений либо путем закрепления на доске соответствующих схем и диаграмм, либо с помощью использования проектора на экране (в обоих случаях возникает необходимость подготовки такого материала до проведения самой игры).
Итогом проведения медиации является примерный вариант достигнутого соглашения, которое зачитывается медиатором. Окончательный вариант соглашения по конкретной медиации предлагается изложить каждому студенту подгруппы в виде домашнего задания, что повышает в целом концентрацию студентов в ходе проведения игры.
Осуществляя выход из медиации, следует уделить внимание тому, чтобы каждая сторона смогла высказаться по поводу проведенной процедуры на предмет достигнутого соглашения и своего эмоционального состояния, что в свою очередь станет основой для дальнейшего обсуждения медиации между студентами из других подгрупп, выступавших до этого момента в качестве зрителей.
Обсуждение медиации, как правило, касается таких существенных моментов, как выбранная фабула, соблюдение стадий медиации, а также поведение медиатора. По итогам обсуждения по каждому вопросу можно определить лучшие фабулу, медиацию и медиатора.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Хрестоматия альтернативного разрешения споров"
Книги похожие на "Хрестоматия альтернативного разрешения споров" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Г. Севастьянов - Хрестоматия альтернативного разрешения споров"
Отзывы читателей о книге "Хрестоматия альтернативного разрешения споров", комментарии и мнения людей о произведении.